ТАНКОВЫЙ МУЗЕЙ ЖУРНАЛА "ТЕХНИКА МОЛОДЕЖИ"

САМОХОДНАЯ АРТИЛЛЕРИЯ

Артиллерийские системы (сюда включают короткоствольные орудия, предназначенные для стрельбы прямой наводкой, длинноствольные пушки, в том числе и противотанковые, и гаубицы на гусеничных самоходных шасси) появились еще в годы первой мировой войны. Именно тогда танки из спутников пехоты превратились в самостоятельный род войск.
Артиллерия поддержки и противотанковые орудия на механической тяге за танками не поспевали. Поэтому нужно было построить самоходки (САУ), такие же подвижные и обладавшие такой же проходимостью, как и танки.
САУ, как правило, создавались на базе танков. Правда, артсистема с ограниченным углом обстрела устанавливалась в неподвижной боевой рубке на шасси основной машины. Во многих случаях в целях улучшения работы орудийного расчета, особенно для систем с большим углом возвышения, рубка не имела крыши и кормовой стенки. Кроме того, это упрощало производство и позволяло использовать базу легких танков для орудий довольно "солидных" калибров. Когда рубка самоходки была целиком бронированной, отказ от вращающейся башни также способствовал облегчению производства. А за счет выигрыша в весе САУ оснащали более мощной, чем в танке, артсистемой и даже усиливали ее бронирование.
В нашей стране первые САУ создавались еще в тридцатые годы. В 1935 году на базе легкого танка Т-26 построили так называемый "малый триплекс", или СУ-5. На базе самоходного лафета можно установить три артсистемы: 76-мм пушку, 122-мм гаубицу или 152-мм мортиру. Всего выпустили пятнадцать СУ-5. Другие наши предвоенные САУ так и не вышли из стадии эксперимента. Таким образом, накануне Великой Отечественной войны Красная Армия самоходок практически не имела. Первые серийные СУ выпустили в конце 1942 года. Это были СУ-122 и СУ-76.
СУ-122 представляла собой 122-мм гаубицу, установленную на базе танка Т-34. Орудие с весьма ограниченным углом обстрела помещалось в наклонном лобовом листе рубки. Гаубица имела поршневой затвор и выстрелы раздельного заряжания, поэтому и скорострельность ее оказалась невысокой. В боекомплекте находились осколочно-фугасные и кумулятивные снаряды. Последние пробивали броню толщиной 100 мм. СУ-122 в основном использовалась для борьбы с огневыми точками и полевыми укреплениями противника и могла вести огонь с закрытых позиций. Уже в августе 1943 года эту самоходку вследствие недостаточной эффективности при борьбе станками заменили на СУ-85.
СУ-76 конструкторы разработали как мобильное средство сопровождения пехоты. Она была вооружена достаточно мощной пушкой ЗИС-3 с длиной ствола 41,5 калибра, поставленной на базу легкого танка Т-70. Бронебойный снаряд этой пушки весом 6,5 кг пробивал под прямым углом на расстоянии 500 м броню толщиной 70 мм. Подкалиберный же снаряд, обладая весом 3,02 кг и начальной скоростью 950 м/с, пробивал с той же дистанции почти 100-мм броню. Чтобы установить 76-мм пушку, потребовалось усилить ходовую часть Т-70 (добавили еще по одному катку на каждую сторону) и удлинить корпус. В передней его части слева размещался водитель, а справа - моторно-трансмиссионная группа. Боевое отделение машины - легкобронированная рубка без крыши. Несмотря на слабое и неполное бронирование, СУ-76 хорошо зарекомендовали себя в боях и часто выходили победителями в борьбе с немецкими тяжелыми танками. СУ-76 - легкая, достаточно маневренная - имела и значительно меньшие габариты, чем ее мощные собратья. Эти самоходки во всевозрастающем количестве выпускались до конца войны. Простота их конструкции и легкость изготовления - вот основные причины "живучести" СУ-76. Кроме того, важно и то, что они выпускались на хорошо отработанной базе Т-70, снятого в 1943 году с производства, а шасси основного танка нашей армии использовались по прямому назначению.
Немецкая самоходная артиллерия времен второй мировой войны при чрезвычайном разнообразии образцов разделялась по техническим и тактическим свойствам на противотанковую, штурмовую (см. "ТМ", 1980, № 8) и сопровождения танков. Это были как серийные машины, так и созданные на базе снятых с производства или трофейных танков. В 1940 году у нескольких десятков танков Т-I немцы сняли башни и установили на машинах тяжелые пехотные 150-мм орудия (с углом возвышения 75°). Спереди и с боков орудие прикрывали 13-мм броневыми листами, превратив таким образом Т-I в самоходки.
B 1943-1944 годах на базе снятого с производства легкого танка 38(t) выпустили около 300 СУ с тем же 150-мм орудием. Оно располагалось в открытой сверху кормовой рубке, имевшей 10-мм толщину брони. Боевая масса машины достигла 12 т. Экипаж состоял из 4 чел. Самой распространенной самоходной установкой сопровождения оказалась 105-мм СУ "Веспе" ("Оса"), выпускавшаяся на шасси устаревшего легкого танка Т-II в 1943-1944 годах. Всего их построили около 700 штук. Корпус базовой машины был слегка удлинен, а двигатель перенесли вперед. Гаубица устанавливалась в корме машины в рубке, лишенной крыши, и имела угол горизонтальной наводки 34°, а вертикальной - 42°.
Под 150-мм гаубицу разработали базу с использованием трансмиссии от Т-III и ходовой части от Т-IV. Двигатель этой машины также перенесли вперед. Боевое отделение оказалось в кормовой части. Спереди, сбоку и частично сзади оно защищалось броневыми листами. Горизонтальный угол наводки гаубицы 30°, а вертикальный - 42°. Всего этих самоходок, называвшихся "Хуммель" ("Шмель"), выпустили в 1943-1944 годах свыше 700 штук. Почти такая же база использовалась для 88-мм противотанковой пушки длиной 71 калибр. Эти СУ под именем "Насхорн" ("Носорог") строились с начала 1943 года и до конца войны. Всего их создано 500 штук.
Американцы сконструировали несколько образцов самоходок сопровождения. Это были 76-мм гаубица на базе легкого танка М5, 105-мм гаубица на базе среднего танка М3 и на базе легкого танка М24, 155-мм пушка и 203-мм гаубица на базе "Шермана". Наиболее распространенной стала 105-мм СУ, которую назвали М7 "Прист". Она выпускалась также в 1942-1943 годах (их построили около 3 тыс. штук). Гаубица устанавливалась в лобовом отсеке частично защищенного броней боевого отделения. СУ снабжалась 12,7-мм зенитным пулеметом. Компоновка основных агрегатов осталась такой же, как и на базовом танке. Боевая масса 24 т, экипаж 7 чел.
В Англии в то время появились лишь два образца СУ сопровождения. 98-мм гаубица устанавливалась на базах американского танка М4 и легкого танка "Валентайн". Широкого распространения эти самоходки не получили. А на базе того же "Валентайна" выпустили противотанковую СУ "Арчер", вооруженную 76-мм пушкой.
В небольших количествах самоходки состояли на вооружении японской и итальянской армий.

На зaставке - cоветская самоходная установка СУ-122. Боевая масса - 30,9 т. Экипаж - 5 чел. Вооружение - одна 122-мм гаубица. Толщина брони: лоб, борт корпуса и рубки - 45 мм. Двигатель - В-2-34, 500 л. с. Скорость макс. - 55 км/ч. Запас хода по шоссе - 300 км.

82. Советская СУ-76М. Боевая масса - 10,5 т. Экипаж - 4 чел. Вооружение - одна 76-мм пушка. Толщина брони: лоб корпуса - 35 мм, борт - 15 мм, рубка - 25 мм. Двигатель - два ГАЗ-70 по 70 л. с. Скорость макс. - 45 км/ч. Запас хода по шоссе - 270 км.

83. Немецкая СУ "Веспе". Боевая масса - 11 т. Экипаж - 4 чел. Вооружение - одна 105-мм гаубица. Толщина брони: лоб корпуса - 30 мм, борт - 15 мм, рубка - 15-20 мм. Двигатель - "Майбах" HL62TR, 140 л. с. Скорость макс. - 40 км/ч. Запас хода по шоссе - 220 км.

84. Немецкая СУ "Хуммель". Боевая масса - 24 т. Экипаж - 6 чел. Вооружение - одна 150-мм гаубица. Толщина брони: лоб корпуса - 30 мм, борт - 20 мм, рубка - 10 мм. Двигатель - "Майбах" HL120TRM, 300 л. с. Скорость макс.- 42 км/ч. Запас хода по шоссе - 200 км.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz