ВОЕННО-МОРСКИЕ СИЛЫ - ЗВО - 1/2000

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВМС ВЕДУЩИХ СТРАН МИРА ДО 2010 ГОДА

Капитан 1 ранга С.СЫСОЕВ

По признанию зарубежных военных специалистов, ВМС в настоящее время и в | | обозримом будущем будут играть важную роль в составе национальных воору--Д- -Д-женньк сил, так как являются одним из наиболее боеготовьк универсальных видов ВС с высокой боевой устойчивостью, способным решать широкий круг задач не только на океанских и морских просторах, но и на приморских направлениях сухопутных театров. Именно военно-морские силы как ни один другой вид вооруженных сил могут эффективно применяться как в военное, так и в мирное время. Располагая более чем половиной стратегических ядерных боеприпасов подводного базирования, мощной штурмовой авиацией, мобильной морской пехотой, военно-морские силы США и НАТО способны организовать военное присутствие и оказывать влияние практически в любом регионе земного шара. По оценке специалистов ВМС США, 70 проц. мирового населения живет в пределах до 320 км от береговой черты, около 80 проц. столиц всех стран расположены на удалении не более 500 км от берега, то есть в пределах досягаемости высокоточных средств поражения, имеющихся на вооружении военно-морских сил.
Как показывает опыт применения флотов ведущих морских держав в конфликтах последних лет (в том числе в ходе вооруженной агрессии НАТО против Югославии), в современных условиях и в ближайшей перспективе наиболее важную роль будут играть объединенные группировки под единым командованием, состоящие из компонентов всех видов ВС стран-союзниц.
В связи с этим военное руководство ВС США и ОВС НАТО внесло существенные изменения в порядок и организацию проведения интенсивных совместных военных операций. Основные усилия направляются главным образом на сосредоточение максимальной боевой мощи в решающее время и в нужном месте при минимально необходимом количестве своих сил и средств, прежде всего за счет внедрения современных технологий (оружие, имеющее более высокое поражающее действие и большую дальность стрельбы, системы, обеспечивающие точное целеуказание, и т. д.), а также совершенствования систем управления силами с учетом точной и полной разведывательной информации о противнике и боевом пространстве.
Исходя из опыта военных конфликтов последних лет перед силами общего назначения флотов США и их союзников ставятся две главные задачи: обеспечение господства на море и в воздушном пространстве над акваториями, прилегающими к побережью районов конфликтов, в прибрежных водах этих районов, а также в воздушном пространстве и на самом побережье на дальность действия высокоточного оружия ВМС II самолетов палубной авиации (по расчетам западных экспертов, 1 000 - 1 500 км и более от береговой черты); подготовка и проведение совместных с сухопутными войсками и ВВС десантных и наземных операций в составе объединенных группировок ВС в кризисных регионах.
Опыт боевых действий показывает, что в связи с особенностями прибрежных районов операции ВМС по завоеванию здесь господства отличаются от классических, проводимых в открытых районах морей и океанов, как своим масштабом, так и в силу ряда специфических видов "прибрежных" угроз, к которым относятся в первую очередь скрытно действующие малозаметные дизельные подводные лодки (ДПЛ), в том числе сверхмалые подводные лодки (СМПЛ), мины и береговые противокорабельные и оперативно-тактические ракеты. В связи с этим в ходе боевых действий подобного рода на первый план наряду с основной задачей - завоевание господства во всех средах (в воздухе, на воде и под водой) выдвигаются вопросы подготовки ВМС к решению еще ряда задач - нанесение ударов по береговым целям мощным высокоточным оружием, организация эффективной ПРО и ПВО на ТВД, ведение минной войны, обеспечение безопасности морских коммуникаций и проведение десантных операций. Именно это принимается во внимание при разработке проектов перспективных боевых кораблей. В частности, необходимость средств борьбы с баллистическими ракетами и минами обосновывается тем, что уже после Второй мировой войны на различных ТВД применено свыше 5 000 БР.
По оценкам военных экспертов, в 2000 году на вооружении стран будет находиться свыше 40 тыс. ПКР. Количество государств, имеющих оружие с дальностью 500 км и более, увеличилось с семи в 1991 году до 15 в 1996-м и в 2000-м достигнет 3 0. В настоящее время уже 25 стран обладают оружием массового поражения или стремятся к этому.
Одним из ответов на эти угрозы является достижение флотами преимущества в боевом пространстве для ведения боевых действий в условиях будущих конфликтов. В сегодняшней обстановке не только ВМС США и других развитых стран Запада имеют современные боевые многоцелевые корабли с высокими характеристиками и способны наносить удары с больших дистанций (табл. 1). Некоторые государства, правильно оценивающие место и роль военных флотов в реализации внешней политики, также стремятся войти в XXI век готовыми к ответу на различные угрозы их национальным и коалиционным интересам.
Какими же будут главные направления развития и строительства ВМС ведущих иностранных государств на рубеже XXI века?
По оценке западных специалистов, такие державы, как США, Великобритания и Франция, по-прежнему будут уделять основное внимание развитию морского компонента стратегических наступательных сил (СНС) как наиболее надежного, относительно дешевого и обладающего большой боевой устойчивостью. При этом удельный вес СНС МБ в США будет неуклонно возрастать по количеству как носителей, так и ядерных зарядов, а в Великобритании и Франции последние находятся только на ПЛАРБ.
Наряду с морским компонентом стратегических наступательных сил дальнейшее развитие получат и силы общего назначения. Основу их, как и прежде, будут составлять авианосцы, многоцелевые атомные и дизельные подводные лодки, боевые корабли основных классов, десантные и минно-тральные корабли, а также вспомогательные суда (транспорты боеприпасов, снабжения, танкеры и плавбазы).
Для сил общего назначения в ближайший период будут характерны следующие тенденции:
- увеличение удельного веса новых боевых кораблей и самолетов в боевом составе флотов;
- принятие на вооружение новых унифицированных систем вооружения, в том числе оснащение кораблей многофункциональной системой оружия "Иджис" (ВМС Испании намерены приобрести ее для вооружения фрегатов проекта F100, в ВМС Японии она уже имеется на четырех эсминцах УРО типа "Конго", Австралия также планирует закупить ее, рис. 1), оснащение кораблей установками вертикального пуска - УВП (в США - свыше 110 кораблей, в Японии - четыре, ожидается оборудование УВП фрегатов ВМС ФРГ и Турции), противоминное обеспечение кораблей и т. д.;
- ускорение темпов стандартизации и унификации корабельного состава и самолетно-
Принятые сокращения: ПЛА - атомные подводные лодки, ДПЛ -дизель-электрические подводные лодки, АВМ - многоцелевые авианосцы, ЭМ - эсминцы, ФР - фрегаты, ДК - десантные корабли, ТЩ - минно-тральные корабли, РКА - ракетные катера, ПКА - патрульные катера, ВСУ -вспомогательные суда. го парка (в связи с этим особое внимание уделяется вопросу применения модульных технологий, позволяющих в короткие сроки переоснащать надводные корабли и подводные лодки для решения тех или иных задач в зависимости от складывающейся обстановки);
- достижение оптимального сочетания боевых и обеспечивающих компонентов;
- увеличение боевого потенциала резерва.
К 2010 году силы общего назначения ВМС иностранных государств, по оценке западных специалистов, не только сохранят, но и повысят свои наступательные боевые возможности в 1,5 - 2 раза за счет качественного совершенствования их ударных компонентов.
По оценкам ведущих морских экспертов, сделанных на основе анализа современных кораблестроительных программ ведущих государств, в период с 1999 по 2013 год потенциальная емкость международного рынка боевых кораблей и суцов обеспечения будет составлять 1 443 новых боевых корабля и катера (табл. 2), в том числе: 10 авианосцев, 133 подводные лодки, 131 десантный корабль, 77 корветов, 105 эсминцев, 89 ракетных катеров, 107 фрегатов, 129 тральщиков, 581 патрульный катер и 81 судно обеспечения.
По странам количество закупаемой техники и стоимости контрактов распределятся следующим образом (в скобках указана стоимость их строительства в млрд долларов): США - 260 кораблей (93,5); государства НАТО (без США) - 416 (97,7); европейские страны, не входящие в НАТО - 131 (5,2); страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) - 419 (58,8); государства Латинской Америки - 92 (7,7); Ближнего Востока и Северной Африки- 133 (8,5); Африки (южнее Сахары) - 13 (3) (см. диаграммы).
