"ТЕХНИКА МОЛОДЕЖИ" 12'1971

Д-1

В одном из залов Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи в Ленинграде установлено орудие, мимо которого большинство посетителей проходит, почти не задерживаясь. Из надписи явствует, что это 152-мм гаубица образца 1943 года № 745, которая в составе 238-й тяжелой артиллерийской бригады участвовала в боях против японской Квантунской армии в августе 1945 года. И невдомек нелюбопытным посетителям, что этого орудия с нетерпением ждали советские военачальники уже в 1942-1943 годах, готовя сокрушительные наступательные операции второго периода Великой Отечественной войны.
По системе вооружения, разработанной в 30-х годах, для взламывания обороны сильно укрепившегося противника предназначалась 152-мм гаубица образца 1938 года. Это конструктивно весьма удачное орудие не удалось как следует освоить производством в предвоенные годы, и во время войны оно совсем не изготовлялось. Предвидя, что гаубицы такого калибра скоро понадобятся в больших количествах, известный конструктор артиллерийских систем Герой Социалистического Труда генерал-лейтенант инженерно-технической службы Ф. Петров в конце 1942 года сделал конструктивные прикидки и приближенные расчеты, которые подтверждали возможность наложения 152-мм ствола на лафет 122-мм гаубицы образца 1938 года М-30 (см. № 6, 1971).
"Эти прикидки, - вспоминает Федор Федорович, - были несложными и сводились к наброску общего вида новой системы. Для этого чертеж лафета М-30 был скопирован на пергамент, а потом на него нанесли общие габариты нового ствола с затвором, цапфенной и передней обоймами люльки и т.д. О том, что таким путем можно создать новую гаубицу, я в конце 1942 года сообщил наркому вооружения Д. Устинову, который, полностью одобрил наше предложение.
Однако по ряду причин дальнейшие разработки по 152-мм гаубице были нами прекращены, пока 12 апреля 1943 года поздней ночью, вернее ранним утром следующего дня - было 3 часа, - мне на квартиру не позвонил сам Д. Устинов и не сообщил, что Государственный Комитет Обороны принял решение об изготовлении и отправке на полигонно-государственные испытания пяти образцов 152-мм гаубиц. Все это должно было быть исполнено к 1 мая, поэтому нарком предложил немедленно отправить рабочие чертежи на ряд узлов и деталей на другой завод.
Каково же было удивление и недовольство наркома, когда я ему сообщил, что никаких рабочих чертежей у нас нет, и просил его дать два дня на их разработку. Получив такое согласие и кое-как одевшись впотьмах (из-за экономии энергии света не было), я пошел по квартирам собирать на работу конструкторов. Забегая вперед, скажу, что задание партии и правительства было выполнено точно в назначенный срок. 1 мая 1943 года конструкторы и слесари мчались, можно сказать, сверхскорым поездом на государственный полигон, везя на прицепленных к поезду платформах пять 152-мм гаубиц Д-1. Из 18 дней, потребовавшихся на выполнение этой работы, 2-3 дня ушли на заводские испытания стрельбой, которые велись без какого-либо перерыва днем и ночью. В мае 1943 года, пройдя всесторонние испытания, Д-1 была принята на вооружение под названием: 152-мм гаубица образца 1943 года.
Работу по созданию Д-1 наш коллектив считает одной из наиболее удачных, гордится ею, тем более что у многих товарищей были большие сомнения в возможности создания таким путем боеспособного образца. Из наиболее активных участников разработки Д-1 я хотел бы отметить конструкторов А. Булашева, В. Рыженко, П. Комиссарова, Н. Кострулина, М. Марягину, И. Подыясек, а также директора завода Л. Гонора, главного инженера Д. Рыжкова и др.".
Ствол 152-мм гаубицы образца 1938 года удалось наложить на лафет 122-мм гаубицы благодаря применению дульного тормоза.
В Д-1 конструкторы впервые отказались от традиционного передка, которым обычно комплектовались орудия такого веса и у нас и за рубежом. Это снизило походный, а отчасти и боевой вес гаубицы, в несколько раз уменьшило время перевода орудия из походного положении в боевое и обратно; избавило ее от механизмов для оттягивания ствола в походное положение и обратно и от механизма блокировки затвора. Ствол-моноблок новой гаубицы соединялся с казенником тяжелой муфтой из углеродистой стали. Увеличив откатной вес и облегчив уравновешивание качающейся части, эта муфта упростила и уменьшила вес самого казенника, изготовлявшегося из дорогой высоколегированной стали.
Д-1 была очень быстро освоена в производстве и в войсках. Причина тому - широкая унификация с орудиями, принятыми на вооружение. Так, от гаубицы М-30 (см. № 6, 1971) заимствованы лафет и прицел, от 152-мм гаубицы - пушки образца 1937 года (см. № 4, 1971) - затвор.
Нарком вооружения не случайно торопил конструкторов, производственников и рабочих завода: шла подготовка к величайшему сражению Великой Отечественной войны - к Курской битве. Период оборонительных боев близился к завершению, армия запасалась орудиями для наступления. Орудиями, способными подавлять артиллерию, минометы и другие огневые средства противника, уничтожать его живую силу, разрушать полевые и долговременные оборонительные сооружения, подавлять тылы и органы управления войсками противника. "Для наступления нужны новые орудия, - писал в своих мемуарах главный маршал артиллерии Н. Воронов. - Именно таким орудием оказалась гаубица Д-1".
Обзором пушек периода второй мировой войны мы заканчиваем артиллерийскую историческую серию. Будущая историческая серия будет посвящена боевым кораблям и подводному флоту.

152-мм гаубица образца 1943 года
Вес в боевом положении            3 600 кг
Дальность стрельбы                12 400 м
Наибольший угол возвышения        +63°
Наибольший угол склонения         -3°
Угол горизонтального обстрела     35°
Скорострельность максимальная     3-4 выстр/мин
Скорость перевозки по шоссе       до 40 км/час

Тип снаряда           Вес, кг  Нач.скорость, м/сек
Осколочно-фугасный      40        508
Осколочный              40        508
Бетонобойный            40        457

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz