А.Б.Широкорад "История авиационного вооружения"
РАКЕТЫ ТИПА К-80 (Р-4)
Для защиты огромной территории СССР, составлявшей одну шестую часть суши земного шара, решили создать ракетоносец-перехватчик, способный действовать на удалении свыше 1000 км от своего аэродрома. 4 июня 1958 г. вышло Постановление СМ № 608-293, предусматривавшее создание авиационно-ракетного комплекса ПВО Ту-28-80. Согласно этому и последующим Постановлениям, ОКБ-156 (Туполева) должно было создать дальний сверхзвуковой барражирующий перехватчик Ту-28; ОКБ, возглавляемое Ф. Волковым, разработать самолетную РЛС РП-С <Смерч>; ОКБ-4, возглавляемое М.Р. Бис-новатым, сконструировать ракеты <воздух - воздух> К-80 с радиолокационной и инфракрасной головками самонаведения. Головным исполнителем было назначено ОКБ Туполева.
Перехватчики Ту-28 несли четыре ракеты: две К-80 с полуактивпой радиолокационного головкой самонаведения для атаки из передней полусферы и две К-80 с инфракрасной головкой самонаведения для атаки из задней полусферы в условиях радиотехнических помех.
Самонаведение К-80 осуществлялось методом пропорциональной навигации.
Дальность обнаружения цели бортовой РЛС <Смерч> - 50 км, начало автоматического сопровождения цели - 34-40 км.
Ракета К-80 (в некоторых документах она называлась Р-80) комплектовалась головками самонаведения: радиолокационной импульсной полуактивной ПАРГ-10 (главный конструктор Н. А. Викторов) и инфракрасной <Рубеж> (главный конструктор Д. М. Хорол).
Ракета К-80 имела нормальную самолетную аэродинамическую схему. Треугольные крылья и трапециевидные рули располагались крестообразно. Твердотошшвный ракетный двигатель имел суммарный импульс тяги у земли 24500 кгс/с. Стартовый вес ракеты составлял 483 кг, полная длина 5450 мм, максимальный диаметр фюзеляжа 315 мм, размах крыльев 1,3 м. Осколочно-фугасная боевая часть весом 53,5 кг была оснащена радиовзрывателем РВ-80.
К-80 обеспечивала поражение целей, летевших со скоростью до 2000 км/ч на высоте от 8 до 12 км с превышением над самолетом-носителем до 8 км, на дальности от 2 до 25 км.
Для подвески ракет К-80 на перехватчике-бомбардировщике было разработано специальное подкрыльевое пусковое устройство АПУ-128. Ракеты с инфракрасной головкой самонаведения подвешивались на внутреннем крыльевом пилоне, а с радиолокационного головкой самонаведения - на внешнем.
Пуски опытных ракет К-80 по мишеням проводились с летающей лаборатории Ту-104ЛЛ. 27 сентября 1962 г. первый опытный перехватчик Ту-28 сбил ракетой К-80 с задней полусферы самолет-мишень Ил-28М.
12 декабря 1963 г. приказом министра обороны № 00134 было изменено официальное название комплекса, самолета-носителя и ракет. Комплекс стал называться Ту-128С-4, самолет - Ту-128, ракета К-80 - Р-4Р (с радиолокационной головкой самонаведения) и Р-4Т (тепловая, т. е. с инфракрасной головкой самонаведения).
Постановлением СМ № 361-132 от 30 апреля 1965 г. комплекс Ту-128С-4 был принят на вооружение. В 1967- 70 гг. комплексом Ту-128С-4 было оснащено 6 авиаполков 3-эскадрильного состава (по 9-12 самолетов в эскадрилье). Особенно хорошо прижился комплекс в Арктике. Комплекс Ту-128С-4 состоял на вооружении до конца 1980-х гг., когда был заменен на МиГ-31.
Данные о боевом применении ракет К-80 у автора отсутствуют. Известно лишь несколько случаев сбития американских разведывательных дрейфующих аэростатов, что было крайне дорогим удовольствием. Так, в районе Нарьян-Мара на уничтожение одного аэростата потребовалось четыре ракеты.
Еще до принятия на вооружение комплекса Ту-128С-4 начались работы по его модернизации.
Модернизация РЛС <Смерч> привела к появлению РЛС РП-СА <Смерч-А>. Дальность обнаружения цели стала 100 км, дальность захвата на сопровождение 60-70 км. А <фирма> Бисновата создала ракету К-80М с дальностью пуска 32 км.
С учетом новых разработок ОКБ-156 приступило к проектированию комплекса Ту-28А-80. Одновременно велись работы по созданию нового перехватчика с РЛС <Гроза-100> и ракеты К-100. Этот комплекс получил обозначение Ту-28А-100.
С 1962 г. создавался новый носитель Ту-28А с двигателем ВД-19. Его скорость с четырьмя подвешенными ракетами должна была достичь 2000 км/ч.
В 1965 г. была испытана летающая лаборатория Ту-128ЛЛ с двигателем ВД-19. В ходе испытаний выяснилось, что достичь скорости 2000 км/ч нереально. Кроме того, работы по новым РЛС шли с отставанием от графика. Все это привело к прекращению работ по комплексам Ту-28А-80 и Ту-28А-100.
28 декабря 1968 г. вышло Постановление СМ № 1044-381 по новому модернизированному комплексу Ту-128С-4М, согласно которому конструкторским бюро Туполева, Волкова и Бисновата поручалось модернизировать состоящие на вооружении перехватчики Ту-128 и Ту-128М. На усовершенствованном самолете должны были устанавливаться новые РЛС РП-СМ <Смерч-M> и ракеты Р-4РМ и Р-4ТМ.
Первый переделанный самолет Ту-128М был сдан заказчику 5 августа 1970 г., второй - 3 сентября. Испытания их продолжались 3 года. Приказом министра обороны от 28 июня 1973 г. комплекс перехвата воздушных целей Ту-128С-4М был принят на вооружение ПВО страны. Тем временем ОКБ-156 продолжало модернизацию комплекса. Был спроектирован комплекс Ту-138-60 с ракетами К-60 и РЛС <Смерч-А> и Ту-138-100 с ракетами К-100 и РЛС <Гроза-100>. Ракеты К-60 и К-100 должны были быть оснащены как осколочно-фугасными, так и ядерными боевыми частями. Однако по ряду причин, связанных с конструкцией самолета-носителя, тема <138> была закрыта.
В 1965 г. в ОКБ-156 разработали эскизный проект самолета Ту-148, который должен был войти в состав комплекса Ту-148-100. Самолет-носитель предполагалось оснастить теплорадиолокациошюй системой управления ракетным вооружением <Смерч-100> с диаметром антенного зеркала 2000 мм и четырьмя ракетами К-100. Но и этот проект был отклонен руководством.
Во второй половине 1960-х гг. ОКБ-156 разработало проект нового комплекса Ту-148-33 в составе носителя Ту-148 с РЛС <Заслон> с фундированной решеткой и ракетой К-33. Однако вскоре РЛС <Заслон> поставили на истребитель-перехватчик Е-155МП, который пошел в производство под названием МиГ-31.
HTTP://ATTEND.TO/COMMI