А.Б.Широкорад "История авиационного вооружения"

КУМУЛЯТИВНЫЕ ПРОТИВОТАНКОВЫЕ АВИАБОМБЫ

В борьбе с танками обычные фугасные и осколочно-фугасные бомбы малоэффективны. Так, ОФАБ-100 пробивала своими осколками броню толщиной 30 мм только при разрыве на расстоянии не более 5 м от танка. На штурмовик Ил-2 можно было подвесить всего 4 такие бомбы. При полете на большой скорости вероятность попадания в танк была невелика.
Поэтому командование ВВС проявило заинтересованность в реализации предложения известного конструктора взрывателей И. А. Ларионова, который в середине 1942 г. предложил конструкцию легкой противотанковой авиабомбы кумулятивного действия.
Заряд противотанковых бомб имеет кумулятивную выемку, закрытую тонкой металлической оболочкой. Основным поражающим фактором противотанковой авиационной бомбы является кумулятивная струя, которая образуется благодаря обжатию облицовки. Кумулятивная струя имеет диаметр 1-3 мм и скорость 12-15 км/с. В месте соударения струи с броней возникает давление до 105 МПа. Кумулятивная струя прожигала броню (поэтому первые кумулятивные снаряды у нас назывались бронепрожигающими). Осколками корпуса такой авиабомбы поражается живая сила и легкоуязвимая техника.
Максимальное бронепробиваемое действие противотанковой авиабомбы достигается при условии, что в момент взрыва заряд бомбы находится на определенном расстоянии от брони, которое называется фокусным. Взрыв кумулятивного заряда на фокусном расстоянии обеспечивается соответствующими размерами головки бомбы.
Испытания кумулятивных авиабомб были проведены с декабря 1942 г. по 21 апреля 1943 г. Авиабомбы надежно пробивали броню толщиной до 70 мм и действовали настолько эффективно, что ГКО по инициативе И. В. Сталина в срочном порядке решил принять на вооружение противотанковую авиабомбу ПТАБ-2,5-1,5 и организовать ее массовое производство. Наркому боеприпасов Б.Л.Ванникову было поручено изготовить к 15 мая 1943 г. 800 тыс. авиабомб ПТАБ-2,5-1,5 с донным взрывателем АДА. Заказ выполняли более 150 предприятий различных наркоматов и ведомств.
С мая по август 1943 г. было изготовлено 1612 тыс. авиабомб. Верховный главнокомандующий И. В. Сталин категорически запретил применять эти авиабомбы до получения специального разрешения. Существование авиабомб ПТАБ-2,5-1,5 держалось в строгом секрете. Но как только началось танковое сражение на Курской дуге, бомбы применили в массовых количествах.
Как известно, советской военной разведке удалось установить не только день, но и час атаки немецких войск на Курской дуге - 5 июля, 3 часа утра. С рассветом 5 июля по указанию маршала Г. К. Жукова была проведена мощная артиллерийская и авиационная контрподготовка. Внезапности, на которую так рассчитывало немецкое командование, не получилось, и немецкие войска смогли начать наступление только в 5 ч 30 мин.
В этот день наши штурмовики впервые применили новые противотанковые бомбы ПТАБ-2,5-1,5 Они пробивали броню немецких <Тигров> и <Пантер>. Применяя их, летчики 291-й штурмовой авиадивизии под Воронежем уничтожили за день 30 вражеских танков. Самолет Ил-2 брал 312 таких авиабомб - по 78 в каждую из четырех кассет.
В операциях нашей авиации на Курской дуге было израсходовано более 500 тыс. противотанковых авиабомб. В дальнейшем их успешно применяли в Корсунь-Шевченковской операции, в Миусской операции Южного фронта и многих других.
В 1943 г. было изготовлено 6044 тыс. авиабомб ПТАБ-2,5-1,5, в 1944 г. - 6792 тыс. авиабомб. Всего за время войны было изготовлено 12370 тыс. авиабомб ПТАБ-2.5-1,5.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz