ОБЩИЕ ВОЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ - ЗВО - 2/2000

ПЕРСПЕКСТИВЫ РАЗВИТИЯ ВМС ВЕДУЩИХ СТРАН МИРА ДО 2010 ГОДА

Капитан I ранга С. СЫСОЕВ

В первой части статьи были проанализированы подходы западных военно-морских экспертов к строительству ВМС различных государств на период до 2010 года, а также основные направления развития подводных лодок. Ниже рассматриваются главные направления развития других сил флотов ведущих стран мира.
Авианосцы благодаря присущим им высокой ударной мощи, маневренности и боевой устойчивости рассматриваются командованием ВМС США, НАТО и других стран как основа оперативных соединений и групп флота. По оценке американских военных специалистов, они и в будущем останутся основным ударным компонентом сил общего назначения флота. В ближайшие десять лет общее количество авианосцев предполагается оставить неизменным - 12 единиц (в том числе один учебно-боевой). Развивать авианосные силы планируется за счет вывода из боевого состава устаревших с неядерной энергетической установкой (CV-63 <Китти Хок>) и заменой их атомными авианосцами типа <Нимитц> - CVN-76 <Рональд Рейган> (ввод в состав ВМС ожидается в 2003 году).
В 1996 году командование ВМС США приняло решение о необходимости строительства <авианосца ХМ века>, поскольку к 2013 -му четыре из 12 находящихся в настоящее время в боевом составе флота авианосцев должны быть выведены в резерв или проданы на слом. Были разработаны и рассмотрены различные проекты перспективного авианосца, получившего условное наименование CVNX (рис. 1). В настоящее время продолжаются исследования данных проектов в соответствии с критерием <стоимость/эффективность>.
Предполагается выбрать один из вариантов и завершить разработку рабочего проекта к 2004 году, приступить к строительству авианосца в 2006-м с последующей передачей ВМС в 2013-м. Полномасштабное финансирование проекта CVNX планируется начать в 2005 - 2006 финансовых годах.
Количество авианесущих кораблей в европейских странах НАТО до 2005 года останется практически неизменным, хотя в ряде стран (Франция, Италия) строительство кораблей класса авианосец будет продолжаться, что позволит значительно увеличить ударную мощь флотов. Так, во Франции в качестве перспективного корабля рассмат- ривается новый атомный многоцелевой авианосец типа <Шарль де Голль>, который ввели в боевой состав ВМС в 1999 году для замены устаревшего R99 <Фош> типа <Клемансо>.
Однако в ходе морских испытаний этого авианосца был выявлен ряд технических недоработок. Кроме того, некоторые французские эксперты в области строительства национальных ВМС, сомневаются в эффективном использовании боевых возможностей нового авианосца. Они считают, что из-за задержек с поставками палубных истребителей <Рафаль>, вызванных недофинансированием программы, <Шарль де Голль> не сможет в 2000 году достичь полной боеготовности. На 2004 - 2005 и 2010 - 2011 годы уже запланирован длительный ремонт, исключающий выход корабля в море. По мнению западных экспертов, если какой-либо военный конфликт произойдет именно в эти периоды, то Франция, имеющая только один авианосец, будет лишена возможности использовать палубную авиацию, и корабль окажется бесполезным.
Французские военные и политики признают необходимость строительства второго авианосца, но реальные бюджетные возможности страны делают это проблематичным. Действующая военная программа не предусматривает выделение средств на второй авианосец. Решение о его строительстве может быть принято не ранее 2001 - 2002 годов при разработке новой программы. Учитывая масштабы необходимых затрат (не менее 15 млрд франков), окончательное решение о строительстве второго авианосца вряд ли может быть принято до президентских и парламентских выборов, намеченных на 2002 год. Однако уже сейчас французские эксперты изучают возможность проектирования будущего авианосца совместно с англичанами, принявшими осенью 1998 года решение о строительстве двух легких авианосцев с обычными силовыми установками.
Учитывая эффективность действий авианосных групп в зоне Персидского залива и Адриатическом море при урегулировании югославского кризиса, командование ВМС Великобритании предусматривает строительство двух многоцелевых авианосцев водоизмещением до 40 тыс. т для замены трех устаревших легких авианосцев типа <Инвинсибл> (предварительный заказ на разработку проектов был выдан в начале 1999 года). Предполагается, что он будет иметь неядерную энергетическую установку, обеспечивающую максимальную скорость хода до 30 уз, дальность плавания 10 тыс. миль, автономность 60 сут. Основу вооружения авианосца составят 40 - 50 самолетов и вертолетов, в том числе перспективные палубные истребители JSF (в настоящее время легкий авианосец имеет на вооружении до 25 самолетов и вертолетов). Таким образом, по своим боевым возможностям два перспективных авианосца будут превосходить три состоящих на вооружении. Ввод головного корабля в боевой состав английских ВМС намечен на 2010 год. Кроме того, военно-политическое руководство страны ожидает, что данный проект вызовет интерес на международном рынке авианесущих кораблей.
В Италии завершается проектирование нового универсального десантного корабля (УДК, полное водоизмещение 21 000 т), который наряду с решением свойственных этому классу кораблей задач - транспортировка и высадка на необорудованное побережье десанта - будет способен выполнять функции корабля управления объединенными оперативными формированиями флота. На борту УДК планируется разместить 12 самолетов AV-8B <Харриер-2> Plus, четыре противолодочных вертолета ЕН-101 и три вертолета дальнего радиолокационного обнаружения ЕН-101. Для высадки десанта (до 600 морских пехотинцев) намечается использовать три-четыре высадочных плавсредства. Ввод корабля в боевой состав ВМС запланирован на 2006 год.
В Испании из-за сокращения военного бюджета строительство нового корабля для замены устаревающего авианосца <Принц Астурийский> в ближайшее время не предусматривается. Однако на мировом рынке судостроения испанская судоверфь <Базан> проявляет большую активность в плане строительства авианесущих кораблей для других стран. После выполнения в 1997 году заказа на постройку для ВМС Таиланда авианосца, получившего название <Чакри Нарубет>, авторитет компании существенно возрос. Так, ряд стран, и прежде всего Юго-Восточной Азии, не исключает возможность приобретения аналогичного авианосца и для своих ВМС. В частности. Республика Корея и Индонезия положительно оценивают данный проект. Аргентина, Бразилия и Чили заявили о необходимости приобретения таких кораблей. Потенциальных покупателей привлекают не только высокие боевые качества легких авианосцев, но и значительно более низкая цена корабля испанской постройки по сравнению с той, что предлагают французские и английские фирмы, имеющие опыт строительства боевых кораблей подобного типа. В свою очередь, компания <Базан> разработала проекты авианесущих кораблей большего водоизмещения. Практически, имея их базовые модели, судоверфьспособна в случае поступления заказа построить авианосец водоизмещением 50 - 70 тыс. т с возможностью базирования 60 - 70 самолетов, на покупку которого претендуют такие страны, как Китай и Индия.
Определенную заинтересованность в постройке, переоборудовании или приобретении авианосцев (авианесущих кораблей) проявляют Япония, Индия и ряд других государств, однако пока это остается далекой перспективой. Наиболее реальными представляются намерения КНР и Индии построить авианесущие корабли собственными силами.
Так, КНР планирует построить к 2007 году один-два авианосца водоизмещением 40-48 тыс. т, способных нести на борту до 28 самолетов и вертолетов, для создания на их основе двух оперативных соединений.
Индия уже разработала собственный проект авианесущего корабля водоизмещением около 32 тыс. т, рассчитанного на обеспечение базирования 16 - 18 самолетов (предполагается закупить самолеты МиГ-29 российского производства) и 10 (по другим данным - 20) противолодочных вертолетов и вертолетов общего назначения. Корабль предусматривается строить на национальной судоверфи <Кочин шипъярд>.
По оценке западных специалистов, в строительстве эскортных сил сохранится тенденция к сокращению общего количества типов кораблей (при эволюционном развитии предыдущих проектов), интеграции всех систем корабля в единую многофункциональную автоматизированную систему боевого управления (АСБУ) для достижения максимальной эффективности его боевой мощи. Будет продолжаться крупносерийное строительство с широким использованием блочных (модульных) методов постройки, обеспечена возможность модернизации путем применения модульно-контейнерного вооружения, унификации и стандартизации при многонациональном сотрудничестве в области создания кораблей новых проектов.
В целом в период до 2010 - 2015 годов развитие ВМС иностранных государств будет носить эволюционный характер, то есть осуществляться в направлении совершенствования присущих им качеств.
По мнению командования ВМС США, возможность проведения крупных сражений на море в настоящее время маловероятно, а на первый план выходят боевые действия в приморско-прибрежных районах. Исходя из этого к современным боевым кораблям предъявляются требования боевого обеспечения действий экспедиционных формирований на берегу, а также господства на море, предусматривающее не только организацию огневой поддержки сухопутным войскам, но и оборону от крылатых и баллистических ракет, а также от мин.
В перспективе до 2010 года предполагается поддерживать численный состав крейсерско-миноносных сил флота на уровне 116 кораблей.
Как показывает анализ существующих и перспективных кораблестроительных программ ведущих стран Запада, основой корабельного состава флотов в ближайшей перспективе по-прежнему будут эскортные корабли классов эсминец и фрегат (ФР).
Военное руководство Великобритании в соответствии с программой модернизации и развития национальных ВМС планирует сократить количество эсминцев и фрегатов с 35 до 32. При этом намечается продолжить строительство новых фрегатов УРО типов <Норфолк> с одновременным выводом из боевого состава устаревших кораблей. В апреле 1999 года начались ходовые испытания нового, 14-го в серии, фрегата УРО типа <Норфолк> (проект 23) - F78 <Кент> (церемония его ввода в состав флота состоялась в декабре). К 2001 году предполагается включить в состав британских ВМС еще два фрегата УРО данного типа: F83 <Сент-Олбанс> и F79 <Портленд>. Последний в серии фрегат УРО F79 <Портленд> спущен на воду в мае 1999 года на судоверфи компании <Маркони марин> в г. Глазго. Как отмечают специалисты, в ходе постройки данного корабля были применены новейшие технологии в области кораблестроения, что в значительной степени способствовало снижению уровня шумности корабля. Кроме того, они указывают, что удалось устранить ряд конструктивных недоработок, выявленных в ходе эксплуатации фрегатов этого проекта ранней постройки. После выполнения данной программы общее количество ФР УРО типа <Норфолк> в британских ВМС достигнет 16 единиц.
Одновременно с этим Великобритания проводит НИОКР и практические мероприятия по созданию еще двух национальных проектов - перспективного эсминца УРО типа 45 и корабля с корпусом тримаранного типа.
Строительство эсминца УРО типа 45 предполагается осуществить таким образом, чтобы они могли начиная с 2007 года заменять выводящиеся из состава ВМС эсминцы УРО типа <Шеффилд>. Рассматривается вопрос о постановке на вооружение корабля УВП Mk41 производства США или ракетного комплекса <Сильвер> А-50 национального производства, а также новой корабельной системы ПВО, создать которую намечено к 2005 году. Завершение строительства и передача флоту первого фрегата ожидаются не ранее 2006 года. Программа строительства запланированной серии из 12 кораблей данного типа оценивается в 6 млрд фунтов стерлингов.
Заказ на строительство опытного корабля тримаранного типа министерство обороны Великобритании выдало в начале 1999 года, передача его флоту для проведения необходимых испытаний запланирована на 2000 год. Благодаря применению трехкорпусной конструкции предполагается значительно увеличить полезную площадь для размещения корабельного оборудования и систем вооружения и при этом получить увеличение скорости и улучшение его мореходных качеств. При водоизмещении 1 100 т корабль должен быть многофункционален с повышенной возможностью базирования на его борту вертолетов и БЛА. Планируется применять технологию <стелг>, а также максимально использовать коммерческие стандарты кораблестроения для снижения его себестоимости.
Выполнение данной программы имеет целью разработку серии кораблей нового поколения, которые придут на смену фрегатам типа <Бродсуорд> и <Норфолк> после 2010 года. В настоящее время значительный интерес к данному проекту проявляют ВМС таких стран, как ФРГ, Италия, Нидерланды, Австралия и США. При этом Соединенные Штаты уже подписали соглашение о сотрудничестве в рамках данного проекта, включая долевое участие в финансировании программы испытаний и поставку необходимого оборудования, а также проведение в конце 2000 года одного из этапов испытаний на полигонах в районе Восточного побережья США.
Наиболее крупными совместными разработками в области создания боевых кораблей нового поколения являются проекты строительства фрегатов УРО типов <Горизонт> (рис. 3, Великобритания, Франция, Италия), F124 (рис. 4, Германия), CNGF типа <Де Зефен Провинсен> (рис. 5, Нидерланды) и F100 (рис. 6, Испания). Их характерная особенность - широкая унификация вооружения и технических средств в соответствии с требованиями НАТО.
В конце апреля 1999 года Великобритания заявила о выходе из проекта создания совместного с Францией и Италией фрегата УРО по программе <Горизонт> и своих планах самостоятельно продолжить разработку нового фрегата. Данное решение вызвано возникшими разногласиями относительно самого проекта фрегата УРО и сроков его строительства. В качестве еще одной причины данного решения называлось также увеличение стоимости всей программы на 20 проц. по сравнению с изначально запланированной. Ранее намеченным графиком предусматривалось, что проектирование корабля будет завершено в 1999 году, а вступление в строй первых кораблей этого типа ожидалось уже в 2002-м. Однако график осуществления программы не выдерживается. С выходом из нее Великобритании завершение проектирования перспективного фрегата отодвигается на неопределенный срок. Первоначально предполагалось построить 22 корабля данного типа: 12 - для Великобритании, шесть - для Италии и четыре - для Франции. В то же время военно-политическое руководство этих стран, прежде всего Великобритании и Италии, осознает, что постройка такого количества фрегатов нереальна. Эксперты совместной компании считают, что более реалистичным явится такой прогноз закупок: шесть - восемь кораблей для Великобритании и по два для Франции и Италии, тем более, что последние две страны могли бы впоследствии выделить средства на постройку по одному фрегат УРО или модернизировать свои эсминцы УРО типа <Кассард> и <Луиджи Дюран де ла Пенне>, заменив установленные на них ЗРК перспективной системой ПВО PAAMS. Общее количество необходимых для закупки новых фрегатов составит 10-14 единиц против ранее планировавшихся 22.
Выходя из программы <Горизонт>, Великобритания тем не менее высказала удовлетворение ходом совместной (с Францией и Италией) разработки ЗРК PAAMS, предназначенного для вооружения фрегатов нового поколения, и намерение в скором времени заключить контракт на создание и закупку данной системы.
Частные проекты и кораблестроительные программы для своих ВМС разрабатывают и реализуют следующие страны: Норвегия - разработка проекта <фрегат ПЛО>, по которому предусматривается создание современного, отвечающего стандартам НАТО многоцелевого надводного корабля водоизмещением около 3 000 т; Франция - строительство фрегата УРО типов <Лафайет> и <Флореаль>; ФРГ - окончание строительства серии фрегатов УРО проектов 123 и 124; Канада - строительство фрегатов типа <Галифакс> по программе <Патрульный фрегат>; Дания - продолжение строительства корветов модульного типа <Станфлекс ЗОО>; Португалия - модернизация фрегатов типа <Васко да Гама>.
Французскими военно-морскими специалистами разработан проект корвета нового поколения, который получил обозначение ССХ-21. В техническом задании командования ВМС на проектирование указывалось необходимость достижения улучшенных мореходных качеств, повышенной скрытности действий благодаря широкому применению элементов технологии <стелт>, возможности нанесения высокоточных ударов по морским и береговым целям.
Предполагается, что корвет будет иметь V-образную форму корпуса с широкой транцевой кормой тоннельного типа. Для увеличения остойчивости корабля, уменьшения рыскания и вертикальной качки служат развал шпангоутов выше ватерлинии по всей длине корпуса и бортовые буди в корме. Ослабить волновое сопротивление и интенсивность ударов о воду позволит расположенный в носовой части бульбовый обтекатель.
Снижение радиолокационной заметности корабля достигается за счет изменения конфигурации поверхностей надводного борта, надстроек и мачт, размещения палубного оборудования и пусковых установок (ПУ) внутри корпуса или за фальшбортами, широкого использования композиционных материалов. Низкий уровень акустических шумов обеспечивается благодаря применению безвальной комбинированной дизель-электрической ЭУ, основные агрегаты которой установлены с двухкаскадной амортизацией и расположены выше ватерлинии. При скорости хода до 15 уз используются гребные электромоторы, размещенные в двух поворотных гондолах, а полного хода - три реверсивных водометных движителя с независимыми линиями электропередачи. В целях снижения инфракрасной сигнатуры вывод охлаждаемых до 60 - 80°С выхлопных газов осуществляется по горизонтальной системе в кормовой тоннельный подзор на уровне ватерлинии.
По замыслу разработчиков корабль наряду с возможностью решения задач по борьбе с подводными лодками и надводными кораблями, несения дозорной службы, обеспечения противовоздушной и противоракетной обороны транспортов будет способен оказывать огневую поддержку войскам на берегу. В состав вооружения перспективного корвета планируется включить ПУ сверхзвуковых ПКР и ракет <Полифэм>, до 32 УВП ЗУР. Для решения вопросов целеуказания и других задач намечается использовать вертолет МН-90 или до четырех беспилотных летательных аппаратов. В случае заключения контракта головной корабль ССХ-21 может быть введен в строй в 2003 - 2005 годах.
В соответствии с программой модернизации ВМС Германии <Флай-2005> командование флота планирует к 2005 году принять на вооружение три новых фрегата типа 124. Согласно контракту с верфью <Блом унд Фосс> первый корабль, строительство которого начато в феврале 1999 года, должен быть спущен на воду в ноябре 2002-го. Второй ФР (<Гамбург>), который строится на судоверфи фирмы <Ховальдсверке> (г. Киль), намечается ввести в строй не позднее конца 2004 года. Судостроительный концерн TNSW (г. Эмден) должен передать ВМС третий фрегат - <Гессен> - в декабре 2005 года.
Фрегаты проекта 124 являются усовершенствованным вариантам состоящих на вооружении ВМС Германии кораблей типа 123. Они имеют водоизмещение 5 600 т, один газотурбинный и два дизельных двигателя мощностью соответственно 23 500 и 7 400 кВт, обеспечивающих скорость хода до 29 уз. Бортовое вооружение - 76-мм АУ, две ПУ ракет ближнего действия для борьбы с ПКР (RAM) и ПУ ЗУР <Стандарт> SM-2 - позволяет достаточно эффективно решать поставленные боевые задачи.
Программа модернизации ВМС ФРГ и строящиеся в рамках ее новые фрегаты типа 124 являются частью плана военно-политического руководства Германии по укреплению позиций страны на Балтийском море и усилению ее влияния в странах Балтии.
Кроме того, ряд фирм ведут разработку перспективных проектов, предназначенных на экспорт. Так, германская компания <Блом унд Фосс> ведет разработку нового поколения боевых надводных кораблей семейства МЕКО с улучшенными тактико-техническими характеристиками. Семейство включает фрегат типа А-200 водоизмещением 3 800 т и корвет типа А-100 (1 900 т), отличающиеся, за счет применения новых технологий, малой величиной эффективной площади рассеяния и значительно (на 75 проц.) сниженным тепловым полем. Предполагается, что германская фирма спроектировала корабли семейства МЕКО с учетом потребности в фрегатах ВМС Турции, Норвегии и ряда других стран, включая Грецию, Республику Корея, Малайзию и ЮАР.
Министерство обороны Нидерландов особое место в планах строительства национальных ВМС отводит фрегатам, составляющим основу надводного флота. В сентябре прошлого года начато строительство серии из четырех ФР УРО нового поколения типа <Де Зефен Провинсен>, которые к 2005 году должны заменить в составе флота устаревшие типов <Тромп> (две единицы) и <Кортенаэр> (четыре). Оснащение этих фрегатов современными комплексами ударного, зенитного и противолодочного оружия позволит им, по мнению западных экспертов, эффективно решать задачи борьбы с надводными кораблями, ПЛ и воздушными целями. Ввод в строй первого корабля намечен на 2001 год, а последнего - на 2004-й. Стоимость заказа 1,5 млрд голландских гульденов (0,83 млрд долларов США). Корабли новой серии на первом этапе заменят фрегаты УРО F801 <Тромп> и F806 <Де Рейтер>.
Испания планирует повысить боевые возможности своих ВМС за счет постройки первого среди европейских стран фрегата УРО, оснащенного многофункциональной системой <Иджис>. Сам проект разработан на базе совместного с ФРГ, Нидерландами, а также с американской корпорацией <Локхид - Мартин> проекта фрегата F100 с использованием технологии <стелт>. Головной корабль (всего намечается построить серию из четырех единиц) получил название <Альваро де Базан>. Его спуск на воду ожидается в октябре 2000 года, начало ходовых испытаний - в феврале 2002-го, а ввод в боевой состав флота - в сентябре того же года.
Долгосрочная программа модернизации и обновления сил флота Турции предусматривает пополнение его перспективными кораблями класса фрегат и корвет. Так в феврале 1999 года в ГВМБ Гёльджюк состоялась церемония ввода в боевой состав ВМС очередного (седьмого в серии из восьми кораблей типа МЕКО 200NT) фрегата F-246 <Салихреис>, прибывшего из Германии после ходовых испытаний. Этот ФР является последним из построенных немецкой кораблестроительной компанией <Блом унд Фосс>. Таким образом, немецкая сторона полностью завершила свое участие в реализации программы по строительству фрегатов типов МЕКО 200NT для Турции.
Кроме того, в начале февраля 1999 года правительство Турции приняло решение о выделении 1,5 млрд долларов на реализацию программы постройки на национальных верфях восьми фрегатов типа <Милгем> для ВМС страны. Корабли будут иметь водоизмещение 1 400 - 1 600 т и максимальную скорость до 30 уз. Ожидается, что они должны быть оснащены трехкоординатной РЛС и ГАК. Вооружение должно включать ПКР <Гарпун>, ЗРК, ТА, 76-мм АУ и ЗАУ На корме будет оборудована площадка дляпосадки вертолета массой до 10 т. Первые два корабля планируется построить на верфи в г. Гёльджюк. К реализации проекта будут привлечены некоторые зарубежные фирмы.
В кораблестроительных программах флотов ведущих морских держав большое внимание уделено строительству десантных кораблей, обеспечивающих высадку морской пехоты комбинированным способом, таких, как универсальные десантные корабли (УДК) и десантно-вертолетные корабли-доки (ДВКД). Командование ВМС США планирует до 2010 года вывести из боевого состава амфибийных сил 20 устаревших кораблей различных типов. За этот же период намечается передать флоту 16 новых десантных кораблей.
В ВМС Великобритании развитию амфибийно-десантных сил отводится особое место. С целью повышения их боевых возможностей в 1998 году в боевой состав флота введен новый десантный вертолетоносец <Оушн> (рис. 7), способный нести на своем борту 12-20 вертолетов различных типов или самолетов типа <Си Харриер>, до 40 единиц боевой техники и более 800 морских пехотинцев со штатным вооружением. Кроме того, с 1998 года должно было начаться строительство двух ДВКД нового типа <Альбион> (<Альбион> и <Булварк>), способных транспортировать до 67 единиц техники и 305 - 710 морских пехотинцев. Однако график строительства этих десантных кораблей задержался на десять и шесть месяцев соответственно. Таким образом, плановые сроки передачи кораблей флоту (2002 и 2003 годы) могут измениться.
До окончания строительства новых ДВКД в боевом составе флота будут находиться два устаревших ДВКД типа <Феарлесс>. С целью замены устаревших танкодесантных кораблей (ТДК) типа <Сэр Герэйнт> в 1999 году было намечено начать разработку проекта перспективного ТДК.
В ВМС Франции к началу 1999 года два устаревших ДВКД типа <Ураган> были заменены новыми кораблями того же класса (<Фудр> и <Сироко>), способньми принять на борт 180 - 200 единиц техники и от 460 до 1 600 морских пехотинцев.
Принципиально новым моментом является возможное решение военно-политического руководства ФРГ о строительстве в ближайшем будущем универсального десантного корабля (проект разработан в 1995 году, но реализация его пока приостановлена). Корабль будет способен взять на борт до 1 тыс. человек десанта, 13 боевых танков и столько же бронетранспортеров, а также другую боевую технику.
В боевой состав ВМС Нидерландов в 1999 году введен новый десантно-вертолетный корабль-док типа <Роттердам> водоизмещением 13 000 т, способный перебросить в любой район зоны ответственности НАТО батальон морской пехоты (более 600 человек) со штатным вооружением. Командование национальных ВМС планирует использовать его на Северо-Западном Европейском ТВД для действий, в том числе и совместно с английской бригадой морской пехоты и на Южно-Европейском ТВД в составе объединенного амфибийно-десантного соединения НАТО.
Программой развития минно-тральных сил ВМС США предусматривается к 2005 году иметь в боевом составе 14 морских тральщиков типа <Эвенджер>, 17 базовых тральщиков - <Оспрей> и 44 вертолета-тральщика - <Си Дрэгон>.
В странах НАТО, традиционно уделявших серьезное внимание развитию минно-тральных сил, наблюдается тенденция совершенствования их боевых возможностей при сохранении количественного состава на уровне 250 единиц. Основными требованиями к разработчикам проектов перспективных минно-тральных кораблей (МТК) до 2010 года являются: создание высокоманевренных МТК с предельно низкими уровнями физических полей; обеспечение высокой взрывоустойчивости корпусов и оборудования кораблей; наличие на борту АСБУ; совершенствование и разработка новых противоминных систем на базе дистанционно-управляемых подводных аппаратов и других средств поиска классификации и уничтожения мин, размещаемых не только на МТК, но и на надводных кораблях других классов, подводных лодках и летательных аппаратах; способность носителя в кратчайший срок в соответствие с обстановкой произвести замену противоминного оружия, используя контейнерный (модульный) способ его размещения на корабле; возможность ведения противоминных действий в любое время суток при волнении моря до 5 баллов.
Командование ВМС ФРГ приступило к реализации программы модернизации десяти тральщиков проекта 343 на верфи в г. Вольгаст (Земля Мекленбург - Передняя Померания).
В соответствии с планами пять кораблей будут переоборудованы в тральщики - искатели мин проекта MJ3 3 3. В ходе работ на каждом из них будут установлены модернизированная гидроакустическая станция миноискания DSQS-11M, а также два подводных дистанционно управляемых противоминных аппарата <Сифукс>. Модернизация первого тральщика проекта 343 - <Кульмбах> - завершена в сентябре 1999 года. Срок окончания работ на всех пяти кораблях - август 2001 года. Остальные пять тральщиков до сентября 2001 года будут переоборудоваться в корабли управления системы поиска мин <Тройка> проекта HL3 52. На каждом из них планируется установить аппаратуру управления катерами-тралами <Сихунд>, модернизированную станцию миноискания DSQS-11M, телеуправляемые подводные противоминные аппараты <Сифукс>. Основной подрядчик работ на всех десяти тральщиках - фирма STN <Атлас электроник> (г. Бремен).
По мере поступления в боевой состав флота модернизированных кораблей устаревшие тральщики проекта 331 и корабли управления катерами-тральщиками <Сихунд> проекта 351 из состава 6-й эскадры ВМС будут выводиться в резерв.
Для повышения боевых возможностей минно-тральных сил в ВМС Нидерландов с 2000 года намечается начать модернизацию всех 15 тральщиков типа <Алкмаар>. Согласно планам они будут переоборудованы в корабли управления системой траления <Тройка> с одновременной закупкой 15 дистанционно управляемых катеров-тральщиков, входящих в данную систему. Кроме того, их предполагается оснастить новой АСБУ и самоходной подводной гидроакустической станцией поиска мин.
В Тихоокеанском стратегическом районе самыми крупными минно-тральными силами располагает Япония. В их боевом составе насчитываются два корабля управления минно-тральными силами, 32 тральщика, а также десять вертолетов-тральщиков. Впервые на японских кораблях управления минно-тральных сил предусмотрено постоянное базирование вертолетов-тральщиков <Си Дрэгон> (по одной машине).
В ходе анализа основных направлений строительства и совершенствования сил и средств флотов государств до 2010 - 2015 года, западные специалисты пришли к следующим выводам.
Во-первых, исключительная роль атомных ракетных подводных лодок как средства стратегического сдерживания не изменится, несмотря на некоторое снижение напряженности их оперативного использования.
Во-вторых, основу сил общего назначения ВМС, как и прежде, будут составлять авианосцы, многоцелевые атомные и дизельные подводные лодки, крейсерско-миноносные, десантные и минно-тральные корабли, а также вспомогательные суда (транспорты боеприпасов, снабжения, танкеры и плавбазы).
Атомные многоцелевые подводные лодки нового поколения будут малошумны, а боевой потенциал ПЛА в отдельных случаях позволит им решать и стратегические задачи.
Надводные корабли станут более универсальными, а также будут оснащены адекватными огневыми и неогневыми средствами для защиты от низколетящих противокорабельных ракет.
Амфибийно-десантные силы позволят увеличить количество потенциальных направлений высадки морских десантов при одновременном расширении участка высадки и уменьшения времени десантирования.
На смену тральщикам придут тральщики - искатели мин, имеющие большие возможности по поиску и уничтожению мин, в том числе и заглубленных в грунт.
В-третьих, некоторое сокращение корабельного состава ВМС США и других стран НАТО вследствие снятия с вооружения устаревших боевых кораблей не повлияет на боевые возможности их флотов благодаря увеличению доли новых кораблей и повышению их боевого потенциала.
Таким образом, ведущие страны Запада и Востока имеют долгосрочные научно обоснованные программы модернизации своих ВМС, которые предусматривают, с одной стороны, вывод из боевого состава флотов старых и небоеготовых кораблей и судов, а с другой - строительство современных боевых кораблей и принятие на вооружение новых видов В и ВТ. R

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz