А.Б.Широкорад "История авиационного вооружения"
РАКЕТА МАЛОЙ ДАЛЬНОСТИ Р-73
Проектирование ракеты малой Р-73 дальности для ближнего маневренного боя вело ГосМКБ <Вымпел>. Первоначально предполагалось сделать Р-73 бескрылой с чисто газодинамическим управлением. Но исследования показали, что бескрылая компоновка с газодинамическим управлением имеет ряд существенных недостатков: малую производную нарастания маневренной перегрузки по углу атаки, ухудшается быстродействие при уменьшении тяги двигателя и т. д. Кроме того, на разработчиков оказало известное влияние прекращение работ по американскому аналогу - ракете <Эджайл>, созданной по бескрылой схеме с газодинамическим управлением.
Интересно, что ГосМКБ <Вымпел> проектировало параллельно 2 ракеты малой дальности: Р-14 с всеракур-ской инфракрасной головкой самонаведения и Р-73 с инфракрасной головкой самонаведения ограниченной ра-курсности. Ракету Р-14 делали на базе ракеты Р-13М. Но Киевский завод <Арсенал> предложил сделать для Р-73 инфракрасную головку самонаведения <Маяк>, способную принимать целеуказания в пределах углов пеленга +60°. Арсенальская головка сблизила характеристики Р-73 и Р-14, и работы над последней были прекращены.
В конце концов, в ГосМКБ <Вымпел> создали ракету Р-73 с комбинированным аэрогазодинамическим управлением, сочетающую достоинства ракет с аэродинамическим и чисто с газодинамическим управлением. Это управляемость па пассивном участке полета с требуемыми тактико-техническими характеристиками, а также управляемость и стабилизация при полете на больших углах атаки при работающем двигателе ракеты.
Ракета Р-73 значительно превосходит по своим характеристикам другие существующие ракеты подобного типа за счет:
1) отсутствия ограничений на режимы полета и интенсивности маневра носителя;
2) обеспечения возможности стрельбы на встречных и пересекающихся курсах;
3) простоты и быстродействия прицеливания и захвата цели во всем диапазоне углов целеуказания, в том числе случайно обнаруженной цели на проходе под большими ракурсами на малой дальности;
4) больших маневренных возможностей при угловых скоростях линии визирования цели до 60 град./с и угловых ошибках стрельбы до 60°;
5) абсолютной автономности ракеты после пуска, обеспечивающей полноту свободы маневра носителя для выхода из атаки;
6) наличия гарантированных всеракурсных зон возможных пусков по интенсивно маневрирующим целям;
7) высокой помехозащищенности систем наведения и подрыва от естественных и организованных помех.
При разработке ракеты Р-73 были использованы новые технические решения. В ракете, выполненной по аэродинамической схеме <утка> с традиционным крестообразным расположением аэродинамических поверхностей на сопловой части двигателя, установлен блок газодинамического управления интерцепторного типа, создающий боковую силу за счет отклонения газовой струи двигателя. При работающем двигателе управление и стабилизация ракеты по тангажу и курсу осуществляется совместно соединенными попарно для каждого канала четырьмя аэродинамическими рулями и четырьмя газодинамическими интерцепторами. После окоЕ1чания работы двигателя управление и стабилизация осуществляются только аэродинамическими рулями. Стабилизация ракеты по крену осуществляется с помощью четырех механически связанных между собой элеронов.
Ракета оснащена малогабаритной пассивной инфракрасной головкой самонаведения повышенной чувствительности и помехозащищенности с глубоким охлаждением фотоприемника, которая захватывает цель в подвеске под носителем. Эта головка отрабатывает углы целеуказания до 45°, имеет углы прокачки координатора до 75° и угловую скорость слежения за целью до 60 град./с.
Для повышения вероятности поражения целей на пересекающихся курсах в головке самонаведения производится смещение точки наведения с сопла на фюзеляж цели.
Основной материал конструкции ракеты - алюминиевые сплавы, корпус двигателя - стальной.
Для подвески под носителями и пуска ракет используется рельсовое пусковое устройство П-72 с последовательным выходом трех бугелей из направляющих. Узлы подвески к самолету - ушкового типа. Размещенная в этом устройстве аппаратура обеспечивает возможность применения ракеты с любого современного самолета без его существенной доработки.
Целеуказания головка самонаведения может получать от любых источников информации: радиолокационного или оптоэлектронпого прицельного комплекса, нашлем-ной системы пилота и др., что позволяет проводить дальнейшую модернизацию по повышению дальности, помехозащищенности и эффективности.
Ракета Р-73 и ее модификация Р-73Э были приняты на вооружение в середине 1980-х гг.
Данные ракеты Р-73Э: Стартовый вес 105 кг. Длина ракеты 2,9 м. Диаметр корпуса 170 мм, размах крыла 510 мм. Боевая часть стержневая. Вес ее 8 кг.
Ракета Р-73Э может поражать цели, летящие на высоте от 20 м до 20 км с перегрузкой до 12 g. Дальность пуска ракеты: максимальная с передней полусферы - 30 км, минимальная с задней полусферы - 300 м.
Ракетами Р-73 и Р-73Э могут оснащаться самолеты МиГ-21, МиГ-23МЛ, МиГ-29, МиГ-29М МиГ-29К Су-27 Су-27К и Су-25Т.
На базе Р-73Э ГосМКБ <Вымпел> создало новую модифицированную ракету К-74МЭ, отличающуюся улучшенной маневренностью и большей дальностью стрельбы с передней полусферы (до 40 км). Остальные тактико-технические характеристики близки к Р-73Э.
HTTP://ATTEND.TO/COMMI