А.Б.Широкорад "История авиационного вооружения"

РАКЕТЫ Р-7, Р-8 И Р-9

В 1954 г. вышло Постановление СМ о начале проектирования трех ракет - Р-7, Р-8 и Р-9 с системой самонаведения.

P-9

Планер ракеты Р-9 делали в ОКБ-155, а радиолокационную систему самонаведения - в КБ-1.
Ракета Р-9 должна была войти в состав комплекса перехвата <Ураган-5>. Ее носителями должны были стать истребители Е-150, Е-152-1, Е-152А, У-152-2 и У-152М. В 1961 г. макет Р-9 был показан на воздушном параде в Тушино. В 1961-1967 гг. макеты ракет Р-9 прошли летные испытания, но пусков реальных ракет не было по причине прекращения работ над комплексом <Ураган-5>.
Ракета Р-7 в 1957 г. проходила испытания па самолетах Е-150 и ПТ-6. Но в июне 1958 г. вышло Постановление СМ о прекращении работ по Р-7.
Работы по ракете Р-8 были начаты в 1955 г. в ОКБ-4 под руководством Бисновата и его заместителя В.Н. Елажки. Ракета Р-8 на вооружение принята не была, но послужила основой для Р-8МР с полуактивной радиолокационной головкой самонаведения и Р-8МТ с тепловой (инфракрасной) головкой самонаведения.
Ракеты семейства Р-8 были созданы по аэродинамической схеме <утка>.
Длина ракеты Р-8МР (Р-8МТ) составляла 4,27 м (4,0 м), диаметр корпуса 275 мм, размах крыльев 1,3 м. Двигатель ракеты твердотошшвный. Стартовый вес ракеты 225 кг (227 кг). Вес осколочной боевой части 35 кг. Дальность стрельбы Р-8МР составляла от 2 до 8 км, а Р-8МТ - до 3 км.
В 1960 г. на базе самолетов Як-27К и Як-28 был создан новый 2-местный перехватчик Як-2811. На нем была установлена система вооружения К-8М-1, состоящая из двух ракет Р-8М-1 и РЛС <Орел-Д>. Государственные испытания Як-28П с системами К-8М-1 и К-98 продолжались до 1965 г., хотя серийное производство Як-28П началось в 1962 г. Всего до 1965 г. построили 435 перехватчиков Як-2811. Любопытно, что самолет официально так и не был принят на вооружение, хотя он состоял в частях до 1987 г.
В начале 1959 г. на самолете Т-47 было начато испытание ракет К-8М (К-8-2). 17 сентября 1959 г. комплекс перехвата в составе Т-47 и К-8М был предъявлен на государственные испытания, которые прошли с ноября 1959 г. до конца мая 1960 г. Постановлением СМ от 5 февраля 1962 г. на вооружение был принят комплекс перехвата Су-11-8М в составе истребителя Су-11 (Т-47), РЛС наведения РП-11 и ракеты Р-8М. Производство Су-11 продолжалось до 1965 г., но выпустили всего около 100 машин.
Были проведены учения со стрельбой ракетами Р-8М с самолетов Су-11 по морским целям. Однако дальнейшего продолжения эти опыты не имели.
Боевого применения ракеты Р-8М не получили. Исключение представляют 2 курьезных случая.
13 марта 1967 г. воздушный пират угнал из Туапсе биплан Ан-2 и попытался улететь на нем в Турцию. На перехват был поднят Як-28П из 171-го авиаполка, управляемый экипажем капитана Парфилова. На ретрансляцию связи вылетел на МиГ-17 зам. командира полка подполковник В.Н. Прищепа. Экипаж Парфилова достаточно быстро вышел на цель, но атаковать ее оказалось сложно. Як-28П нес две ракеты Р-8. Ракету с радиолокационного головкой самонаведения применять было нельзя, так как Ан-2 шел в 10-15 м от поверхности моря, радиосигналы отражались от воды, и все время происходил срыв захвата, а ракета с тепловой головкой самонаведения вообще <не видела> цель из-за ее низкой инфракрасной заметности. Наконец-то Парфилов доложил: <Есть захват!> - и пустил ракету, но все из-за того же отражения сигналов от воды она взорвалась далеко позади Ан-2, который был уже в нейтральных водах. <Мне здесь больше делать нечего>, - передал Парфиров открытым текстом в эфир. Тогда поступил приказ Як-18П занять место ретранслятора, а Прищепе уничтожить цель, используя артиллерию МиГа. В результате Ан-2 был сбит пушечным огнем.
В начале 1970-х гг. в 393-м Гвардейском истребительном авиаполку по ошибке на перехват учебной цели, в качестве которой выступал Су-9, подняли Су-11 из дежурного звена, вооруженный, естественно, боевыми ракетами. После штатного наведения цель была обнаружена на экране РЛС, и летчик получил с командного пункта <квитанцию>: <Цель ваша, работайте>, после чего произвел пуск ракет. Су-9 был сбит, его пилот чудом остался жив и благополучно катапультировался.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz