ВОЕННО-МОРСКИЕ СИЛЫ - ЗВО - 10/2000

ВОЕННО-МОРСКИЕ СИЛЫ США - КУРС В XXI ВЕК
(Основные направления развития подводных сил)

Капитан 1 ранга В. КОНСТАНТИНОВ

По мере совершенствования военно-морской техники и вооружений, появления и внедрения новейших технологий круг задач, возлагаемых на подводные лодки (ПЛ), последовательно расширяется. Во многом это предопределяется и возрастающим значением таких присущих им качеств, как скрытность действий, автономность, мобильность. По мнению американских специалистов, на протяжении двух-трех десятилетий нового века подводные лодки будут способны выполнять следующие задачи.
- Участие в завоевании господства в заданном морском районе. Выполнение этой задачи предполагает создание условий для развертывания корабельных группировок и лишение противника возможности беспрепятственно использовать свои силы в этом районе.
- Высокоточное поражение. Заблаговременный выход подводных лодок на рубеж применения оружия и поражение (с получением приказа) командных пунктов и других важных объектов высокоточными ракетами.
- Скрытая высадка разведывательно-диверсионных подразделений, в том числе с помощью подводных аппаратов.
- Огневая поддержка. Подводные лодки должны быть способны наносить удары различным оружием (торпеды, крылатые и оперативно-тактические ракеты) для оказания поддержки силам на берегу и в море.
- Ведение разведки. ПЛ должны обладать возможностями для длительного сбора разведывательных сведений в интересах как корабельной группировки, так и высшего военного руководства.
- Противолодочные действия. Эта задача предполагает ведение борьбы с ПЛ противника прежде всего в целях защиты морских перевозок в открытом океане и прибрежных районах, а также слежение за ракетными лодками в мирное время и готовность уничтожить их с получением приказа.
- Противокорабельные действия. Помимо традиционных боевых средств поражения кораблей и торговых судов подводные лодки должны нести оружие, предназначенное для борьбы с быстроходными малоразмерными катерами, принимать участие в блокадных действиях, обнаруживать и перехватывать суда, нарушающие соглашения по контролю за вооружениями или участвующие в наркобизнесе.
- Стратегическое сдерживание. Атомные ракетные подводные лодки, считающиеся наиболее живучим компонентом стратегических сил, несут более половины стратегических ядерных боезарядов. Постоянное совершенствование БРПЛ призвано гарантировать сохранение эффективности этих кораблей в предстоящие десятилетия.
- Противоракетная и противовоздушная оборона. Считается, что в недалеком будущем подводные лодки могут стать одним из компонентов систем национальной ПРО и ПРО на театре военных действий. При развертывании вблизи побережья противника они будут в состоянии перехватывать баллистические и оперативно-тактические ракеты на активном участке траектории. Кроме того, в перспективе лодки предполагается вооружить зенитными ракетами для самообороны и обороны района от вертолетов и самолетов.
- Минные и противоминные действия. Скрытая постановка лодками минных заграждений призвана затруднить противнику использование прибрежных вод и существенно ограничить развертывание его кораблей. Выявление лодками минных полей противника будет способствовать успеху десантной операции.
Успешность выполнения перечисленных выше задач напрямую связывается с результатами технологических исследований и разработок, выполняемых по нескольким направлениям. Наиболее важными из них признаны работы по обеспечению скрытности действий, развитию активных и пассивных методов снижения шумности, созданию комбинированного покрытия корпуса, ограничению отражающей способности лодок, их радиолокационной, визуальной и инфракрасной заметности, разработке способов электрoмагнитного управления турбулентностью пограничного слоя и малошумных систем пуска оружия.
Другое направление исследовании относится к архитектуре подводных лодок. Так, анализируются преимущества двухкорпусной конструкции, изыскиваются новые конструкционные материалы, включая неметаллические, изучаются новые формы ограждения выдвижных устройств и кормовой оконечности. Ряд специалистов считает, что настало время отказаться от установки на лодках торпедных аппаратов, калибр и габариты которых ограничивают возможности по разработке нового поколения подводного оружия.
Совершенствование радиоэлектронного вооружения предполагает разработку встраиваемых в корпус антенн, что позволило бы отказаться от громоздкой носовой сферической антенны гидроакустического комплекса, а также применение выставляемых (забортных) средств обнаружения, новых средств, обеспечивающих надежную связь с командованием и всеми элементами корабельных группировок, объединенных и коалиционных формирований. На перспективных лодках будет установлена новая разведывательная аппаратура.
Новейшие технологии могут способствовать увеличению полезной нагрузки подводных лодок, расширению их наступательных и оборонительных возможностей, оснащению не только торпедами, минами и ракетами, но и противоракетами, противоспутниковым оружием или ракетами-носителями для вывода на орбиту ИСЗ. Кроме того, должны быть повышены возможности по транспортировке и высадке подразделений сил специальных операций и средств их доставки.
Исследования в области энергетики направлены на снижение массогабаритных характеристик энергетических установок при сохранении достигнутой мощности и внедрение системы электродвижения.
Наконец, еще одно направление технологических разработок предусматривает создание и оснащение подводных лодок автономными подводными и беспилотными летательными аппаратами (АПА и БЛА соответственно), которые позволят расширить зону освещения обстановки, а в более отдаленной перспективе могут стать и носителями оружия.
Результаты всех этих перспективных исследований и разработок уже используются при проектировании строящихся и модернизации существующих подводных лодок.
 
Атомные ракетные подводные лодки. На долю этого наиболее живучего компонента американской стратегической ядерной триады приходится 35 проц. финансовых средств, выделяемых на стратегические наступательные силы (СНС), 54 проц. всех ядерных зарядов и только 1,5 проц. личного состава ВМС. Начиная с 1960 года ПЛАРБ совершили свыше 3 500 выходов на боевое патрулирование.
В настоящее время СНС морского базирования представлены 18 ПЛАРБ типа <Огайо>, введенными в строй в период с 1981 по 1997 год. Десять их них, вооруженных баллистическими ракетами (БР) <Трайдент-2>, базируются на Восточном побережье США (ВМБ Кингс-Бей, штат Джорджия) и восемь с БРПЛ <Трайдент-1 > - на Западном (ВМБ Бангор, штат Вашингтон). БР <Трайдент-1> с дальностью стрельбы до 8 000 км оснащены разделяющейся головной частью (РГЧ) Mk4 с восемью боеголовками мощностью по 100 кт. Ракета <Трайдент-2> более поздней разработки несет РГЧ Мк5 с боеголовками мощностью 300 - 475 кт и обладает большей стартовой и забрасываемой массой, повышенными точностью и дальностью стрельбы. В связи с этим реализуется программа перевооружения четырех ПЛАРБ (SSBN-730 - 733) на ракеты <Трайдент-2>. Заказ на производство 24 шахтных пусковых установок (ШПУ) для первой из этих лодок (<Аляска>) был выдан корпорации <Нортроп - Грумман> в 1998 году. В мае 2000 года ПЛАРБ <Аляска> была поставлена на судоверфь <Пьюджет-Саунд> для переоборудования (в течение 18 месяцев) ракетного отсека. В следующем году аналогичные работы начнутся на ПЛАРБ <Невада>, а затем - на <Генри Джексон> и <Алабама>. Как сообщалось в зарубежной прессе, американские ВМС располагают 372 ракетами <Трайдент-2> и их закупки продолжаются. Еще несколько лет промышленность будет поставлять флоту ежегодно по 12 БР этого типа.
Недавно проведенное обследование технического состояния ракетных лодок выявило возможность продления срока их службы с 30 до 42 лет. Таким образом, самый <старый> из 14 ракетоносцев, вооруженных БР <Трайдент-2>, останется в строю до 20-х годов нового столетия. В связи с этим разрабатываются программы модернизации гидроакустических комплексов и связной аппаратуры, создания перспективных систем, обеспечивающих скрытность и безопасность действий ПЛАРБ. Так, началось уже оснащение лодок новой автоматизированной системой гидроакустического противодействия WLY-1, предназначенной для обнаружения торпед и пуска ловушек.
С учетом положений Договоров СНВ-1 и СНВ-2, ограничивающих суммарное число пусковых установок и определяющих поэтапное сокращение количества боеголовок на БР подводных лодок до уровня 1 750 единиц, принято решение о выводе из состава СНС в 2003 - 2004 годах первых четырех ПЛАРБ типа <Огайо> (бортовые номера 726 - 729). Поскольку эти лодки могут эксплуатироваться еще более двух десятилетий, командование ВМС выдвинуло проект, предусматривающий их переоборудование в подводные <корабли-арсеналы>, способные нести значительное количество крылатых ракет и использоваться в качестве мобильных баз для относительно крупных подразделений сил специальных операций (ССО). Диаметр ШПУ для БР <Трайдент> превышает 2 м, поэтому в переоборудованной шахте могут быть размещены семь КР <Томахок>.
Рассматриваются несколько возможных вариантов такого переоборудования. Согласно одному из них для размещения КР намечается использовать 22 ракетные шахты (в этом варианте подводная лодка будет нести 154 КР <Томахок>), а две шахты - для размещения оружия и снаряжения разведывательно-диверсионных групп (РДГ). Повышенная скрытность высадки РДГ достигается использованием специализированных подводных средств доставки (ПСД). В варианте ПЛА-носителя двух перспективных ПСД типа ASDS две шахты переоборудуются в шлюзовые камеры, еще две - в хранилища, а в остальных 20 размещаются 140 крылатых ракет. Считается также возможным переоборудовать эти лодки в носители двух палубных контейнеров DDS, что сократит боекомплект КР до 126. Такие ПЛА смогут принимать на борт подразделения ССО численностью 66 человек на длительный период и до 102 человек на короткие сроки.
С технической точки зрения, как считают американские специалисты, реализация этого проекта особых трудностей не представляет, однако из-за проблем договорного и финансового характера принятие решения по нему откладывается. По оценкам экспертов, стоимость переоборудования четырех ПЛАРБ может составить 2 - 2,4 млрд долларов, но если работы провести с соблюдением положений Договора СНВ-1, требующих вырезки ракетного отсека или удаления всех ШПУ, она возрастет до 3,7-4,4 млрд. При сохранении ШПУ для размещения крылатых ракет переоборудованные подводные лодки формально могут по-прежнему считаться носителями стратегического оружия. За ними будут числиться так называемые <фантомные> (засчитываемые, но реально не установленные) боеголовки. В связи с этим определенные надежды возлагаются на переговорный процесс, в ходе которого американская сторона намерена добиться либо пересмотра Договора СНВ-1, либо включения в Договор СНВ-3 пункта о том, что ПЛАРБ, прошедшие перевооружение на крылатые ракеты, не должны учитываться при определении предельного уровня стратегических вооружений.
 
Многоцелевые атомные подводные лодки. На начало 2000 года в строю находились 56 атомных подводных лодок (ПЛА). Это количество командование флота считает предельно необходимым, поскольку до 20 ПЛА в любое время должны находиться в море, включая 10- 12 в составе передовых группировок. Установленный ранее уровень сокращения состава подводных сил до 50 ПЛА по прошествии нескольких лет признан неприемлемым, так как он определялся исходя из финансовых возможностей и не учитывались все оперативные потребности. В недавно выполненном по заданию комитета начальников штабов исследовании содержатся рекомендации поддерживать количество ПЛА на уровне 55 - 68 до 2015 года и 62 - 76 единиц- до 2025-го.
Возможные пути достижения этих уровней командование ВМС видит в осуществлении перезарядки ядерных реакторов четырех ПЛА типа <Лос-Анджелес>, ранее намечавшихся к выводу из состава флота, переоборудовании четырех ПЛАРБ типа <Огайо> и создании на их основе уникального подкласса ударных ПЛА, продлении срока службы лодок типа <Лос-Анджелес> до 33 лет, увеличении темпов строительства ПЛА типа <Вирджиния>. Предложение повысить интенсивность эксплуатации лодок благодаря назначению двух экипажей на один корабль вместо наращивания количественного состава подводных сил поддержки не получило. Как выразился один из адмиралов-подводников, в этом случае <выигрыш - пенни, проигрыш - фунт> из-за того, что ускоренный износ энергетической установки на несколько лет сократит срок службы лодок и потребности в дополнительных ПЛА в перспективе еще более обострятся.
В настоящее время на верфях фирм <Электрик боут> и <Ньюпорт-Ньюс шипбилдинг> ведется строительство первых двух атомных подводных лодок типа <Вирджиния>. Кораблестроительной программой на 2001 -2005 годы предусмотрено финансирование постройки последующих ПЛА (с темпом по одной ежегодно), а начиная с 2006 года командование ВМС рассчитывает строить по две ПЛА в год. При этом суммарные расходы на строительство всей серии ПЛА (30 единиц) могут составить 67 млрд долларов.
ПЛА <Вирджиния> спроектирована для выполнения широкого спектра задач в ходе локальных войн и региональных конфликтов с учетом особенностей действий в прибрежных районах. В то же время она сохранит возможности выполнения традиционных боевых задач в океанских зонах и по своим характеристикам, согласно требованиям на разработку, должна превосходить новейшие подводные лодки любого потенциального противника.
В состав вооружения ПЛА входят расположенная вне прочного корпуса установка вертикального пуска на 12 крылатых ракет <Томахок> и четыре 533-мм торпедных аппарата с боекомплектом 26 торпед Mk48, часть из которых может заменяться противокорабельными ракетами <Гарпун>, минами <Кэптор> или КР <Томахок>, в том числе с ядерными боевыми частями.
Для транспортировки и высадки подразделений сил специальных операций ПЛА оборудуется шлюзовой камерой, вмещающей девять человек, и устройствами, позволяющими на период выполнения задачи устанавливать на верхней палубе контейнер DDS, состоящий из барокамеры, переходного отсека и ангара, или перспективное подводное средство доставки боевых пловцов ASDS (СмПЛ <сухого> типа). Конструкция торпедного отсека позволяет в короткие сроки подготовить ПЛА к выполнению специализированных задач. За счет демонтажа части стеллажей, на которых хранится боезапас, в отсеке могут быть размещены 40 боевых пловцов, а при ведении минной разведки вместо шести - семи торпед в нем устанавливаются два подводных аппарата системы LMRS и аппаратура управления ими.
Активная зона ядерного реактора S9G, которым оснащаются ПЛА этого типа, рассчитана на эксплуатацию в течение всего планируемого срока службы корабля, то есть на 33 года.
Благодаря реализации новых компьютерных технологий и открытой архитектуры возможности новой автоматизированной системы боевого управления (АСБУ) по обработке сигналов и данных будут в десятки раз превышать соответствующие параметры существующих АСБУ американских подводных лодок. Широкое применение внешних источников информации, включая беспилотные летательные и подводные аппараты, а также выставляемые гидроакустические излучатели, в сочетании с перспективными средствами связи, по замыслу разработчиков, позволят ПЛА этого типа эффективно действовать как автономно, так и в составе разнородных группировок ВМС и объединенных формирований ВС. По условиям контракта подрядчики обязаны предусмотреть вероятность по модернизации ПЛА для последовательного повышения боевых возможностей в процессе строительства очередных корпусов. В этих целях предполагается расширение боекомплекта благодаря разработке и принятию на вооружение укороченных вдвое торпед, лодочного варианта оперативно-тактической ракеты НТАКМС или управляемой ракеты <Стандарт> в ударном варианте, самотранспортирующейся мины, выставляющей два заряда в различных точках, 152-мм быстроходной противоторпеды, новых средств гидроакустического противодействия, а также управляемой по оптоволоконной линии связи ракеты для борьбы с катерами и малоскоростными воздушными целями. Кроме того, планируется оснастить лодки аппаратурой управления БЛА, запускаемых с наземных или корабельных установок, а со временем и непосредственно с борта ПЛА.
В 1997 и 1998 годах в состав ВМС США были введены многоцелевая атомная подводная лодка <Сивулф> (рис. 4) и однотипная с ней <Коннектикут> (подводное водоизмещение 9 150 т, длина 107,6 м, ширина 12,9 м, вооружение - восемь торпедных аппаратов, 50 КР <Томахок>, ПКР <Гарпун> и торпед Mk48). Третья и последняя в этой серии ПЛА <Джимми Картер> находится в стадии строительства на верфи компании <Электрик боут>.
В декабре 1999 года командование ВМС заключило с этой компанией контракт стоимостью 887 млн долларов, предусматривающий внесение существенных изменений в проект этой лодки. В частности, между носовым и реакторным отсеками должна быть установлена дополнительная секция двухкорпусной конструкции, названная <осиной талией>: прочный корпус этой секции будет иметь уменьшенный диаметр, что позволит увеличить объем межкорпусного пространства, а легкий корпус - совпадать с обводами ПЛА. Помещения прочного корпуса предполагается использовать, в частности, для оборудования спальных мест на 50 боевых пловцов, а межкорпусное пространство предназначается для размещения ракетного, торпедного, минного оружия, подводных аппаратов различного назначения и разведывательной аппаратуры. Для пуска оружия и подводных аппаратов секция оборудуется крупноразмерными верхним и нижним люками. В связи с большим объемом работ ввод в строй этой подводной лодки перенесен с 2001 на 2004 год.
Решение о завершении строительства ПЛА <Джимми Картер> по измененному проекту увязывается с развертыванием в США работ по определению конфигурации атомных подводных лодок следующего поколения, которые войдут в состав флота после 2020 года, то есть по завершении программы строительства серии ПЛА типа <Вирджиния>. Предварительные выводы и рекомендации на основании уже проведенных в данном направлении исследований сводятся к тому, что для повышения боевой эффективности перспективных ПЛА потребуется расширить носимый ими боекомплект по номенклатуре и количеству, преодолев ограничения, налагаемые конструктивными особенностями существующих торпедных аппаратов, и создав новые системы хранения и пуска. Одним из возможных путей решения этой технической задачи может стать отказ от традиционной для американского подводного кораблестроения ориентации на однокорпусную конструкцию подводных лодок, частичный или полный отказ от торпедных аппаратов и переход к размещению оружия вне прочного корпуса.
Передача флоту ПЛА <Джимми Картер> в середине 2004 года послужит, по мнению американских специалистов, сигналом для разработки и проведения испытаний нового поколения подводных аппаратов, имитаторов ПЛ, выставляемых автономных гидроакустических излучателей длительного действия, мин, торпед и ракет, которые не будут ограничены калибром, габаритами и цилиндрической формой ТА. Оружие может оснащаться нераскрывающимися крылом, рулями или другими органами управления, выходящими за габариты корпуса торпеды или ракеты. Возможность сбрасывания оружия с держателей (подобно бомбометанию с самолета) повысит скрытность его применения.
Кроме того, эту ПЛА предполагается использовать для выполнения таких специфических задач, как установка регистрирующей аппаратуры на подводные кабели связи, подъем с морского дна затонувших объектов, а также для испытаний перспективных средств доставки боевых пловцов, системы управления действиями подразделений ССО.

Окончание следует


HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz