ВОЕННО-МОРСКИЕ СИЛЫ - ЗВО - 11/2000

ВОЕННО-МОРСКИЕ СИЛЫ США КУРС В XXI ВЕК
(Основные направления развития подводных сил)

Капитан 1 ранга В. КОНСТАНТИНОВ

Xод выполнения программы строительства новых многоцелевых подводных лодок свидетельствует о том, что в течение первых двух десятилетий XXI века в составе американских подводных сил общего назначения будут по-прежнему преобладать ПЛА типа <Лос-Анджелес>. В связи с этим командование ВМС осуществляет ряд мер, направленных на повышение их боевых возможностей в соответствии с новыми концепциями применения сил флота.
В частности, в одной из реализуемых в настоящее время программ предусматривается проведение модернизации системы управления оружием Mk2 с учетом поступления на вооружение ПЛА усовершенствованных образцов ракетного и торпедного оружия. Кроме того, разработана и испытана новая подсистема управления стрельбой крылатых ракет (ATWCS - Advanced Tomahawk Weapon Control System), позволяющая сократить время реакции и повысить универсальность и эффективность боевого применения КР. Благодаря сопряжению этой подсистемы с береговым и плавучим центрами планирования ракетных ударов сокращается время, необходимое на обновление полетных заданий КР. В 1998 году опытные образцы подсистемы были установлены на двух ПЛА типа <Лос-Анджелес>, а с 1999-го начинается поставка на лодки ее серийных образцов.
На ПЛА <Гринвилл> выполнены работы по ее переоборудованию в носитель подводного средства доставки подразделений специального назначения типа ASDS (Advanced Swimmer Delivery System). В ближайшие годы аналогичной модернизации подвергнутся еще пять ПЛА. Одна из подводных лодок типа <Лос-Анджелес> используется для проведения испытаний и опытной эксплуатации прототипа системы минной разведки на базе подводных аппаратов. Серийные образцы этой системы поступят на вооружение в 2004 году.
С 1998 года осуществляется программа A-RCI (Acoustic-Rapid COTS Insertion), целью которой является оснащение американских подводных лодок гидроакустическим комплексом с повышенной чувствительностью приемного тракта и производительностью вычислительных средств, применением открытой архитектуры, широким использованием в комплексе программно-аппаратных средств гражданского назначения.
Участие ПЛА в действиях объединенных оперативных формирований ВС США потребовало внесения существенных изменений в организацию радиосвязи и режима использования РТС, оснащения ПЛА радиоаппаратурой, обеспечивающей двусторонний обмен информацией в объеме, который ранее был доступен только надводным кораблям. С учетом новых требований в период с 1999 по 2005 год на ПЛА типа <Лос-Анджелес> планируется выполнить работы по автоматизации радиорубки, оснащению буйковой антенной для обеспечения двусторонней связи в диапазоне метровых и дециметровых волн между береговым узлом связи и ПЛА при ее скорости хода б уз и глубине погружения до 90 м, а также фазированной антенной типа HDR (High Data Rate), устанавливаемой на выдвижном устройстве, и терминалами спутниковых систем связи, обеспечивающими прием информации в миллиметровом диапазоне.
Ракетные и многоцелевые атомные подводные лодки ВМС США оснащены универсальными торпедными аппаратами, которые позволяют вести стрельбу торпедами, крылатыми и противокорабельными ракетами, запускать имитаторы подводных лодок и ставить мины. С поступлением на вооружение ПЛА системы минной разведки LMRS они будут использоваться также для выпуска и приема специальных подводных аппаратов.
В современных ТА применяется принудительный метод пуска оружия с помощью пневмогидравлической системы стрельбы. По принятой в американском подводном кораблестроении схеме торпедные аппараты размещаются в первом отсеке побортно в два яруса на расстоянии нескольких метров от носовой оконечности и под углом к диаметральной плоскости. Тем самым носовая оконечность освобождается для установки крупной сферической антенны гидроакустического комплекса. Почти все американские подводные лодки имеют на вооружении четыре 533-мм ТА. Только на трех ПЛА типа <Сивулф> установлены восемь 660-мм ТА Mk69.
В разрабатываемых для ПЛА типа <Вирджиния> торпедных аппаратах используются технологические решения по обеспечению их ударостойкости и обесшумливания процесса стрельбы, примененные на ПЛА <Сивулф>, а пневмогидравлическая система Мк20 создается на основе и с учетом опыта эксплуатации аналогичных по принципу действия систем Мк19 и Мк21.
Вместе с тем в течение ряда лет параллельно ведется разработка так называемой эластомерной системы стрельбы EES (Elastomeric Ejection System). По мнению специалистов, оснащение ею перспективных ПЛА позволит не только добиться дальнейшего уменьшения шумоизлучения при пуске оружия, но и снизить стоимость комплекса торпедного оружия на 5 - 8 млн долларов в расчете на один корпус. В качестве основного рабочего механизма в данной системе выступает диск, изготовленный из эластомерного материала, который обладает способностью испытывать значительные упругие деформации. Диск служит для временного накопления энергии за счет упругой деформации под влиянием нагрузки. После прекращения ее действия он отдает накопленную энергию и восстанавливает свою первоначальную форму.
Начиная с 1994 года разработку системы ведут специалисты научно-исследовательского центра подводных систем вооружения (г. Ньюпорт) и кораблестроительной фирмы <Электрик боут>. В течение нескольких лет работы были направлены на подбор состава композиции (каучук, наполнители, пластификаторы), удовлетворяющего требованиям по прочности при растяжении, твердости, износостойкости, а также на создание подмасштабных образцов и проведение их испытаний.
Современный этап работ характеризуется созданием полноразмерного образца эластомерного диска, имеющего диаметр 2,1м, массу 1 360 кг, толщину в центральной части 30 см. При полной нагрузке диск растягивается и накапливает энергию, позволяющую при снятии нагрузки развить мощность до 2 400 л. с. В ходе испытаний на усталость от напряжений его прототип выдержал свыше 6 400 циклов полного растяжения при установленном нормативе 2 200 циклов.
Демонстрационные испытания полномасштабной модели EES запланированы на осень 2000 года. По их результатам может быть принято решение об оснащении этой системой строящихся ПЛА типа <Вирджиния>. В случае положительного решения производство компонентов ESS начнется в 2003 году с тем, чтобы установить ее на четвертой ПЛА в серии и испытать в море в 2006-м.
Современная концепция боевого применения ВМС США, известная под названием <Действия с моря>, к одной из основных задач, решаемых подводными лодками при действиях в прибрежных районах в мирное и военное время, относит высадку на побережье и последующую эвакуацию подразделений сил специальных операций.
Считается, что высадку небольшой разведывательно-диверсионной группы (РДГ) может выполнить любая ПЛА, но максимальная эффективность и скрытность действий дoстигается в том случае, когда подводная лодка оборудована специальными транспортировочными средствами, к числу которых, в частности, относятся упоминавшиеся выше палубные контейнеры DDS (Dry Deck Shelter). Такой контейнер (масса 30т, длина 11,6м, ширина и высота по 2,75 м) состоит из трех отсеков, выполнен из стали HY-80 и рассчитан на рабочую глубину погружения подводной лодки. Для придания ему обтекаемой формы отсеки закрыты стекловолоконным обтекателем. Носовой сферический отсек используется в качестве барокамеры, а средний (переходной) служит для прохода личного состава из помещений ПЛА в концевые отсеки контейнера. Кормовой отсек, называемый ангаром или док-камерой, предназначен для размещения подводного средства доставки SDV (Swimmer Delivery Vehicle) или до 20 человек и четырех надувных лодок CRRC, хранящихся в сложенном состоянии. Каждый из отсеков герметизируется индивидуально (в них может создаваться давление, соответствующее забортному на глубине 45 м).
Контейнер DDS устанавливается на фундаменты, наваренные на верхнюю палубу ПЛА таким образом, чтобы люк его переходного отсека совпадал с кормовым выходным люком подводной лодки, образуя стыковочный узел. Кроме того, при переоборудовании в носитель контейнера ПЛА оснащается дополнительными кабельными вводами, вдувным и вытяжным трубопроводами системы вентиляции, арматурой и трубопроводами осушительной системы.
В 80-х годах американские ВМС получили шесть таких контейнеров. В эти же годы были дооборудованы и использовались в качестве носителей подводные лодки <Джон Маршалл> и <Сэм Хьюстон> (бывшие ПЛАРБ типа <Этен Аллен>), <Арчерфиш>, <Кавелла>, <Л. Мендел Риверс>, <Силверсайд>, <Танни>, <Уильям X. Бейтс> (все типа <Стерджен>), <Джеймс К. Полк> и <Камехамеха> (бывшие ПЛАРБ типа <Лафайет>), Лодки типа <Стерджен> несли по одному контейнеру, а бывшие ПЛАРБ - по два. Ввиду истечения сроков службы большая часть этих лодок выведена из состава флота. Оставшиеся в составе ВМС США две ПЛА - <Мендел Риверс> и <Камехамеха>, подлежат списанию в течение 2001 года.
Для восстановления возможностей подводных сил по обеспечению действий ССО командование ВМС приняло решение о переоборудовании в носители палубных контейнеров пяти ПЛА типа <Лос-Анджелес>. Первая из них - <Даллас> - после завершения работ в начале 2000 года успешно провела ходовые испытания, имея на борту подразделение ССО численностью 35 человек. Во время испытаний была осуществлена высадка на побережье и последующая эвакуация четырех РДГ с использованием подводного средства доставки (ПСД) и надувных лодок. В 1999 - 2000 годах профинансированы работы по переоборудованию ПЛА <Буффало>, <Ла Холья>, <Лос-Анджелес> и <Филадельфия>. На ближайшую перспективу в качестве носителей таких аппаратов рассматриваются также ПЛА <Джимми Картер> (третья в серии <Сивулф>), несколько единиц в серии строящихся ПЛА типа <Вирджиния>, а также подлежащие выводу из боевого состава четыре ПЛАРБ типа <Огайо>.
Палубные контейнеры предназначены для временной установки (в период выполнения боевой задачи или проведения учений) на переоборудованную подводную лодку-носитель как в базах континентальной части США, так и в передовых пунктах базирования, куда они могут доставляться самолетами С5А, автомобильным и морским транспортом. Для этого каждому контейнеру придается транспортная платформа.
Применяемое из палубных контейнеров ПСД относится к аппаратам <мокрого> типа, в которых экипаж и пассажиры находятся в заполняемых водой отсеках и подвержены воздействию низких температур, что является основным недостатком этих средств, так как гипотермия может наступить после нескольких часов пребывания человека в воде даже при температуре 21°С. К концу 90-х годов все ПСД этого типа, состоящие на вооружении двух отрядов специальных транспортировочных средств командования ССО, прошли модернизацию с целью продления срока службы, увеличения вместимости, дальности действия и скорости хода, а также замены оборудования. В результате выполненных работ ПСД Мк8 мод. 1 (рис. 2) длиной 6,5 м вмещает восемь человек, два из которых находятся в носовом отсеке, выполняя функции рулевого и штурмана, а остальные члены РДГ - в кормовом отсеке. Корпус ПСД выполнен из композиционных материалов. Электродвигатель работает от серебряно-цинковой аккумуляторной батареи и обеспечивает дальность действия 36 миль при скорости хода 6 уз. На практике продолжительность использования ПСД под водой ограничивается 3 - 4 ч из-за опасности переохлаждения экипажа.