Как полагают американские специалисты, основная борьба за контроль над рынком развернется между судостроительными компаниями США и Западной Европы. В то же время укреплению европейского рынка будет способствовать сближение позиций стран региона в вопросах совместных кораблестроительных программ. Благодаря консолидации и слиянию европейские компании смогут в полной мере воспользоваться преимуществами общего рынка в современных условиях.
В таких странах, как США, Великобритания, Франция, ФРГ и Япония, продолжится планомерное обновление корабельного состава флотов (например, в Соединенных Штатах ежегодно на 6 - 7 проц.). Свыше 32 проц. всей выпускаемой мировой продукции военного кораблестроения придется на страны Азии и Австралию, на страны НАТО -24 проц., США - 19 проц., государства Ближнего Востока и Северной Африки - 10 проц., европейские страны, не входящие в НАТО, - 10 проц.
При этом в США главное внимание уделяется разработке проектов кораблей нового поколения с учетом реалий XXI века, в том числе: авианосца (CVN-78), строительство которого предполагается начать в 2005 году; вариантов боевого надводного корабля, разрабатываемых в рамках программы SC-21 "Боевой корабль XXI века" (первый корабль нового типа предполагается ввести в состав флота в 2008 - 2010 годах); а также перспективных систем вооружения, имеющих повышенную дальность, высокую точность и малью габариты.
Страны Запада планомерно сокращают количество крейсеров, эсминцев, фрегатов и подводных лодок. В Европе все более проявляется тенденция к кооперации с участием нескольких государств в создании единых типов боевых кораблей и летательных аппаратов. В Азии к обновлению корабельного состава стремятся в первую очередь Китай и Тайвань (за счет строительства на национальных и иностранных предприятиях), Республика Корея и Австралия (на своих верфях).
В последнее время во многих странах Европы и АТР отмечается растущий интерес к патрульным кораблям и патрульным катерам прибрежного действия. При относительно небольшом водоизмещении - 200 - 900 т - патрульные корабли (корветы), как правило, хорошо вооружены, в том числе самыми современными ракетами, и могут действовать в открытом океане. В число стран, которые, согласно прогнозу, в ближайшие годы будут строить или покупать такие корабли, входят Швеция, Бруней, Кувейт, Польша, Катар, Филиппины, ОАЭ и Вьетнам.
В настоящее время в составе стратегических наступательных сил морского базирования ВМС США находится 18 ПЛАРБ типа "Огайо" (строительство этой серии было завершено к началу 1998 года). К 2003 году предполагается сократить это количество до 14 единиц, а ядерных зарядов - до 1 700. Из восьми первых в серии лодок типа "Огайо", вооруженных БРПЛ "Трайдент-1", в ходе плановых капитальных ремонтов последние четыре будут перевооружены БРПЛ "Трайдент-2", а остальные четыре - намечается вывести из состава СНС и переоборудовать для решения других задач. В частности, две из них планируется использовать для обеспечения сил специальных операций (ССО). Рассматриваются предложения о переоснащении двух других лодок под подводные минные заградители, способные нести также несколько дистанционно управляемых подводных противоминных аппаратов, или под носители значительного количества КРМБ "Томахок" (120 - 132).
В Великобритании продолжается строительство серии из четырех ПЛАРБ типа "Вэн-гард" (рис. 2, вооруженных 16 БРПЛ "Трайдент-2" американского производства с английскими боеголовками. В период с 1995 по 1997 год три из них были введены в боевой состав ВМС и приступили к боевому патрулированию в Северо-Восточной Атлантике, а четвертая - "Вендженс" - завершила ходовые испытания и в конце 1999 года передана ВМС.
В отличие от американских БРПЛ "Трайдент-2", на английских ракетах будет не более шести боеголовок мощностью 300 - 500 кг (по утверждению некоторых представителей руководства страны, до трех-четырех). Во Франции в настоящее время с целью постепенной замены устаревших ПЛАРБ типа "Энфлексибль" ведется строительство серии из четьфех лодок нового поколения типа "Триумфан". Головная была введена в состав ВМС в конце 1996 года, вторая ("Те-мерер") - в середине 1999-го, третью лодку намечается ввести в 2002 году, а последнюю - в 2005 - 2007-м. На вооружении первых трех ПЛАРБ будет по 16 баллистических ракет М-45, а четвертой - М-5. БРПЛ М-45 будет иметь максимальную дальность стрельбы до 6 000 км и нести шесть боеголовок по 150 кг, М-5 - соответственно 11 000 км и 10 - 12 боеголовок по 150 кг.
В ВМС Китая на ПЛАРБ "Ся" боевая подготовка и боевое патрулирование в море в последние годы не проводились предположительно из-за низкого технического состояния ЯЭУ В 1995 году военно-политическое руководство страны приняло решение о строительстве в период до 2006 года четырех ПЛАРБ нового поколения типа 094 (закладка головной лодки планировалась на 1996 - 1997 год, ввод ее в боевой состав ВМС в 2002 - 2005-м). Однако в открытой печати данные о начале строительства первой ПЛАРБ не публиковались, что скорее всего связано с неподготовленностью технической базы и отсутствием отработанных технологий. Как ожидается, она будет вооружена 16 новыми твердотопливными БРПЛ "Дзюйлан-2" (дальность стрельбы до 8 000 км и мощность моноблочной боеголовки 200 - 300 кг, в то время как на ПЛАРБ "Ся" - 12 БРПЛ).
Соединенные Штаты Америки, обладающие в настоящее время самым мощным атомным подводным флотом, и в дальнейшем предполагают поддерживать его количественный состав и качественный уровень в пределах, обеспечивающих "защиту национальных интересов от любых существующих и перспективных угроз".
Пересмотр стратегической концепции вызвал сокращение количества атомных многоцелевых подводных лодок в составе ВМС. Командование полагает, что в 2000 году их будет 52 - 55, а к 2010-му - только 50. При этом на вооружении будут находиться атомные ПЛ трех типов - "Лос-Анджелес", "Сивулф" и "Вирджиния" (последний тип после 2004 года). Уменьшение количества ПЛА к концу 90-х годов, по мнению американцев, связано со снижением вероятности возникновения крупномасштабной войны на море и, как следствие, с решением о выводе из состава флота не только лодок типа "Стёрджен", но и типа "Лос-Анджелес", у которых будут подходить сроки капитального ремонта с перезарядкой реакторов. Ввиду чрезвычайно высокой стоимости ПЛА типа "Сивулф" (свыше 2 млрд долларов) командование ВМС США отказалось от программы дальнейшего строительства этих лодок. Сейчас достраивается третий и последний корпус ПЛА данного типа с перспективой ее ввода в состав флота в 2003 году.
В 1997 году две ведущие американские кораблестроительные компании - "Дженерал дайнэмикс электрик боут дивижн" и "Ньюпорт-Ньюс шипбилдинг" получили заказ стоимостью 4,2 млрд долларов на строительство первых четырех ПЛА нового типа - "Вирджиния" (рис. 3). Для ВМС США предполагается построить до 2020 года 30 лодок данного типа (общая стоимость программы строительства достигает 64 млрд долларов). За основу концепции разработки этого проекта был взят критерий "стоимость/ эффективность". При водоизмещении 5-8 тыс. т она по своим боевым возможностям будет сопоставима с ПЛА типа "Сивулф" (более 9 тыс. т). Планируемые темпы строительства новых ПЛА и замены лодок устаревших проектов позволят поддерживать количество ПЛ в ВМС США на уровне 50 единиц и обеспечат сохранение индустриальной базы атомного подводного кораблестроения.
Головная ПЛА - "Вирджиния" - была заложена во второй половине 1999 года, а передача ее в состав ВМС запланирована на 2004 год и еще трех - на 2005, 2006 и 2007-й. Порядок и темпы строительства последующих лодок пока еще окончательно не определены, однако, по мнению ряда западных экспертов, после 2007 года для сохранения численности подводных сил США на уровне 50 единиц нужно будет вводить в строй три ПЛА NSSN ежегодно, что потребует коренного пересмотра методов финансирования их строительства. В противном случае начиная с 2014 года темпы вывода из боевого состава ВМС устаревших ПЛА типа "Лос-Анджелес" превысят темпы ввода в строй новых лодок.
В 1998 году научный комитет при министерстве обороны США обнародовал результаты предварительных исследований по выработке требований к перспективной ПЛА, строительство которой последует за ПЛА типа "Вирджиния". В них указывается, что при разработке нового проекта основное внимание должно быть обращено на создание более совершенных средств освещения обстановки, увеличение боекомплекта и широкое применение необитаемых подводных аппаратов различного назначения. В частности, с учетом переориентации флотов на ведение боевых действий в прибрежных районах предусматривается разместить на лодке подразделение подводных диверсантов и средств их доставки, а также самоходные подводные аппараты разведки и нейтрализации минных заграждений и выпускаемые через торпедные аппараты БЛА для ведения разведки ц контроля береговой обстановки в интересах подразделений ССО.
Планами модернизации ВМС Великобритании предусмотрена постройка трех атомных подводных лодок типа "Эстьют" (рис. 4), а кроме того, вооружение ПЛА типов "Свифтшур" и "Трафальгар" американскими КРМБ "Томахок" с обычной боевой частью. Всего к 2006 году намечается вооружить этими КРМБ 12 ПЛА. В 1995 году было принято решение о закупке в США 65 КРМБ "Томахок" на общую сумму более 50 млн фунтов стерлингов. В апреле 1999 года в связи с возникшей необходимостью компенсации израсходованного в ходе операции на Балканах боекомплекта КР бьшо принято решение закупить еще 30 таких ракет.
ПЛА типа "Эстьют" поступят на вооружение ВМС после 2005 года для замены выводящихся из боевого состава ПЛА типа "Свифтшур" и буцут иметь на вооружении КРМБ "Томахок", ПКР "Гарпун" и торпеды калибра 533 мм (всего до 38 единиц оружия). В настоящее время правительством рассматривается возможность выдачи после 2000 года заказа на постройку еще двух таких лодок.
Сроки службы семи ПЛА типа "Трафальгар" постройки 80-х - начала 90-х годов истекут во втором десятилетии XXI века. Сейчас американские специалисты вырабатывают концепцию перспективной многоцелевой подводной лодки FASM (Future Attack Submarine), которой планируется заменить ПЛА предыдущего типа. При этом из десяти рассматриваемых вариантов концепции новой лодки три предполагают разработку ПЛ с неядерной силовой установкой, что связано с последними успехами в создании возду-хонезависимых двигателей для подводных лодок ВМС Германии, Швеции и Франции.
Во Франции также ведется разработка перспективной атомной ПЛ по проекту SMAF (Sous-Marin d'Attaque du Futur). Новые ПЛА (головная получила наименование "Барракуда") должны после 2010 года прийти на смену лодкам типа "Рубис", в настоящее время находящимся на вооружении ВМС Франции. Закладка головной ПЛА запланирована на 2003 год, ввод в состав ВМС намечен на 2010-й. Всего до 2020 года предполагается построить шесть ПЛА типа "Барракуда". Общая стоимость программы 25 млрд французских франков (4,6 млрд долларов).
В состав ВМС Китая входят пять ПЛА типа "Хань" производства 70 - 80-х годов. Планами модернизации вооруженных сил КНР предусматривается активизация роли флота и расширение его операционной зоны на удаленные океанские районы. В соответствии с этим проводится разработка ПЛА второго поколения проекта 093. Предполагается, что они будут иметь значительно лучшие по сравнению с ПЛА типа "Хань" характеристики (в частности, по шумности), а также систем оружия и радиоэлектронного вооружения. По оценкам некоторых экспертов, они будут сопоставимы с аналогичными показателями американских ПЛА типа "Стёрджен" разработки 70-х годов. Всего намечается построить три подводные лодки проекта 093. Закладка первой ожидается в 2000 - 2001 годах. При благоприятных условиях программа строительства этих ПЛА может быть завершена уже в 2010 году.
В Индии более 20 лет идет проработка концепции создания ПЛА национальной разработки по программе ATV. В целом программа предусматривает строительство серии из пяти подводных лодок. Командование ВМС страны планирует осуществить закладку головной на судоверфи в Вишакхапатнам в 2001 - 2002 годах, а завершить строительство - соответственно в 2006 - 2007-м. Расчетная стоимость строительства первой ПЛА составит 714 млн долларов.
Остальные страны, не имеющие атомных подводных лодок, в большинстве своем придерживаются принципа повышения боевых возможностей дизельных подводных ло-. юк, при сохранении или даже некотором сокращении их количества за счет ввода в состав флотов ПЛ новых проектов, построенных на основе самых современных технологий. Наиболее современными ДПЛ располагают ВМС ФРГ, Нидерландов, Норвегии, Италии, Турции, Греции, Швеции, Ирана, Японии, Республики Корея и Китая. ВМС Германии с 1998 года приступили к строительству четырех подводных лодок проекта 212 (рис. 5). Оснащение их новой воздухонезависимой энергетической установкой позволит ПЛ находиться в подводном положении до 20 сут, что значительно повысит их скрытность и боевые возможности. Первая ПЛ проекта 212 войдет в состав флота уже в 2003 году. На основе проекта 212 немецкими кораблестроителями разработан экспортно ориентированный вариант ПЛ проекта 214. ВМС Греции уже заказали две подобные подводные лодки. Ожидается, что проект 214 может повторить ры-ночныйуспех немецких ПЛ проекта 209, которые состоят на вооружении ВМС 14 стран (кроме того, ЮАР заключила контракт на поставку в 2004 - 2006 годах из ФРГ трех ПЛ проекта 209 для своих ВМС).
ВМС Италии заключили соглашение с Германией и приступила к строительству на национальной судоверфи "Муггиано" первой из четырех дизель-электрических подводных лодок проекта 212А, который был специально доработан немецкими специалистами с учетом требований итальянской стороны (увеличена глубина погружения, повышена маневренность и снижена шумность). Первых две подводные лодки предполагается передать в состав ВМС в 2005 и 2006 годах соответственно, две последующие -после 2007-го. Командование итальянских ВМС планирует после 2010 года постоянно поддерживать их количество в составе флота на уровне восьми единиц (одновременно четыре ПЛ типа "Сауро" пройдут модернизацию). Проектом предусмотрено оснащение лодки гибридной энергетической установкой (ЭУ), включающей аккумуляторные батареи и воздухонезависимую ЭУ на базе топливных элементов, разработанных по технологии фирмы "Сименс".
Подводные лодки с воздухонезависимыми энергоустановками разрабатываются и строятся также в Нидерландах (проект "Морей"), Швеции ("Готланд") и Франции ("Агос-та-90В").
Израиль завершает программу модернизации своих ВМС, в соответствии с которой построены дизельные ПЛ нового проекта "Долфин" (три единицы) в Германии. В течение 1999 года две из них - "Долфин" и "Левиафан" - прошли морские испытания на полигонах Германии и Норвегии и были переданы ВМС Израиля. Завершение строительства третьей ПЛ в серии - "Текума" и передача ее ВМС ожидается в первой половине 2000 года. ПЛ типа "Долфин" должны заменить в составе ВМС страны три ПЛ типа "Гал" постройки 70-х годов. Особенностью данных лодок является то, что, имея водоизмещение 1 600 т (подводное), они оборудованы десятью торпедными аппаратами, позволяющими использовать различные типы современных торпед, мин, а также ПКР "Гарпун". Отмечается, что во время перехода второй лодки (ПЛ "Левиафан") из ФРГ в израильскую базу Хайфа (прибыла 15 ноября 1999 года) она совершила двухдневный заход в порт Лиссабон, где ее осмотрели официальные представители ВМС Португалии на предмет закупки лодок данного типа для своих ВМС с целью замены ПЛ типа "Альбакора" (находятся в эксплуатации уже более 30 лет).
В последнее время ряд экспертов высказывал озабоченность по поводу возможного применения Израилем ПЛ типа "Долфин" в качестве носителей крылатых ракет, оснащенных ядерными боеголовками, что даст этой стране дополнительную возможность для оказания давления на арабские государства. ^
продолжение следует

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz