"ШЕРМАН" И ДРУГИЕ
Средний танк М3, создававшийся американцами в большой спешке, оказался неудачен почти во всех своих решениях. Правда, такая машина нужна была армии, и за неимением другого среднего танка ее пустили в производство. И сразу же в марте 1941 года начались работы по конструированию нового танка, предназначенного ему в замену. Новая машина поначалу сохранила ходовую часть и моторно-трансмиссионную группу М3. Корпус же был совершенно новой формы с наклонным расположением лобовой брони, а главное - вооружение установили во вращающейся башне. Прототип машины изготовили и испытали в сентябре 1941 года, после чего было решено под маркой М4 немедленно пустить танк в серийное производство на тех же заводах, что выпускали и М3, с постепенным переводом их на новую машину. До конца войны союзники построили более 48 тыс. танков, включая 1332 машины, выпущенные в Канаде и получившие имя "шерман" семи основных модификаций: М4, М4А1-М4А6, которые отличались двигателями, ходовой частью, вооружением, формой и способом изготовления корпуса и башни. Это зависело от технических возможностей и традиций того или иного завода-изготовителя. Машины образца М4 имели сварной корпус, носовая деталь которого собиралась на болтах из трех частей. В дальнейшем эта деталь стала целиком литой, а еще позже ее сваривали из литой и катаной частей. На М4 устанавливался двигатель "Райт-Континентал R-975" воздушного охлаждения. У танков М4А1 был тот же корпус, но с литой верхней частью и тот же двигатель, М4А2 оснащался двумя дизелями GMC6046.
В американской армии наибольшее распространение получили танки модификации М4А3, для них специально сконструировали двигатель "Форд" GAA-V8 и литой корпус. Машины М4А4 имели удлиненный корпус для размещения силового агрегата из пяти двигателей "Крайслер". А корпус у М4А6 был такой же, как и у танка М4А4, но в качестве двигателя использовался радиальный дизель-мотор "Катерпиллер RD-1820". Под маркой М4А5 выпускались в Канаде по лицензии танки RAM. Они отличались слабым вооружением: на RAM I устанавливалась 40-мм пушка, на RAM II - 57-мм. Машины американских выпусков вооружались 75-мм, 76,2-мм пушками или 105-мм орудиями.
Правда, 75-мм пушка оказалась совершенно негодной для борьбы с новыми немецкими танками. Поэтому с начала 1944 года "шерманы" получили новую башню с достаточно мощной 76,2-мм пушкой. Ее бронебойный снаряд (начальная скорость 810 м/с) с дистанции 900 м пробивал 100-мм броню. Башня имела вращающийся полик, что при размещении боеукладки на дне боевого отделения вызвало увеличение общей высоты машины.
У некоторого количества танков М4А3 модифицировали ходовую часть с балансирами новой конструкции и горизонтально расположенными спиральными пружинами. Машина, получившая обозначение М4А3Е8, была как бы венцом развития "шермана" и использовалась только в американской армии. Оснащенная 76,2-мм пушкой, она имела увеличенную толщину брони и стабилизатор вооружения.
Англичане на части "шерманов", полученных ими по ленд-лизу, устанавливали свою, более мощную, чем американская, 76,2-мм пушку. Танк "Шерман Файерфлай" оказался сильнейшим танком западных союзников и, кстати, единственным, способным бороться с немецкими "тиграми" и "пантерами", правда, на довольно близких расстояниях.
В общем, М4 был весьма неплохим танком, надежным, простым в производстве и обслуживании. Однако вооружение и бронирование его было недостаточным.
Во время второй мировой войны "шерманы" поставлялись Англии (более 5000 шт., не считая RAM), СССР (М4А2, М4А4), Франции. После войны американцы продавали их практически во все капиталистические страны, а кое-где они до сих пор стоят на вооружении. "Шерманы" использовались империалистами в развязанной ими агрессивной войне в Корее в 1950-1953 годах, во всех арабо-израильских войнах и в индо-пакистанских конфликтах. В армии Израиля до сих пор используются "шерманы", на которых установлены новые башни с французской 105-мм пушкой, мощные дизель-моторы и современные оптические приборы.
На базе М4 создано и несколько образцов СУ, в частности, истребители танков М10А1, М18, М36, самоходные 155-мм пушка, М40 и 203-мм гаубица М43, а также ряд саперных вспомогательных машин.
При подготовке наступления на Орловско-Курской дуге летом 1943 года немецкое командование большие надежды возлагало на новые танки Т-VI(Н) и "пантера". А год спустя восемнадцать машин Т-VI(Н) переделали в "самоходки" и назвали их "штурмтигры". Они использовались для борьбы с мощными долговременными укреплениями. Реактивные 345-кг снаряды СУ могли поражать противника на расстоянии до 4600 м. Орудие предназначалось для навесной стрельбы и имело угол возвышения 85°. Лобовая броня устанавливалась под углом 45°.
Пытаясь противопоставить немецким "тиграм" и "пантерам" более мощный, чем "шерман", танк, американцы в 1943 году начали разработку опытной машины Т23 с 90-мм пушкой. В марте 1945 года она получила обозначение М26 "Першинг", и поначалу ее относили к категории тяжелых. Корпус машины делался сварным, башня - литой. Толщина брони у М26 по сравнению с "шерманом" возросла, а главное - на машине установили 90-мм пушку с начальной скоростью бронебойного снаряда 810 м/с. Всего выпустили 1436 таких танков.
В Европе "Першинги" не успели принять участие в военных действиях, но воевали на острове Окинава против японской армии.
На зaставке - aмериканские средние танки "шерман" М4А3Е8 (справа) и М4А4. Боевая масса соответственно - 35 и 32,6 т. Экипаж - 5 чел. Вооружение - одна 75,2-мм или одна 75-мм пушка, два 7,62-мм и один 12,7-мм пулеметы. Толщина брони - лоб корпуса 76 и 51 мм, борт 58 мм, башня 100 и 76 мм. Двигатель - "Форд" GAA-V8 и "Крайслер" А-57, 500 и 425 л. с. Скорость макс. - 40 и 38 км/ч. Запас хода - 160 и 115 км.
73. Немецкая самоходная установка "штурмтигр". Боевая масса - 68 т. Экипаж - 5 чел. Вооружение - одно 380-мм орудие, один 7,92-мм пулемет. Толщина брони - лоб корпуса - 100-150 мм, борт - 63-80 мм. Двигатель - "Майбах" HL 230 P45, 700 л. с. Скорость по шоссе макс. - 38 км/ч. Запас хода - 120 км.
74. Американский средний танк М26 "Першинг". Боевая масса - 41,5 т. Экипаж - 5 чел. Вооружение - одна 90-мм пушка, два 7,62-мм и один 12,7-мм пулеметы. Двигатель - "Форд" GAA-V8, 500 л. с. Толщина брони - лоб корпуса - 102 мм, борт - 76 мм, башня - 102 мм. Скорость макс. - 48 км/ч. Запас хода - 180 км.
HTTP://ATTEND.TO/COMMI