К середине 50-х годов значительно повысились требования, предъявляемые к основным колесным боевым машинам. По своей проходимости они должны были не уступать танкам и быть способными сопровождать их без ограничений подвижности и маневренности. Обязательным условием ставилось преодоление окопов и рвов шириной до 2 м, а также водных преград, что позволяло бы мотопехоте в ряде случаев идти впереди наступающих войск и с ходу захватывать плацдармы.
Бронетранспортеры, выполненные по традиционным автомобильным схемам с использованием стандартных агрегатов, уже не могли решать такие задачи. Возможности их модернизации были исчерпаны.
Конструкторам предстояло разработать новые, многоколесные шасси, обладающие высокой проходимостью. Правда, в их распоряжении имелись технические новинки тех лет: эластичные шины большого размера с регулируемым давлением, мощные двигатели, бесступенчатые трансмиссии с большим силовым диапазоном, самоблокирующиеся дифференциалы, бортовые передачи, повышающие клиренс, независимые подвески всех колес с большими ходами, усилители руля и многое другое.
В нашей стране за решение этой задачи в 1957-1958 годах одновременно взялся ряд КБ. Им предстояло создать плавающие многоколесные (от 6 до 10 колес) бронетранспортеры основного назначения.
Первыми в конце 1959 года построили свой образец - восъмиколесный бронетранспортер "49" конструкторы, которыми руководил В. А. Дедков. Кстати, еще зимой 1956 года в нем изготовили своего рода прототип будущей машины - макетное четырехосное шасси "62Б".
Нельзя сказать, что машины других конструкторских бюро во всем уступали "49". Напротив, в них нашло применение немало интересных технических решений. В частности, бортовая схема трансмиссии, гидромеханическая коробка передач, гидропневматическая подвеска колес, передние и задние управляемые колеса. Однако "49" оказался проще, надежнее, он лучше подходил для массового производства. К тому же работникам КБ удалось сохранить технологическую преемственность новой машины с предыдущими. Это и решило ее судьбу. Уже в 1960 году выпустили первую партию бронетранспортеров, получивших армейское обозначение БТР-60П.
Их оригинальное шасси включало два двигателя ГАЗ-49 (подобные применявшимся на БРДМ), установленных параллельно в корме, и новые синхронизированные коробки передач. Каждый из них через свою двухступенчатую раздаточную коробку приводил два ведущих моста, к примеру, правый работал на первый и третий. Передние пары колес могли отключаться.
Такая кинематическая схема позволяла не только использовать уже освоенные промышленностью и войсками двигатели с достаточной суммарной мощностью, но и повышала живучесть машины. Даже с одним работающим двигателем она развивала на шоссе скорость до 60 км/ч. В зимние холода двигатель, запущенный первым, помогал завести и второй. На плаву, когда силовая установка работала на водомет, вводились в действие масляные и водяные теплообменники, охлаждаемые забортной водой.
Ведущие мосты (небольшого радиального размера), снабженные кулачковыми дифференциалами повышенного трения, жестко устанавливались внутри корпуса. Такое устройство передач позволило выполнить днище бронетранспортера по всей длине гладким, как и пол в отделении десанта.
Внутри колес стояли редукторы с большим передаточным отношением. Это позволило заметно увеличить дорожный просвет, разгрузить полуоси и их карданные шарниры и сделать более надежной систему подачи воздуха в односкатные шины большого диаметра, давление в которых поддерживалось автоматически. Все колеса оснащались независимой торсионной подвеской на поперечных рычагах с телескопическими гидроамортизаторами.
Рулевое управление с гидроусилителем связывалось системой тяг и рычагов с первой четверкой колес, БТР-60П оборудовался герметичными тормозами с гидроприводом и пневмоусилителем. Еще одна замечательная особенность была присуща новому бронетранспортеру: он мог передвигаться, даже потеряв два любых колеса.
В носовой части БТР-60П устанавливалась лебедка само вытаскивания с приводом от правого двигателя.
Плавучесть БТР-60П обеспечивалась водонепроницаемым корпусом понтонного типа и мощным водометом, который вместе с электронасосом мог откачивать воду, попавшую внутрь машины. Управление на плаву осуществлялось поворотом колес и водяных рулей, установленных на выходе водомета.
В передней части несущего, открытого сверху сварного корпуса с рациональным наклоном бронелистов находились места командира и водителя. В боевой ситуации они могли наблюдать за обстановкой через пулестойкие стеклоблоки в крышках передних смотровых люков и в боковых скосах брони. Кроме того, машины оснащались приборами ночного видения, а позже и командирским перископом.
В средней части размещался десант, который мог вести огонь через бортовые бойницы. Солдаты покидали машину через борт и бортовые люки под прикрытием станкового пулемета (боекомплект - 1250 патронов), устанавливаемого на переднем или боковых кронштейнах. Все БТР-60П имели рации.
В 60-е годы эти бронетранспортеры были основной боевой машиной мотострелковых подразделений Советской Армии, а затем и морской пехоты. При высадке бронетранспортеры съезжали с аппарели десантного судна, подплывали к прибрежной полосе и, снизив давление в шинах, выходили на сушу.
В 1963 году появился модернизированный БТР-60ПА с полностью герметичным, закрытым сверху корпусом, в котором для выхода десантников (10 человек) имелись 4 верхних люка с броне крышками. Боевая масса БТР-60ПА составила 10,2 т.
Через два года на вооружение поступили несколько усовершенствованные БТР-60ПА1 и БТР-60ПБ, в башне последнего стояли спаренные пулеметы КПВТ (калибр 14,5 мм, боекомплект 500 патронов) и 7,62-мм ПКТ (2000! патронов). Кроме того, БТР-60ПБ имел новые приборы наблюдения. Для своего времени колесные бронетранспортеры БТР-60П и их модификации вполне отвечали всем требованиям Советской Армии.
"БТР-60П", 1960
Масса 9,8 т
Габариты 7220х2905х2105 мм
Клиренс 475 мм
Колесная формула 8х8
Бронирование 7-11 мм
Двигатель бензиновый, 2х90 л.с.
Максимальная скорость
по суше (по воде) 80 (10) км/ч
Запас хода 500 км
Экипаж 16 чел.
Вооружение 7,62-мм пулемет "СГМ".