А.Б.Широкорад "История авиационного вооружения"
АВИАЦИОННЫЕ КАССЕТЫ И КАССЕТНЫЕ БОЕПРИПАСЫ
В I960-80-х гг. на вооружение ВВС США и других стран НАТО поступили различные образцы так называемого кассетного оружия, предназначенные для поражения групповых и площадных целей.
По конструктивному исполнению различают несбрасываемые кассетные установки и сбрасываемые неуправляемые кассеты. И те, и другие представляют собой специальные контейнеры, снаряжаемые большим количеством малогабаритных боеприпасов.
Кассетные установки имеют обтекаемую форму и подвешиваются снаружи летательного аппарата. Отстрел боеприпасов из них осуществляется с помощью пиротехнических зарядов через трубчатые направляющие при пролете самолета-носителя над целью.
Сбрасываемые кассеты выполнены в виде обычных авиабомб. Выброс боеприпасов из них происходит по истечении заданного времени после отделения кассеты от самолета.
В зависимости от вида цели кассеты и кассетные установки могут снаряжаться противотанковыми, противопехотными, бетонобойными и противотранспортными боеприпасами.
В США была создана кассета SUU-54 калибра 2000 фунтов, которая может использоваться как самостоятельный вид оружия, а также в качестве боевой части управляемых авиационных бомб, в частности GBU-15. Ее боевое снаряжение содержит около 2000 малокалиберных осколочный бомб либо до 200 противотанковых или противопехотных мин и размещается во внутренней полости цилиндрического корпуса длиной 2100 мм и диаметром 500 мм. После сбрасывания кассета раскрывается над целью в результате подрыва трех удлиненных и двух кольцевых зарядов, расположенных по торцам. Общий вес кассеты зависит от типа снаряжения и может составлять 800-1000 кг.
В рамках программы WAAM (Wide Area Antiarmor Munitions), которая предусматривала разработку как кассет, так и боеприпасов точного наведения для поражения наземных целей на большой площади, создана еще одна новая кассета SUU-65. Она обеспечивает доставку современных и перспективных авиационных боеприпасов, в том числе противотанковых BLU-99 АСМ (около 50 штук), бомб комбинированного действия BLU-97 СЕМ или противотанковых самонаводящихся мин BLU-101 и BLU-102 FRAM. Эта кассета имеет вес 454 кг и рассчитана на применение с самолетов тактической авиации. Она оснащена складывающимся оперением. После сбрасывания кассета раскручивается, а за счет центробежных сил обеспечивается большая площадь разброса снаряжения даже при сбросе кассеты с малых высот.
Боеприпас BLU-99 АСМ имеет призматический корпус с четырьмя полусферическими выемками. После раскрытия кассеты он опускается на надувном парашюте, при этом из него выдвигается телескопический шток с взрывателем. При падении на грунт срабатывает взрыватель, подрывающий боевую часть, в результате чего образуются 4 ударных ядра, одно из которых направлено вниз, а остальные - в разные стороны в горизонтальной плоскости.
Бомба комбинированного действия BLU-97 СЕМ, которой может снаряжаться кассета SUU-65, включает кумулятивный и зажигательные заряд, а также готовые осколки. Она позволяет поражать бронированную и небронированную технику и живую силу. Этот боеприпас имеет цилиндрический корпус длиной 100 мм, диаметром 60 мм и не снабжается средствами самонаведения.
Мина BLU-101 содержит 2 боеприпаса точного наведения <Скит> весом 3 кг, диаметром 130 мм. Боеприпасы <Скит> размещаются на поворотной платформе, являющейся их общим основанием. После приземления мины из нее выдвигаются акустические датчики, определяющие наличие бронетанковой техники противника и направление ее движения. При обнаружении, например, танка, платформа поворачивается на приближающуюся машину и производится ее отстрел. Затем аналогичным образом осуществляется пуск второго <Сжита>.
<Скит> оснащен инфракрасным детектором, обнаруживающим тепловое излучение двигателя бронетехники при пролете над ней, а также микропроцессором, рассчитывающим момент подрыва боевого заряда. При взрыве боевого заряда образуется ударное ядро, которое летит в направлении инфракрасного излучения и поражает цель.
В ФРГ для оснащения самолетов <Торнадо> и <Фантом> была создана несбрасываемая кассета многоцелевого назначения MW-1, отличающаяся от аналогов других стран способами применения боевого снаряжения.
Она состоит из четырех отдельных блоков, имеющих по 28 трубчатых направляющих каждый, из которых производится отстрел боеприпасов в обе стороны перпендикулярно направлению полета самолета-носителя. При этом разные скорости отстрела обеспечивают различные площади поражения, а автоматический выбор интервалов - равномерное распределение падения боеприпасов в пределах поражаемой площади. Длина кассеты около 5,3 м, ширина 1,3 м, высота около 0,7 м. Вес кассеты в зависимости от применяемого снаряжения может достигать 4-5 т.
Для снаряжения кассеты MW-1 созданы или разрабатываются боеприпасы различного принципа действия и назначения. Например, для поражения бронетанковой техники предназначены малокалиберные кумулятивные бомбы КЬ44, которые вводятся в кассету связками по три группы из семи штук с каждой стороны трубчатой направляющей. Время их отстрела может составлять 0,6 с. При этом точность бомбометания с малых высот (30-300 м) при скорости до 1100 км/ч достигает 30 м. Согласно оценке западногерманских специалистов, самолет <Торнадо> с кассетой MW-1 при одном заходе на групповую цель из десяти танков способен уничтожить бомбами КЬ44 не менее четырех машин.
Кассета MW-1 позволяет также производить постановку минных полей на площади размером 500 - 2000 кв. м с помощью противотанковых мин MIFF, имеющих датчики подрыва двух типов - контактного и акустического. Акустический датчик обеспечивает подрыв при приближении танка или транспортного средства на определенное расстояние.
Специально для вывода из строя взлетно-посадочных полос и рулежных дорожек аэродромов была создана бетонобойная бомба <Штабо>, в состав которой входят кумулятивный и фугасный заряды. Первый пробивает бетонное покрытие, а через образовавшееся отверстие проходит фугасный заряд, который, подрываясь на глубине, сильно разрушает это покрытие. Аналогичная бомба с кумулятивным и осколочно-фугасным зарядами, по мнению западных специалистов, позволяет выводить из строя укрытия и уничтожать находящиеся в нем самолеты. Считается, что один истребитель-бомбардировщик <Торнадо> за один заход сможет вывести из строя 16 укрытий, а за два захода - полностью аэродром.
В Великобритании создана сбрасываемая авиационная кассета BL.755, принятая на вооружение ВВС многих стран, в том числе Германии, Италии. Канады, Бельгии и Нидерландов.
Авиационная кассета BL.755 имеет вес в снаряженном состоянии около 280 кг, длину около 2,5 м, диаметр корпуса 0,4 м. Кассета снаряжается 147 малокалиберными кумулятивно-осколочными бомбами весом около 1 кг каждая. Кассета раскрывается с помощью пиротехнических зарядов, а бомбы выталкиваются с определенными интервалами из ее цилиндрических отсеков пневматическим механизмом.
Эллиптическая площадь поражения одной такой кассетой составляет 50 - 200 кв. м (в зависимости от высоты сбрасывания и программы работы интервалометра).
Для выводи из строя аэродромов, а также для поражения других наземных целей, например, шоссейных дорог, железнодорожных путей, живой силы и техники в Великобритании разработана новая авиационная кассета JP233, которая рассчитана на применение с малых и предельно малых высот. Она предназначена для снаряжения боеприпасами двух типов - бетонобойными бомбами и минами. Бетонобойные бомбы предназначены для разрушения бетонных покрытий, а мины - для затруднения ремонтно-восстановительных работ.
В 1978 г. французскими фирмами <Матра> и <Томсон-Брандт> была создана авиационная бомбовая кассета BLG-66 <Белуга>. Она имеет обтекаемую форму и внешне похожа на обычную авиационную бомбу с 4-перым стабилизатором. Вес заряженной кассеты 290 кг, дина 3,3 м, диаметр 0,36 мм, база подвески 356 мм (стандартная для стран НАТО).
Кассета снаряжается 151 малокалиберной бомбой сферической формы. Вес каждой бомбы 1,2 кг, диаметр 66 мм. Бомбы и механизмы их выбрасывания размещены в цилиндрической части корпуса блоками по 8 штук. Направляющие стаканы блока, в каждом из которых находится 1 бомба, расходятся веерообразно относительно продольной оси кассеты и наклонены примерно под углом 45° к ее хвостовой части.
В головной части кассеты находятся: электрогенератор с воздушной турбиной, программный датчик временной последовательности срабатывания механизмов выбрасывания бомб, распределительное и пиротехнические устройства.
Внутри обтекателя хвостовой части кассеты размещена парашютная тормозная система.
Бомбовая кассета <Белуга> рассчитана на боевое применение с высот 60-120 м при скоростях полета самолета-носителя 630-1000 км/ч, при перегрузках до 8,5 g в диапазоне температур от -30 до +70 °С. При указанных условиях бомбы из одной кассеты рассеиваются на площади 120 - 40 м или 240 - 40 м. Длина поражаемого участка 120 или 240 м выбирается в зависимости от решаемой задачи и задается летчиком перед бомбометанием.
На истребитель <Мираж> F-1 можно подвешивать до шести таких кассет.
Для снаряжения кассеты разработаны бомбы трех типов:
1) осколочные с взрывателями мгновенного действия для поражения колонн автомашин, самолетов на стоянках, нефтехранилищ и др.;
2) противотанковые (кумулятивные) для поражения танков, боевых машин пехоты и других бронированных целей (их бронепробиваемость до 300 мм);
3) осколочные с взрывателями минного типа для минирования аэродромов, портовых сооружений, железнодорожных станций и т. д.
Порядок применения бомбовой кассеты следующий. После сбрасывания с самолета-носителя из кассеты вытягивается тормозной парашют, благодаря которому осуществляется ее торможение и стабилизация в горизонтальном полете. Затем в определенной последовательности происходит выбрасывание бомб (каждая из них также имеет тормозное устройство, обеспечивающее ей падение по траектории, близкой к вертикальной, и, следовательно, большее поражающее действие). По расчетам французских специалистов, порядок выбрасывания бомб из кассеты позволяет равномерно накрыть ими поражаемый участок.
HTTP://ATTEND.TO/COMMI