ТАНКИ СЕГОДНЯ
Во второй мировой войне танки применялись на всех театрах военных действий. В Европе, Африке и Азии воюющие государства вывели на поля сражений около 350 тыс. танков и самоходок. В огне боев проверялись и уточнялись концепции применения танковых войск. Они стали основной ударной силой сухопутных армий. Решающее влияние на послевоенное развитие этик боевых машин оказало появление ядерного оружия, противотанковых управляемых реактивных снарядов (ПТУРС), боевых вертолетов.
Созданные в капиталистических странах образцы танков условно разделяются на три поколения. К первому относятся машины, появившиеся в 40-50-х годах на основе опыта второй мировой войны: американские М26, М46, М47, М48, английский "Центурион", французский АМХ-13. Танки второго поколения (60-70-е годы) конструировались с учетом вышеупомянутых новых боевых средств. К ним относятся американский M60, английский "Чифтен", западногерманский "Леопард", французский АМХ-30, шведский STRV-103, японский "74" и т. д. Машины третьего поколения - американский М1 "Абрамс", западногерманский "Леопард-2" появились сравнительно недавно.
Вооружение современных танков прежде всего рассчитано на борьбу с машинами противника. Оно должно обеспечивать высокую вероятность поражения цели с первого выстрела, притом в движении, на расстоянии 2-3 км. Поэтому на них установлены мощные 105- и 120-мм пушки с высокими начальными скоростями снарядов. В боекомплект входят подкалиберные снаряды с отделяющимся поддоном и сердечником из тяжелых металлов. Кроме того, имеются кумулятивные снаряды, в которых используется явление направленного действия газовой струи, возникающей при мгновенном сгорании заряда определенной формы. Преимущество этих снарядов и в том, что они пробивают броню с любого расстояния. Однако вращение снарядов снижает кумулятивный эффект, поэтому французские конструкторы разработали их разновидность, придав вращение только корпусу. Разрывной же заряд, помещенный внутри его на шарикоподшипниках, по инерции остается практически неподвижным. Снаряды другого типа - с пластиковым взрывчатым веществом - при ударе о броню деформируются. Вещество как бы прилипает к броне и взрывается с некоторым замедлением, создавая в металле волны сжатия и растяжения. При этом от внутренней стороны брони отрываются куски, наносящие поражение экипажу и оборудованию танка. На машинах для повышения точности стрельбы при движении предусмотрены гироскопические стабилизаторы пушки в двух плоскостях. Электрические импульсы с гироскопа через усилители подаются к системе наводки орудия и удерживают его в определенном положении независимо от движений корпуса.
Определить расстояние до цели с точностью до нескольких метров позволяют лазерные дальномеры. Данные с этих приборов автоматически вводятся в баллистический вычислитель, который, кроме того, учитывает изменение расстояния и углов между танком и целью, температуру заряда выстрела, изношенность ствола пушки, направление и скорость ветра, температуру воздуха, атмосферное давление, тип боеприпаса и т. д. Итоговая информация передается на прицелы наводчику и командиру машины. На некоторых танках введено механизированное или автоматизированное заряжение, что повышает скорострельность.
Большое внимание современные конструкторы уделяют защите танка, поскольку кумулятивные снаряды и ПТУРСы пробивают броню толщиной до 500 мм. Поэтому, как свидетельствуют иностранные источники, зарубежные специалисты разработали многослойную разнесенную броню. Она состоит из нескольких слоев стали, промежутки между которыми заполнены синтетическими материалами. Это снижает действие кумулятивного эффекта.
Танки, выпускаемые в наше время, как правило, оснащаются многотопливными дизельными двигателями. Им годится любое горючее - от солярки до высокооктанового бензина. Мощности таких двигателей достигают 1500 л. с. На последнем американском танке М1 "Абрамс" установлен газотурбинный двигатель.
Все современные танки имеют оборудование для преодоления по дну водных преград глубиной до 4-5 м либо индивидуальные плавсредства.
Несколько слов о зарубежных новинках третьего поколения. Это прежде всего западногерманский танк "Леопард-2", который серийно выпускается с конца 1979 года. На машине установлены 120-мм стабилизированное гладкоствольное орудие и многотопливный двигатель, применена разнесенная броня. Несмотря на солидный вес, "Леопард-2" обладает высокой удельной мощностью - 27,2 л. с. на тонну. В его боекомплекте - оперенные бронебойные подкалиберные снаряды с отделяющимся поддоном и так называемые "многоцелевые", то есть кумулятивного и осколочно-фугасного действия. Удельное давление на грунт у этого танка даже ниже, чем у "Леопарда-1", а маневренность выше. Машина оснащена лазерным дальномером и электронным баллистическим вычислителем.
Американский танк М1 "Абрамс" (серийное производство началось в 1980 году) имеет пока что 105-мм стабилизированную нарезную пушку. Однако с 1984 года на нем планируют устанавливать западногерманскую гладкоствольную калибром 120 мм.
Англичане увлеклись модернизацией "Чифтена". Однако и ему на смену идет 60-тонная махина "Челленджер" (как всегда, английские машины самые тяжелые).
