А.Б.Широкорад "История авиационного вооружения"

ПЕРВЫЕ СОВЕТСКИЕ РАКЕТЫ "ВОЗДУХ-ВОЗДУХ"

С 1948 по 1953 г. в ОКБ-293 Минавиапрома под руководством главного конструктора М.Р. Бисновата производились работы по управляемым ракетам класса <воздух-воздух> СНАРС-250. Прорабатывались варианты оснащения СНАРС-250 радиолокационной, инфракрасной и телевизионной головками самонаведения.
В 1952-1953 гг. были проведены летные испытания ракет. Первоначально их пускали без головки самонаведения с самолета Ту-2, а затем - с головкой самонаведения с самолета И-320 по аэростатам.
Работы над СНАРС-250 были прекращены из-за неудовлетворительного функционирования системы наведения ракеты.
В 1950 г. в рамках проекта <Беркут> (система ПВО Москвы) было начато проектирование авиационного комплекса перехвата <Г-400>. В качестве самолета-носителя управляемых ракет <воздух - воздух> должен был использоваться 4-моторный бомбардировщик Ту-4 с систе-. мой управления Д-500. Ракета с заводским индексом <210> создавалась в ОКБ-301 (главный конструктор Лавочкин). Система наведения ракеты радиокомандная. Сама ракета представляла собой уменьшенный вариант зенитной ракеты В-300. В 1952 г. работы над <Г-400> были прекращены, дело не дошло даже до летных испытаний.
В начале 1951 г. в КБ-1 Министерства вооружения в отделе № 32 под руководством Д. Томашевича начинаются работы над ракетой Р-5. В 1953 г.они были переданы в ОКБ-2 МАП (главный конструктор П. Д. Грушин). В это время ракета Р-5 была переименована в К-5.
Ракета К-5 имела простейшую систему наведения по радиолучу. Летчику после обнаружения цели на экране РЛС нужно было, управляя самолетом, вывести отметку цели в центр индикатора, т. е. совместить продольную ось самолета с направлением на цель. Затем летчик переводил РЛС в режим захвата и после достижения разрешительной дальности производил пуск ракеты. Летчик удерживал цель в зоне облучения вплоть до ее поражения, сохраняя направление продольной оси самолета на цель. Ракета удерживалась на траектории командами системы наведения, следившей за осью диаграммы направленности РЛС. Атаковать цель можно было только в заднюю полусферу вдогон. Ракета К-5 имела плохую манев- > репность и могла эффективно применяться лишь по тяжелым бомбардировщикам.
Она была выполнена по аэродинамической схеме <утка>. Сопла твердотопливного двигателя выходили в стороны, так как в хвостовой части ракеты монтировалась аппаратура системы наведения. На законцовках крыла были смонтированы трассеры.
Длина ракеты составляла около 2,5 м, диаметр корпуса 200 мм, размах крыльев 654 мм. Стартовый вес ракеты 82,5 кг. Ракета была оснащена осколочной боевой частью весом 13 кг.
Наведение К-5 осуществлялось самолетной РЛС РП-1 <Изумруд>. Дальность стрельбы ракетой К-5 составляла от 2 до 6 км, но фактически она была меньше, так как РЛС <Изумруд> не могла сопровождать цель на дистанции до 6 км.
Ракета К-5 (Р-5) стала первой принятой на вооружение советской управляемой ракетой <воздух - воздух>; она получила индекс РС-1У. Ракетой РС-1У были вооружены истребители-перехватчики МиГ-17ПФУ, МиГ-19ПМ и МиГ-21Ф (с РЛС ЦД-30).
Ракета РС-1У не получила широкого распространения. Ее эксплуатация выявила принципиальные недостатки ракеты лучевого наведения - узкие зоны атак, ограниченную дальность, возможность потери цели при маневре и т. д.
Ракета К-5 имела две модификации: К-5М (Р-5М) и К-5МС (Р-5МС), которые были приняты на вооружение под индексами РС-2У и РС-2УС. По своему устройству, схеме и тактико-техническим характеристикам модификации были близки к базовом)' образцу.
Ракета РС-2УС имела длину 2838 мм, диаметр корпуса 200 мм, размах крыльев 654 мм. Стартовый вес ее составлял 84 кг. Осколочная боевая часть та же, что и у РС-1У. Ракета развивала скорость до 1650 км/ч (458 м/с). Дальность стрельбы до 6 км.
Истребитель-перехватчик МиГ-19ПМ был оснащен четырьмя направляющими АПУ, предназначенными для пуска ракет РС-1У и РС-2УС. Первоначально на МиГ-19ПМ устанавливалась РЛС РП-1, а затем - ее модифицированный вариант РП-1У с дальностью сопровождения до 3,5 км. Истребители МиГ-19ПМ были в производстве с 1956 по 1957 г.
Кроме МиГ-19ПМ ракеты РС-2У и РС-2УС устанавливали на истребителях конструкции Сухого. Постановлением СМ от 15 октября 1960 г. на вооружение был принят комплекс перехвата Су-9-51, в состав которого вошли истребитель Су-9, РЛС наведения РП-9У и ракета РС-2УС. Производство Су-9 продолжалось до 1961 г., было выпущено более тысячи машин.
В середине 1950-х гг. на базе ракет Р-5 и Р-5М в КБ-2 была создана ракета Р-6 аналогичной аэродинамической компоновки с лучевым наведением. Но на вооружение ее не приняли.
В ходе боевой подготовки истребители Су-9 с ракетами РС-2УС проводили учения по перехвату мишеней, которые должны были обозначать стратегические бомбардировщики В-47, В-52, разведчики <Локхид> U-2 и крылатые ракеты <Хаунд Дог>.
Проводились опытные стрельбы ракетами РС-2УС с Су-9 по наземным целям. Так, в 1966 г. летчики 350-го истребительного авиаполка проводили боевые пуски на полигоне у озера Балхаш по наземным целям. Тем не менее универсальной ракетой РС-2У так и не стала.
Факты боевого применения ракет РС-1У и РС-2УС автору неизвестны, за исключением того, что в конце 1960-х гг. в Бакинском округе ПВО два иранских истребителя нарушили воздушное пространство СССР. Су-9 произвел пуск РС-2УС. Но бортовая РЛС восприняла две близко летевшие машины как одну, и ракета прошла между самолетами, не поразив ни одну из них.
В 1967 г. Су-9 из 179-го гвардейского истребительно-авиационного полка был поднят на перехват разведывательного автоматического дрейфующего аэростата (АДР), следовавшего на высоте 26 км. Су-9 набрал высоту почти 22 км и провел пуск РС-2УС. При этом ракета отбила лишь нижнюю половину очень длинной подвески шара. Добил его летчик другого полка.
Китайцы запустили РС-2У в производство под индексом PL-1.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz