А.Б.Широкорад "История авиационного вооружения"
РАКЕТЫ ТИПА "МАЖИК"
В 1967 г. французская фирма <Матра> приступила к проектированию ракеты ближнего боя <Мажик> R.550. Ракета оснащена инфракрасной головкой самонаведения.
Ракета выполнена по аэродинамической схеме <двойная утка>. В головной части перед рулями в одной с ними плоскости установлены 4 неподвижные аэродинамические поверхности, которые служат для стабилизации потока и повышения эффективности рулей. При этом обеспечивается увеличение углов атаки по сравнению с классической схемой <утка>. Преимущества схемы <двойная утка> проявляются главным образом в условиях пуска ракеты с самолета-носителя, маневрирующего с большой перегрузкой и на больших углах атаки. Размах рулей ракеты 470 мм. Они имеют сложную в плане конфигурацию. Консоли крыла с размахом 650 мм установлены на втулках и могут свободно поворачиваться относительно корпуса, что уменьшает момент косой обдувки обеспечивает лучшую управляемость ракеты по крену.
Ракета конструктивно выполнена в виде двух отсеков - переднего и заднего, которые поставляются отдельно в специальных контейнерах. В переднем отсеке размещены инфракрасная головка самонаведения, автопилот, привод рулей, источник электропитания, контактный и неконтактный взрыватели. Инфракрасная головка, использующая в качестве детектора инфракрасного излучения сернистый свинец, имеет высокую чувствительность. Детектор охлаждается жидким азотом. Система охлаждения и баллоны с жидким азотом установлены в самолетной пусковой установке. Для обнаружения цели в головке используется режим сканирования с большой скоростью, который обеспечивается новой системой, имеющей единственной подвижной частью плоское зеркало с малой инерцией. По сравнению с головкой самонаведения ракеты R.530 <Матра> головка ракеты <Мажик> обладает повышенной помехозащищенностью и с большей вероятностью захватывает цели, находящиеся на фоне облаков и земли. Кроме того, координатор цели головки имеет улучшенную конструкцию с увеличенными динамическими характеристиками, что придает ракете хорошую маневренность.
Автопилот включает цепи каналов тангажа, курса и крена. В каждой из цепей есть подсистема стабилизации. Время отработки рулями команд управления составляет 0,12-0,25 с в зависимости от высоты полета ракеты. Высокое быстродействие обуславливается требованием обеспечения пуска ракеты с малых дальностей.
Привод рулей ракеты <Мажик> электрический. В качестве источника электропитания электронной аппаратуры используется серебряно-цинковая батарея.
На ракете установлен неконтактный инфракрасный взрыватель, радиус действия которого около 5 м.
В заднем отсеке размещаются боевая часть и твердотопливный двигатель <Ромео> с суммарным импульсом тяги 2650 кг/с и временем работы 1,9 с. Боевая часть выполнена с предварительной насечкой осколков с учетом формирования поля их разлета.
Длина ракеты 280 см. Диаметр корпуса 157 мм.Стартовый вес ракеты 88 кг. Вес боевой части около 12,5 кг. Вес взрывчатого вещества 6 кг. Максимальная дальность стрельбы на больших высотах - 7 км, на малых - около 2 км. Минимальная дальность стрельбы 300 м. Тем не менее многие годы военные журналы и солидные справочники приводили дальность стрельбы 15 км.
Пуск ракеты <Мажик> возможен в широком диапазоне скоростей полета самолета-носителя (более 1300 км/ч). Максимальная допустимая перегрузка в момент пуска равна 6 g.
Ракета <Мажик> R.550 в 1974 г. была принята на во-оржение ВВС и ВМФ Франции. Ею вооружались самолеты <Мираж IIIC>, <Ягуар>, <Супер Этандар>, <Крусейдер F-8F> и др.
В конце 1970-х гг. фирма <Матра> начала работы по модернизации ракеты <Мажик>. Новая ракета получила название <Мажик-2>. По своим габаритно-весовым характеристикам и внешнему виду она сходна с ракетой <Мажик>.
Судя по сообщениям западной прессы, основные отличия новой ракеты заключаются в применении в ней усовершенствованной инфракрасной головки самонаведения, активного инфракрасного взрывателя и более мощного твердотопливного ракетного двигателя. Считается, что использование в инфракрасной головке самонаведения многосегментного детектора с повышенной в 80-100 раз чувствительностью обеспечило всеракурс-ность боевого применения ракеты <Мажик-2>. <Мажик> R.550 может поражать цели только со стороны их задней полусферы.
Ракета <Мажик-2> в 1985 г. была принята на вооружение ВВС и ВМФ Франции. Ею вооружены самолеты <Мираж F.1>, <Мираж IIIC>, <Мираж-2000>, <Альфа Джет>, <Супер Этандар> и др.
HTTP://ATTEND.TO/COMMI