ЛЕГКИЕ ТАНКИ ТРИДЦАТЫХ ГОДОВ
По Версальскому мирному договору 1919 года Германии запрещалось оснащать свои вооруженные силы танками и вообще вести какие-либо работы в области военной техники. Однако в конце двадцатых годов фирмы "Крупп", "Рейнметалл" и "Даймлер-Бенц" втайне создали на своих предприятиях несколько легких и средних танков.
Когда к власти пришел Гитлер, он открыто перестал соблюдать условия договора. Германская армия спешно модернизировалась. Причем особое место в ней отводилось бронетанковым частям. В связи с этим правительство "третьего рейха" поручило нескольким фирмам разработать проект легкого танка. Лучшей оказалась крупповская машина. С июля 1934 года она под маркой Т-IА пошла в серийное производство. За два года было выпущено 818 танков. Подвеска их ходовой части делалась смешанной: применялся передний каток со спиральной пружиной в качестве упругого элемента, остальные же, сблокированные попарно, снабжались листовыми рессорами. Задний каток, выполняя роль ленивца, лежал на земле.
Отличительная особенность Т-IА - внешняя балка жесткости, соединявшая обе тележки катков. При массе 5,4 т машина развивала скорость 37 км/ч.
В 1935 году начался выпуск более современной модели Т-IВ. Скорость ее благодаря более мощному шестицилиндровому двигателю несколько возросла. Конструкторы добавили в ходовую часть еще по одному катку, а ленивец подняли над землей.
Танки Т-I были брошены против испанских республиканских войск, применялись они и в начале второй мировой войны. Однако, как только Т-I появились на полях сражений, сразу же стало ясно, что их вооружение и броня совсем никуда не годились. Поэтому, несмотря на то, что к 1 июля 1941 года таких машин в гитлеровской армии насчитывалось более 800, в активных боевых действиях они уже не использовались.
В 1939 году на базе танка Т-IВ немцы построили 170 самоходных установок, вооруженных трофейными чешскими 47-мм противотанковыми пушками. Их снаряды с дистанции 500 м пробивали броню до 70 мм толщиной.
В июле 1934 года фирма MAN получила заказ на разработку легкого танка, оснащенного 20-мм пушкой. В следующем году несколько опытных экземпляров, названных Т-II, прошли испытания. На серийных машинах устанавливался более мощный двигатель, была улучшена и ходовая часть. В таком виде танк приняли на вооружение вермахта. До декабря 1942 года на заводах фирмы выпустили около 1600 этих машин в шести модификациях - от A до F, причем ходовая часть Т-IID и Т-IIE напоминала разработанную в свое время Уолтером Кристи: четыре больших опорных катка без поддерживающих роликов с индивидуальной подвеской на спиральных пружинах. Скорость машин возросла до 55 км/ч.
В начале второй мировой войны легкие машины, разработанные инженерами фирмы MAN, были самыми распространенными в армии гитлеровцев. Но, несмотря на простоту управления, надежность и маневренность, Т-II уступали танкам других стран в вооружении и бронировании: они оказались слабее польских 7ТР, терпели поражение в боях с танками англичан и французов. Окончательный удар нанесла им советская техника в первые месяцы Великой Отечественной войны.
Легкие танки выпускались и в соседней Чехословакии, которая в то время по уровню промышленного развития обогнала многие страны Европы. В 1935 году фирма "Шкода" разработала легкий танк S-IIа, или LT-35. Он применялся для сопровождения пехоты. Это была надежная и легкоуправляемая машина. В ее конструкции нашли отражение многие достижения техники того времени: благодаря сервоприводам, работавшим на сжатом воздухе, облегчалось управление трансмиссией и тормозами. Устанавливалась 12-скоростная планетарная коробка передач. Запуск мотора также осуществлялся сжатым воздухом. Масса танка распределялась равномерно по всем каткам, поэтому пробег гусениц увеличился до 3 тыс. км. (Тогда как у аналогичных машин эта цифра не превышала и 2 тыс. км.) Однако LT-35 не был лишен и недостатков: броневые листы крепились по-старому, на заклепках, удельная мощность двигателя оказалась слишком малой. К тому же танк был слабо вооружен и бронирован. За три года "Шкода" поставила армии 424 машины.
А теперь перенесемся за многие тысячи километров от Европы и посмотрим, как развивалось танкостроение в Японии. Там в 1935 году конструкторы создали новый легкий танк "2595", или "Ха-го", с усиленным вооружением и бронированием. Он продолжил линию малых танков. Серийное производство "Ха-го" началось четыре года спустя. В кормовой части машины справа устанавливался дизель-мотор, а слева - топливный бак. Внутренние стенки достаточно просторного боевого отделения для уменьшения пожароопасности (и увеличения теплоизоляции от наружной жары в условиях тропиков) покрывали асбестом. Оборудование танка было довольно примитивным: смотровые приборы, радиосвязь и внутрипереговорное устройство отсутствовали. А плохая видимость из машины и неудачное расположение вооружения (ограниченный угол наводки и значительное "мертвое пространство") делали ее весьма уязвимой в ближнем бою. Тем более, что слабая броня не защищала экипаж от огня противотанкового оружия даже с большого расстояния. Но именно простота "Ха-го" прежде всего и полюбилась танкистам. Поэтому таких машин было выпущено довольно много.
Итак, в середине тридцатых годов в армиях многих стран мире легкие танки стали самыми массовыми боевыми машинами.
На зaставке - немецкий легкий танк Т-IIС. Боевая масса - 8,9 т. Экипаж - 3 чел. Вооружение - одна 20-мм пушка, один - 7,93-мм пулемет. Бронирование - лоб, борт корпуса и башня - 14,5 мм. Двигатель - Майбах NL 62TR, 140 л. с. Скорость по шоссе - 40 км/ч. Запас хода по шоссе - 200 км.
42. Немецкий легкий танк Т-IВ. Боевая масса - 5,8 т. Экипаж - 2 чел. Вооружение - два 7,92-мм пулемета. Бронирование - лоб, борт корпуса и башня - 13 мм. Двигатель - Майбах NL38TR, 100 л, с. Скорость по шоссе - 40 км/ч. Запас хода по шоссе - 170 км.
43. Чехословацкий легкий танк LТ-35. Боевая масса - 10,5 т. Экипаж - 4 чел. Вооружение - одна 37-мм пушка, два 7,92-мм пулемета. Бронирование - лоб корпуса - 25 мм, борт - 16 мм, башня - 25 мм. Двигатель - Шкода Т11, 120 л. с. Скорость по шоссе - 35 км/ч. Запас хода по шоссе - 190 км.
44. Японский легкий танк "Ха-го". Боевая масса - 7 т. Экипаж - 3 чел. Вооружение - одна 37-мм пушка, два 6,5-мм пулемета. Бронирование - лоб, борт корпуса и башня - 10-12 мм. Двигатель - Мицубиси NVD6120, 110 л. с. Скорость по шоссе - 40 км/ч. Запас хода по шоссе - 200 км.
HTTP://ATTEND.TO/COMMI