"ТЕХНИКА МОЛОДЕЖИ" 05'1971

БС-3

"Весной 1943 года, когда на полях сражений в массовом количестве стали появляться гитлеровские "тигры", "пантеры", "фердинанды", - вспоминает известный артиллерийский конструктор В. Грабин, - я в записке на имя Верховного Главнокомандующего предложил, наряду с возобновлением производства 57-мм противотанковой :пушки ЗИС-2, создать новое орудие - 100-мм противотанковую пушку с мощным снарядом.
Почему мы остановились на новом для наземной артиллерии калибре 100 мм, а не на уже существующих 85- и 107-мм орудиях? Выбор был не случаен. Мы считали, что необходимо орудие, дульная энергия которого была бы раза в полтора больше, чем у 107-мм пушки образца 1940 года. А 100-мм орудия давно и успешно применялись на флоте, для них был разработан унитарный патрон, .в то время как у 107-мм пушки было раздельное заряжение. Наличие выстрела, освоенного в производстве, сыграло решающую роль, так .как отработка его занимает очень много времени. А времени у нас было мало...
Конструкцию морской пушки мы заимствовать не могли: она слишком громоздка и тяжела. Требования .высокой мощности, подвижности, легкости, компактности, высокой скорострельности повлекли за собой ряд новшеств. Прежде всего понадобился дульный тормоз высокой эффективности. Применяемый ранее щелевой тормоз имел эффективность 25-30%. Для 100-мм пушки пришлось разработать конструкцию двухкаморного тормоза с эффективностью 60%. Для повышения скорострельности применили клиновой полуавтоматический затвор. Компоновку орудия поручили ведущему конструктору А. Хворостину".
Контуры орудия начали вырисовываться на ватмане в майские праздники 1943 года. В несколько дней был реализован творческий задел, сложившийся на основе долгих размышлений, мучительных поисков, изучения боевого опыта и анализа лучших артиллерийских конструкций мира. Ствол и полуавтоматический затвор спроектировал И. Грибань, противооткатные устройства и гидропневматический уравновешивающий механизм - Ф. Калеганов, люльку литой конструкции - Б. Ласман, равнопрочный верхний станок В. Шишкин. Тяжело решался вопрос с выбором колеса. КБ обычно применяло для орудий автомобильные колеса грузовых машин ГАЗ-АА и ЗИС-5, но для новой пушки они не подходили. Следующей машиной была пятитонка ЯАЗ, Однако ее колесо оказалось чересчур тяжелым и большим. Тогда родилась идея поставить спаренные колеса от ГАЗ-АА, позволившие вписаться в заданный вес и габариты.
Спустя месяц рабочие чертежи были отправлены в производство, а еще через пять месяцев из ворот завода вышел первый опытный образец знаменитой БС-3 - пушки, предназначенной для борьбы с танками и другими мотомеханизированными средствами, для борьбы с артиллерией, для подавления дальних целей, для уничтожения огневых средств пехоты и живой, силы противника.
"Три конструктивные особенности отличают БС-3 от ранее разработанных отечественных систем, - рассказывает лауреат Государственной премии А. Хворостин. - Это торсионная подвеска, гидропневматический уравновешивающий механизм и лафет, выполненный по схеме обращенного опорного треугольника. Выбор торсионной подвески и гидропневматического уравновешивающего механизма был обусловлен требованиями легкости и компактности узлов, а изменение схемы лафета заметно снижало нагрузку на станины при стрельбе на максимальных углах поворота верхнего станка. Если в обычных схемах лафета каждую станину рассчитывали на 2/3 силы отдачи орудия, то в новой схеме сила, действующая на станину при любом угле горизонтальной наводки, не превышала 1/2 силы отдачи. Кроме того, новая схема упрощала оборудование боевой позиции.
Благодаря всем этим новинкам БС-3 выделялась на редкость высоким коэффициентом использования металла. Это значит, что в ее конструкции удалось достигнуть наиболее совершенного сочетания могущества и подвижности".
Испытывала БС-3 комиссия под председательством генерала Панихина - представителя :командующего артиллерией Советской Армии. По свидетельству В. Грабина, одним из самых интересных моментов была стрельба по танку "тигр". Мелом на башне танка начертили крест. Наводчик получил исходные данные и с 1500 м произвел выстрел. Подойдя к танку, все убедились: снаряд попал почти в крест и пробил броню. После этого испытания продолжались по заданной программе, и комиссия рекомендовала орудие на вооружение.
Испытания БС-З натолкнули на новый метод борьбы с тяжелыми танками. Как-то на полигоне с дистанции 1500 м был произведен выстрел по трофейному "фердинанду". И хотя, как и ожидалось, снаряд не пробил 200-мм лобовую броню самоходки, ее орудие и комплекс управления вышли из строя. БС-З оказалась способной эффективно бороться с танками и самоходками противника на дистанциях, превышающих дальность прямого выстрела. В этом случае, как показал опыт, экипаж вражеских машин поражался осколками брони, откалывавшимися от корпуса из-за громадных перенапряжений, возникающих в металле в момент удара снаряда о броню. Живая сила, которую снаряд сохранял на этих дальностях, была достаточна, чтобы согнуть, искорежить броню.
В августе 1944 года, когда БС-З начала поступать на фронт, война уже близилась к завершению, поэтому опыт боевого применения этого орудия ограничен. Тем не менее БС-3 по праву занимает почетное место в ряду орудий Великой Отечественной войны, ибо в ней были заложены идеи, получившие широкое распространение в артиллерийских конструкциях послевоенного периода.

100-мм полевая пушка образца 1944 года
Вес в боевом положении            3 650 кг
Дальность стрельбы                20 000 м
Наибольший угол возвышения        +45°
Наибольший угол склонения         -5°
Угол горизонтального обстрела     58°
Скорострельность максимальная     10 выстр/мин
Скорость перевозки по шоссе       до 50 км/час

Тип снаряда           Вес, кг  Нач.скорость, м/сек
Осколочно-фугасный      15,6       900
Бронебойный             15,9       895

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz