А.Б.Широкорад "История авиационного вооружения"
САМОНАВОДЯЩАЯСЯ БОМБА "КРАБ"
Работы по первой отечественной управляемой авиабомбе <Краб> были начаты по Постановлению СМ СССР № 1175-440 от 14 апреля 1947 г. Разработка <Краба> была поручена КБ-2 Минсельхозмаша. В 1951 г. это КБ было преобразовано в ГСНИИ-642.
Авиабомба <Краб> предназначалась для поражения наземных объектов типа нефтеперерабатывающих и химических заводов, тепловых электростанций и т. д.
После отделения бомбы <Краб> от самолета-носителя ею управляла бортовая инсрциальпая система управления (автопилот) АП-55М. Бомба выводилась в пикирование под углом 50° в направлении цели. Через заранее заданное время включалась инфракрасная головка самонаведения. После захвата цели головкой самонаведения бомба переводилась в режим самонаведения. Боевое применение авиабомбы <Краб> было возможно только ночью в безоблачную погоду или при высоте облаков выше 3000 м.
Вес бомбы <Краб> (СНАБ-3000) составлял 3300-3325 кг. Боевая часть бомбы содержала 1285 кг взрывчатого вещества. Взрыватель механический контактный АВ-515. Крылья общей площадью 3,29 м2 были расположены по крестообразной схеме. Управление бомбой осуществлялось с помощью интерцепторов (по схеме немецкой бомбы <Фриц X>).
В сентябре 1951 г. были сброшены 2 бомбы <Краб> без системы самонаведения. Испытания бомб с головкой самонаведения были начаты на полигоне во Владимировке в конце 1952 г. По результатам первых сбросов с бомбардировщика Ту-4 была выявлена необходимость оснащения объективов инфракрасной головки самонаведения переменными диафрагмами для исключения <ослепления> на конечном участке.
После доработки бомбы к концу испытаний в мае 1953 г. было установлено, что бомба <Краб> уверенно наводится на имитаторы целей - жаровни с горящим керосином. Все зачетные бомбы легли на удалении не более 75 м от цели, а обычные неуправляемые авиабомбы при тех же условиях сброса отклонялись от цели на величину до 800 м.
В 1954 г. в целом успешно прошли заводские испытания авиабомб СНАБ-3000. Было сброшено 12 бомб в инертном снаряжении и 3 бомбы в боевом исполнении. Восемь бомб легли на удалении менее 47 м от цели.
Пока шла отработка бомбы, устарел ее носитель-бомбардировщик Ту-4. Поэтому испытания были продолжены на новейшем реактивном бомбардировщике Ту-16. Две бомбы <Краб> подвешивались на консолях крыла на балочном держателе КБД-6025.
При сбросе четырех бомб с Ту-16 с больших высот выяснилось, что <Краб> развивает слишком высокую скорость полета.
В ходе государственных испытаний в 1955 г. было сброшено 18 бомб, из которых только половина вошла в район цели. Двенадцать бомб сброшено по цели средней тепловой яркости, имитирующей Краснодарский нефтеперерабатывающий завод. Из сброшенных двенадцати бомб только четыре легли в пределах 41 м удаления от цели, а две упали с отклонением до 79 м. Половина сбросов бомб выявила явные неисправности аппаратуры. Один раз оказался неисправным автопилот, в другой раз отказала инфракрасная головка самонаведения, в остальных случаях головки самонаведения не захватывали цель. Наиболее яркая цель, имитирующая металлургический комбинат <Азовсталь>, была поражена обеими сброшенными на нее бомбами <Краб> с минимальным отклонением до 12 м. При сбросах по цели наименьшей яркости, имитирующей Щекинскую теплоэлектроцентраль, одна из четырех сброшенных бомб упала с неприемлемым отклонением 83 м, две не захватили цель, а на четвертой бомбе отказала инфракрасная головка самонаведения.
Научно-технический совет Госкомитета СМ СССР на заседании 26 августа 1956 г., рассмотрев результаты государственных испытаний, принял решение о прекращении работ по СНАБ-3000.
HTTP://ATTEND.TO/COMMI