НЕ ЛЕТАТЬ, ТАК ПЛАВАТЬ
Конструкторы еще в 20-е годы мечтали о таких машинах. Американец У.Кристи немало времени посвятил разработке проекта танка, у которого имелись бы крылья и органы управления полетом. Пропеллер, помещенный на этой конструкции, работал от основного двигателя танка. По мысли конструктора, эта машина должна была, разогнавшись, взлететь как самолет и, совершив перелет, приземлиться. Крылья и прочее оснащение сбрасывались, и танк шел в бой.
А первое в мире десантирование бронетанковой техники (танкеток Т-27) посадочным способом осуществлено в 1935 году в нашей стране.
Позднее, в годы второй мировой войны, в Англии и США были созданы два образца авиадесантных танков. Английская машина называлась МКVIII "Тетрарх". Она имела боевую массу 7,5 т и оснащалась 40-мм пушкой и 7,92-мм пулеметом. Экипаж состоял из двух человек; скорость достигала 64 км/ч. Американская машина - М22 "Локаст" - весила 7,2 т, на ней устанавливались 37-мм пушка и два 7,62-мм пулемета.
Опыт сражений второй мировой войны показал, что легкие танки ввиду слабости вооружения и бронирования не могут выполнять роль боевых танков. С 1942 года они использовались только для разведки и охранения. В СССР и в Германии, да практически и в Англии производство этих машин было прекращено.
Легкие танки продолжали выпускаться лишь в США, где в 1944 году на смену М5 пришел легкий танк М24 "Чеффи". Он задумывался для использования в авиадесантных войсках, но оказался слишком тяжелым (боевая масса 18,4 т). Вооружение его состояло из 75-мм пушки, двух 7,62-мм пулеметов и одного 12,7-мм зенитного пулемета. Скорость машины достигала 55 км/ч. Бронирование оставалось противопульным.
В 1953 году на вооружение американцы приняли новый легкий танк М41 "Уокер Бульдог". Он сохранил многие элементы конструкции своего предшественника (в том числе и такое же бронирование), но получил новое, более мощное вооружение и новый двигатель. Его боевая масса 23 т, максимальная скорость 64 км/ч, запас хода 200 км. Длинноствольная 76-мм пушка (начальная скорость бронебойного снаряда 1000 м/с) снабжалась дульным тормозом и эжекционным устройством.
Во Франции послевоенное танкостроение началось с создания легкого аэротранспортабельного танка, получившего обозначение AMX-13. После пяти лет разработок и испытаний в 1951 году он поступил в серийное производство, продолжавшееся до 1964 года. Его компоновка отличалась от классической: силовое отделение спереди, а боевое - сзади. АМХ-13 вызвал множество споров и имел столь же много противников, сколь и поклонников ввиду необычной установки вооружения. Длинноствольная 75-мм пушка с автоматическим заряжанием (начальная скорость бронебойного снаряда 1000 м/с) и спаренный 7,5-мм пулемет помещались в составной, или качающейся, башне, которая состояла из нижней вращающейся части и верхней, соединенной с нижней посредством цапф.
Восьмицилиндровый карбюраторный двигатель располагался в передней части корпуса справа. Подвеска танка индивидуальная, торсионная, с гидравлическими амортизаторами. Танк мог транспортироваться по воздуху и десантироваться посадочным способом.
В 60-е годы на части танков установили 90-мм пушки. Позднее на оставшихся машинах поставили модифицированные башни со 105-мм пушкой и лазерным дальномером.
В начале 50-х годов на вооружение Советской Армии поступил легкий плавающий танк ПТ-76. Подобной машины нет ни в одной армии мира. В отличие от зарубежных плавающих танков он практически не требует предварительной подготовки для движения по воде. Впервые в мире танк получил два водометных движителя, расположенных по бортам в кормовом отделении корпуса. Его скорость на плаву почти вдвое выше, чем у аналогичных иностранных машин. Водомет действует так: всасываемая насосом вода выбрасывается через кормовой патрубок, создавая реактивную силу. Патрубок имеет заслонку и трубу заднего хода. При закрытой заслонке вода подается через трубу заднего хода вперед, и машина движется назад. Поворот в воде осуществляется при работе одного водомета вперед, а другого - назад.
ПТ-76 может вести огонь из пушки на плаву. Подвеска танка индивидуальная торсионная. Низкое удельное давление на грунт (0,5 кг/см^2 ) обеспечивает хорошую проходимость по мягкому грунту и снегу. Танк оснащен приборами ночного видения и противопожарным оборудованием.
А теперь вернемся снова к американским машинам. Военные специалисты не были удовлетворены танком М41 - он оказался слишком тяжелым. Поэтому в конце 50-х годов начинается разработка нового авиадесантного танка, с меньшей массой, более мощным вооружением, чем у М41, к тому же способного плавать. Лишь в 1968 году новый танк М551 "Шеридан" был принят на вооружение. Машина оснащена 152-мм орудием - пусковой установкой.
Применение брони из алюминиевых сплавов дало большую экономию в весе, однако она защищает экипаж лишь от огня стрелкового оружия. Дизель-мотор в блоке с гидромеханической планетарной КП расположен в кормовой части корпуса. Подвеска индивидуальная торсионная. На танке возится приспособление для плавания в виде поднимающегося по периметру корпуса водонепроницаемого кожуха из синтетического материала. Подготовка к плаванию занимает две минуты. Скорость на плаву 6 км/ч.
После долгого перерыва в 1972 году в Англии снова создали легкий танк. Это была разведывательная аэротранспортабельная плавающая машина под названием "Скорпион". На нем также использовалась алюминиевая броня. Двигатель и трансмиссия расположены спереди. Подвеска - индивидуальная торсионная с гидравлическими амортизаторами. Танк оснащен приборами ночного видения, фильтровентиляционной установкой для действий на радиоактивно зараженной местности и индивидуальным плавсредством, таким же, как и у "Шеридана".
На зaставке - cоветский плавающий танк ПТ-76. Боевая масса - 14,6 т. Экипаж - 3 чел. вооружение: одна 76-мм пушка, один 7,62-мм пулемет. Бронирование - противопульное. Двигатель - дизель В-6, 240 л. с. Скорость макс. на суше 44 км/ч, на плаву - 10 км/ч. Запас хода - 250 км.
88. Французский легкий танк АМХ-13. Боевая масса - 14,5 т. Экипаж - 3 чел. Вооружение: одна 75-мм пушка, один 7,5-мм пулемет. Бронирование: лоб корпуса 40 мм, борт - 20 мм, башня - 40 мм. Мощность двигателя - 270 л. с. Макс. скорость - 65 км/ч. Запас хода - 400 км.
89. Американский легкий танк "Шеридан". Боевая масса - 15 т. Экипаж - 4 чел. Вооружение: одно 152-мм орудие - пусковая установка, один 7,62- и один 12,7-мм зенитный пулеметы. Бронирование - противопульное. Мощность двигателя - 300 л. с. Макс. скорость - 70 км/ч. Запас хода - 500 км.
90. Английский легкий танк "Скорпион". Боевая масса - 7,9 т. Экипаж - 3 чел. Вооружение: одна 76-мм пушка, один 7,62-мм пулемет. Бронирование - противопульное. Мощность двигателя - 195 л. с. Максимальная скорость - 80 км/ч. Запас хода - 640 км.
HTTP://ATTEND.TO/COMMI