Во Франции продолжается усовершенствование основного танка АМХ-30, а в Японии еще в 1974 году появился танк под маркой "74". Правда, по техническим решениям его вряд ли можно отнести к третьему поколению. Кстати, у этой машины есть интересная особенность: подвеска гидравлического типа позволяет ему менять клиренс.
Новый танк под названием "Меркава" создан в Израиле. Отличаясь компоновкой от других зарубежных машин - моторно-трансмиссионное отделение спереди, а боевое - сзади, - он, помимо четырех человек экипажа, может принять еще 10 десантников.
Многие другие государства не прочь создавать собственные танки, хотя их разработка нередко поручается иностранным специалистам, а производство налаживается у себя дома. Так, например, поступила Индия, где уже около 10 лет под маркой "Виджаянта" выпускается танк английской фирмы "Виккерс". Для Аргентины в ФРГ разработаны танки ТАМ, с базой БМП "Мардер", на которой установлена башня со 105-мм пушкой. Аналогичный гибрид, хотя и собственной конструкции, выпускается в Австрии. Это легкий танк "Кирасир", построенный на основе бронетранспортера 4К4FА. На нем стоит башня французского ганка АМХ-13 со 105-мм пушкой. А вот Бразилия обошлась собственными силами, выпустив легкий 19-тонный танк X-1А2. Правда, выглядит он довольно старомодно.
К оснащению танковых войск относятся различные по назначению и по конструкции самоходные артиллерийские установки (САУ), бронетранспортеры, саперные танки, боевые машины пехоты (БМП), ремонтно-эвакуационные и другие машины.
Ныне столь многочисленные в прошлом противотанковые САУ капиталистические страны почти не строят. Их заменили установки ПТУРСов на самоходной базе, такие, например, как английская машина "Страйкер" (на базе танка "Скорпион"). Большое развитие получили САУ, предназначенные для огневой поддержки танков и пехоты. К ним относятся американские М108 (105-мм гаубица), М109 (155-мм гаубица), М107 (175-мм пушка), М110 (203-мм гаубица), западногерманская PZH155 и французская 155GCT (обе со 155-мм гаубицами); английская установка "Аббот" (105-мм гаубица) и многие другие. Некоторые из них - плавающие и транспортируемые по воздуху. Их вооружение установлено, как правило, в полностью закрытой вращающейся башне, а бронирование противопульное.
Еще во второй мировой войне участвовали зенитные самоходные установки. В частности, в конце войны советские части получили машину ЗСУ-37. Она вооружалась 37-мм полуавтоматической зенитной пушкой, установленной открыто и имеющей угол вращения 360°. После войны была создана ЗСУ-57-2 с использованием агрегатов среднего танка Т-54. Ее вооружение - две автоматические 57-мм пушки - установлены во вращающейся башне без крыши. Несколько позже в войска поступила ЗСУ-23-4, оснащенная четырехствольной установкой 23-мм автоматических пушек во вращающейся башне.
К лучшим образцам ЗСУ капиталистических стран следует отнести "Гепарда". Так названа западногерманская машина, созданная на базе танка "Леопард-1". Ее вооружение состоит из двух 35-мм автоматических пушек во вращающейся башне.
В 60-е годы бронетанковые войска получили оснащение нового типа - боевую машину пехоты (БМП). Она, по сути, представляет собой дальнейшее развитие бронетранспортера, имея полную броневую защиту. БМП - партнер танка, она непосредственно сопровождает его в бою, а 8-11 пехотинцев ведут сражение с борта машины, не спешиваясь. Подвижность этих гусеничных либо колесных машин не уступает танковой. БМП вооружаются малокалиберными автоматическими пушками, пулеметами и ПТУРСами. Стрелки ведут огонь из личного оружия через амбразуры в бортах.
94. Советская зенитная самоходная установка ЗСУ-57-2. Боевая масса - 28 т. Экипаж - 6 чел. Вооружение - две 57-мм пушки. Двигатель - дизель, 520 л. с. Макс. скорость - 50 км/ч. Запас хода по шоссе - 400 км.
95. Советская зенитная самоходная установка ЗСУ-23-4.
96. Советская гусеничная машина БМП-1. Боевая масса - 13 т. Экипаж 2 чел. + 9 десантников. Вооружение: одно 73-мм гладкоствольное орудие, один 7,62-мм пулемет, ПТУРС. Двигатель -дизель, 300 л. с. Макс. скорость - 65 км/ч. Запас хода по шоссе - 500-600 км.
97. Западногерманская БМП "Мардер". Боевая масса - 28,2 т. Экипаж 2+8 чел. Вооружение: 20-мм пушка, два 7,62-мм пулемета. Двигатель - дизель, 600 л. с. Макс. скорость - 70 км/ч. Запас хода по шоссе - 520 км.
98. Американская СУ М109. Боевая масса - 23,4 т. Экипаж - 5 чел. Вооружение: одна 155-мм гаубица, один 12,7-мм зенитный пулемет. Двигатель - карбюраторный "Континентал" А01-623, 340 л. с. Макс. скорость - 51 км/ч. Запас хода по шоссе - 400 км.
99. Советская 152-мм самоходная гаубица.
HTTP://ATTEND.TO/COMMI