Для доставки на берег относительно крупных подразделений ССО используются надувные лодки CRRC (Combat Rubber Raiding Craft) с подвесными моторами, которые в сложенном виде хранятся в ангаре (при необходимости - дополнительные - в надстройке подводной лодки или в хранилище, оборудованном в бывшей ракетной шахте). Подготовка CRRC к использованию с помощью корабельной системы сжатого воздуха занимает не более 2 мин. Лодка при этом может находиться в надводном или позиционном положении. Этот способ доставки разведчиков-диверсантов является менее скрытным, чем первый, но считается более предпочтительным, когда нужно высадить на берег в короткие сроки подразделение ССО численностью несколько десятков человек. В лодке (ее масса 120 кг, длина 4,7м, ширина 1,9м, осадка 0,6 м) размещаются девять человек - рулевой и восемь боевых пловцов в полном снаряжении. При оснащении подвесным мотором мощностью 55 л. с. она развивает скорость хода до 18 уз при дальности плавания 65 миль.
С целью повышения эффективности действий подразделений ССО осуществляется программа создания подводных средств доставки <сухого> типа ASDS (Advanced SEAL Delivery System), обладающих повышенной автономностью, более комфортными условиями для личного состава и обеспечивающих определенный уровень его защищенности от воздействия оружия. В отличие от ПСД Мк8, которое может рассматриваться как транспортный подводный аппарат, при разработке и строительстве ASDS применены элементы конструкции сверхмалых подводных лодок (СмПЛ). В частности, новое ПСД (длина 19,8 м, ширина 2,4 м, водоизмещение 55 т) имеет двухкорпусную конструкцию. С учетом повышенных требований к ударостойкости его прочный корпус цилиндрической формы выполнен из стали и имеет два отсека, разделенных шлюзовой камерой. В носовом отсеке расположен компьютеризированный пост управления движением с четырьмя дисплеями, обслуживаемый двумя офицерами. Кормовой отсек вмещает восемь боевых пловцов и их снаряжение. Шлюзовая камера оборудована верхним и нижним люками, обеспечивающими вход (выход) боевых пловцов. Средство доставки устанавливается на верхней палубе дооборудованной ПЛА таким образом, чтобы нижний люк шлюзовой камеры совпадал с выходным люком подводной лодки.
В интересах повышения живучести ПСД балластные цистерны установлены внутри прочного корпуса. В соответствии с заданием корпус должен выдерживать не только давление воды, но и ударные нагрузки, возникающие в результате взрывов мин, глубинных бомб и другого оружия. Легкий корпус, выполненный из композиционных материалов, на большей части длины имеет прямоугольную в сечении форму с обтекаемыми носовой и кормовой оконечностями. Для уменьшения акустической заметности на него нанесено шумопоглощающее покрытие. Массогабаритные характеристики ПСД позволяют осуществлять его экстренную переброску в удаленные районы транспортными самолетами С-5 и С-17.
На ПСД типа ASDS установлены гребной электродвигатель мощностью 55 л. с. и четыре выдвижные подруливающие устройства, расположенные побортно в носу и корме и предназначенные для улучшения маневренности и управляемости на малой скорости хода. В качестве источника энергии выбрана серебряно-цинковая аккумуляторная батарея, элементы которой размещены в 14 титановых цилиндрах диаметром 0,64 и длиной 1,6 м. Возможно оснащение ПСД литиевой батареей, если сравнительные испытания покажут ее преимущества. Энергетическая установка обеспечивает дальность плавания 125 миль при скорости хода 8 уз.
Средство доставки оснащено ГАС обнаружения препятствий, гидролокаторами бокового обзора, инерциальной навигационной системой, приемником КРНС NAVSTAR, а также двумя заваливающимися мачтами производства британской фирмы <Маркони>, (приводятся в вертикальное положение гидравлическими подъемниками), которые несут оптоэлектронную аппаратуру и связные антенны.
Со времени выдачи заказа (в 1994 году) на проектирование и строительство головного образца профамма ASDS претерпела ряд существенных изменений в отношении стоимости, сроков реализации и типов носителей. Так, если первоначально расходы на создание головного образца оценивались в 13 8 млн долларов, то в результате переработки проекта, смены субподрядчиков и по другим причинам его фактическая стоимость возросла до 230 млн долларов, а ввод в строй перенесен с 1997 на конец 2000 года. С октября 1999 по май 2000 года в районе Восточного побережья США была проведена серия испытаний этого ПСД. В июне 2000 года самолетом С-5А он был переброшен в ВМБ Пёрл-Харбор для проведения завершающего этапа испытаний.
Финансирование дальнейшего строительства (с темпом одно ПСД в два года) начнется в 2002 году. В связи с этим принято решение ограничиться выполненным переоборудованием одной из лодок типа <Лос-Анджелес> (<Гринвилл>), которая уже используется как носитель головного образца, а носителями следующих ПСД будут новые ПЛА типа <Вирджиния>, соответствующим образом оборудуемые непосредственно в ходе постройки. В случае принятия решения о переоборудовании четырех ПЛАРБ типа <Огайо> в ПЛА с крылатыми ракетами они также могут стать носителями ASDS. По мере завершения строительства ПСД будут придаваться 1 и 2-му отрядам специальных транспортировочных средств (соответственно Тихоокеанского и Атлантического флотов).
При разработке новых проектов и программ модернизации ПЛА американские специалисты особое внимание уделяют технологическим решениям, позволяющим снижать акустические сигнатуры подводных лодок для обеспечения скрытности действий и эффективной работы их гидроакустических комплексов. Важную роль при поиске таких решений играет акустический полигон, развернутый на оз. Пен-Орей (штат Айдахо) и обслуживаемый личным составом отряда акустических исследований ARD (Acoustic Research Detachment), который организационно входит в состав научно-исследовательского центра подводных систем оружия и военной техники ВМС (г. Вашингтон). Оперативный центр полигона находится в г. Бейвью.
На полигоне проводятся исследования и испытания перспективных технических средств: малошумных движителей подводных лодок, корпусных противогидролокационных и комбинированных покрытий, стеклопластиковых обтекателей антенн ПЛА и их покрытий, широкоапертурных и новых протяженных буксируемых антенн подводных лодок. Значительная часть работ выполняется с помощью крупномасштабных самоходных и несамоходных моделей подводных лодок.
С 1988 года на полигоне используется модель LSV-1 <Кокани>, созданная в Юго-Западном исследовательском институте (г. Сан-Антонио, штат Техас). Ее водоизмещение 155 т, длина 27,1 м, ширина 3,1 м, осадка 2,9 м. Модель оснащена гребным электродвигателем мощностью 3 000 л. с. (частота вращения 350 - 600 об/мин) и свинцово-кислотной аккумуляторной батареей, обеспечивающей ход модели в течение 6 ч на средней и 2 - 3 ч на полной мощности. Программное управление движением модели осуществляется бортовым компьютером. Ограждение выдвижных устройств съемное. Модель создавалась для обеспечения проектирования и строительства ПЛА <Сивулф> как наиболее малошумной подводной лодки и использовалась главным образом для отработки нового движителя турбонасосного типа (pump-jet). В последние годы с помощью <Кокани> проводятся аналогичные исследования в интересах создания новой ПЛА типа <Вирджиния>. Модель оснащена акселерометрами, гидрофонами, датчиками курса, скорости хода, глубины, дифферента, крена и другими устройствами. Полностью укомплектованная модель несет до 2 тыс. датчиков. Помимо испытаний вариантов нового движителя, определения его кинематических и гидродинамических характеристик, модель используется для исследований составляющих структурного шума, изучения неакустических сигнатур (в частности, кильватерного следа). Стоимость ее строительства составила 65 млн долларов.
По контракту стоимостью 50 млн долларов, на верфи <Ньюпорт-Ньюс шипбилдинг> завершено изготовление модели LSV-2 <Каттроут> длиной 38 м. Ее окончательная сборка выполнена непосредственно на полигоне. Модель, имеющая акустические и гидродинамические характеристики, соотносимые с соответствующими параметрами реальной подводной лодки, предназначена для проверки расчетных первичного и вторичного физических полей строящейся ПЛА <Вирджиния> на различных глубинах и режимах хода. Кроме того, ее предполагается использовать для изучения таких характеристик, как маневренность и управляемость, внедрения новых конструкционных материалов, снижающих акустическую, электромагнитную, ИК и другие сигнатуры подводных лодок. Программа строительства серии ПЛА типа <Вирджиния> предусматривает постоянное совершенствование проекта с тем, чтобы каждый последующий корпус благодаря применению новых технологий превосходил предыдущий по боевым возможностям. Использование модели <Каттроут>, по замыслу разработчиков, должно способствовать выполнению этой задачи, сдерживать рост стоимости проекта, сохранять степень технологического риска на приемлемом уровне.
Проводимые на полигоне испытания и исследования направлены на сохранение как в ближайшей, так и долгосрочной перспективе <акустического превосходства> американских подводных лодок. При этом крупномасштабные модели позволяют получать значительный объем надежных научных данных, которые могут быть использованы для верификации и уточнения аналитических расчетов. По сравнению с бассейновыми испытаниями маломерных моделей пересчет полученных данных на полный масштаб дает более точные результаты, а их стоимость на два порядка ниже тех расходов, которые необходимы в случае проведения испытаний непосредственно на ПЛА.
В конце 90-х годов специалистами национальной академии наук, научного комитета министерства обороны и национальной ассоциации оборонной промышленности выполнен ряд исследований, посвященных проблемам дальнейшего развития подводных лодок. В американской печати публиковались некоторые выводы и рекомендации, выработанные на их основе.
По мере появления в ВМС стран - потенциальных противников США высокоточных противокорабельных ракет, в том числе и берегового базирования, новых образцов минного оружия и пополнения корабельного состава малошумными ПЛ угроза для американских надводных кораблей постоянно возрастает. В этих условиях скрытность действий и относительная неуязвимость американских подводных лодок предопределят необходимость расширения перечня задач, которые смогут решать перспективные ПЛА. К их числу могут теперь относиться и такие задачи, как сдерживание противника угрозой нанесения массированного ракетного удара, создание условий для развертывания корабельных группировок, участие в системах национальной ПРО и ПРО на ТВД, огневая поддержка наземных сил, в том числе действующих в городских условиях, нанесение ударов по различным наземным объектам (включая защищенные, мобильные и скрытые благодаря рельефу местности), запуск, управление и по возможности обратный прием разведывательных и ударных беспилотных летательных и подводных аппаратов, высадка и управление действиями подразделений ССО, противоминное обеспечение корабельных группировок и оборудование района боевых действий выставляемыми средствами освещения обстановки длительного действия.
Выполнение таких задач (наряду с традиционными) потребует значительного увеличения арсенала боевых средств на ПЛА. Возможности для реализации этого требования авторы исследований видят в создании новых систем хранения и пуска оружия, размещении большей части пусковых установок вне прочного корпуса, принятии на вооружение перспективных ПЛА ракет с уменьшенными массогабаритными характеристиками (при условии разработки высокоточных систем наведения, высокоэнергетических топлив, более мощных боевых частей), укороченных торпед и самотранспортирующихся мин, а также оружия самообороны с малым временем реакции. С внедрением на ПЛА системы электродвижения появится возможность использования корабельных источников энергии в комплексах импульсного оружия и так называемых <гидравлических боеприпасах> - устройствах для формирования направленных струй разрушительной силы и высокоэнергетических вихревых образований при уничтожении мин и атакующих торпед.
Одна из основных инновационных идей, которая, согласно материалам исследований, обязательно должна найти воплощение в концептуальных проектах перспективных ПЛА, заключается в разработке так называемого <гибкого интерфейса оружия с водой>. Под этим подразумевается наличие в конструкции лодок проницаемой оружейной секции (или нескольких таких секций), позволяющей осуществлять выпуск или сброс оружия и подводных аппаратов без применения ТА, сдерживающих, по мнению исследователей, дальнейшее развитие подводного вооружения и техники.
С учетом изложенных выше рекомендаций командование ВМС совместно с управлением перспективных исследований и разработок МО США в середине 1999 года заключио контракты стоимостью по 5 млн долларов с двумя группами промышленных фирм на разработку в течение 18 месяцев концептуальных проектов перспективных ПЛА. Одну из групп составили фирмы <Локхид - Мартин> (головная), <Нортроп - Грумман> и <Электрик боут>, другую - <Рэйтеон> (головная), <Боинг> и <Ньюпорт-Ньюс>. В ходе работ обе группы фирм должны рассмотреть возможность и целесообразность применения на подводных лодках вертикальной 127-мм артустановки, размещаемой в габаритах шахтной ПУ баллистических ракет <Трайдент-2>; восьмизарядного модуля корабельной УВП Mk41, размещаемого в шахтной ПУ диаметром 4 м; перспективной корабельной УВП с 32 стартовыми контейнерами концентрической конструкции.
По условиям контракта, кроме разработки трех - пяти инновационных проектов ПЛА, обе группы фирм выполнят также исследования, направленные на создание автономных боевых и обеспечивающих подводных модулей (ПМ), предназначенных для усиления группировок ВМС, действующих в передовых районах. В соответствии с замыслом такие ПМ, способные нести крылатые или оперативно-тактические ракеты, артиллерийские установки, материально-технические запасы, средства освещения надводной и подводной обстановки, противоминные аппараты и различное оборудование для обеспечения действий подразделений ССО, будут буксироваться атомными подводными лодками и скрытно выставляться на заранее выбранных позициях. В зависимости от полезной нагрузки они могут применяться в вариантах ударного (ракетного), обеспечения морской пехоты и модуля специального назначения. В качестве возможных требований к проекту рассматриваются: максимально возможная общность конструкции, рабочая глубина погружения не менее 75 м (оптимальная 120 - 180 м), скорость буксировки в подводном положении не менее 10 уз, наличие мер, препятствующих несанкционированному подъему.
Перевод ПМ в боеготовое состояние может осуществляться по акустическому или радиосигналу на чрезвычайно низких частотах, с получением которого подается питание на аппаратуру управления, пусковые устройства и оружие. В это же время могут быть уточнены полетные задания крылатых и управляемых ракет. По мнению авторов концепции, более предпочтительным является наличие набора различных вариантов огневых задач в системе управления стрельбой. В таком случае команда на применение оружия будет определять количество ракет в залпе и поражаемые объекты. После пуска аппаратура модуля снова переводится в дежурный режим. Боекомплект и запасы энергии должны обеспечить за время нахождения модуля на позиции выполнение десяти стрельбовых циклов, включающих подготовку аппаратуры и оружия, подвсплытие на стартовую глубину, пуск и возвращение в исходное положение. Снятие ПМ с боевой позиции независимо от того, состоялась стрельба или нет, будет производиться с соблюдением тех же мер скрытности, что и при его постановке.
Подводный модуль, предназначенный для обеспечения действий морской пехоты, аналогичен по устройству, способам транспортировки и постановки ракетному. В его пусковых шахтах вместо ракет могут размещаться контейнеры с боеприпасами, продовольствием и эластичные баллоны с водой и топливом емкостью по 3 000 л. В соответствии с замыслом такой ПМ должен нести 10-суточный запас материальных средств для мобильного подразделения морской пехоты численностью 277 человек, действующего на бронетранспортерах и многоцелевых автомобилях повышенной проходимости. Он оснащается радиобуем для приема команды на всплытие. Доставлять грузы с ПМ на берег предполагается с помощью вертолетов или самолетов с поворотными двигателями. Для более полного обеспечения потребностей морской пехоты в одной из шахт такого модуля может быть размещена вертикальная артустановка, управление огнем которой можно осуществлять с самолета системы <Джистарс> либо непосредственно наземными силами.
Подводные модули специального назначения предполагается загружать контейнерами с гидроакустическими, радиотехническими и инфракрасными средствами обнаружения, выставляемыми по команде на большой площади. Они могут также содержать противоминные аппараты или контейнеры с самодвижущимися минами. Предусматривается вариант и обитаемого ПМ для обеспечения действий подразделений сил специальных операций.
Проводимые исследования рассматриваются командованием ВМС США как начальный этап долгосрочной программы проектирования перспективных ПЛА и их систем вооружения. По их результатам будут определяться направления технологических разраоток, требующие финансирования уже в ближайшие годы.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz