А.Б.Широкорад "История авиационного вооружения"
АНГЛИЙСКАЯ РАКЕТА "ФАЙРСТРИК"
Разработка первой английской серийной ракеты <воздух-воздух> <Файрстрик> (<Огненная стрела>) была начата в 1951 г. британской фирмой <Де Хевилэнд Пропеллере>. Первоначально ракета имела название <Блю Джей> (<Голубая птичка>). Летные испытания ракеты были начаты в 1955 г. В качестве носителя использовался истребитель <Веном>.
Ракета <Файрстрик> выполнена по нормальной самолетной аэродинамической схеме. Имеет цилиндрический корпус, крестообразное крыло, стабилизатор и пирамидальную носовую часть. Рули прямоугольной формы в плане расположены в одной плоскости с крылом. Управление рулями производится с помощью пневматической системы.
Полная длина ракеты 3,18 м. Диаметр корпуса 222 мм. Размах крыла 750 мм. Стартовый вес ракеты 136 кг. Вес осколочно-фугасной боевой части 22,7 кг.
Ракета оснащена инфракрасной головкой самонаведения. Обтекатель головки имеет форму 8-гранной пирамиды из тонких треугольных пластин*из жаропрочного материала, пропускающего инфракрасные лучи.
Инфракрасное излучение цели фокусируется системой зеркал и подается на фотоэлемент. Длины волн инфракрасного излучения продуктов сгорания реактивных двигателей самолетов находятся в диапазоне 2,5-6,5 мк. Поэтому в системе наведения ракеты применен фотоэлемент, чувствительный к излучению в этом диапазоне волн и малочувствительный к излучениям Солнца.
Фотоэлемент и система зеркал образуют инфракрасную головку самонаведения. Стабилизируемая гироскопом головка определяет угловую скорость линии <ракета - цель> и подает сигнал в систему управления ракетой. Этот сигнал поступает в блок электронного оборудования. Здесь он соответствующим образом преобразуется, а затем подается на приводы рулей управления, работающие на сжатом воздухе под давлением 21 кг/см2.
Фотоэлемент головки самонаведения охлаждается аммиаком, поступающим из баллонов, расположенных на пусковых установках самолета-носителя.
Пуск ракеты <Файрстрик> производится после того, как головка самонаведения захватила цель.
Ракета летит по кривой погони, корректируемой с помощью обычной пропорциональной системы наведения. Моменты прецессий, приложенные к гироскопу инфракрасной головки самонаведения, пропорциональны скоростям поворота линии <ракета - цель>. Результирующие токи в приводных моторах карданного подвеса выдают значения составляющих этой скорости в плоскостях тангажа и рысканья (для каждого силового привода рулей).
Двигатель ракеты твердотопливный, 1-режимный, время работы 3 с. Ракета развивала максимальную скорость 2600 км/ч. Потолок боевого применения 18,5 км. Дальность стрельбы 1,2-7,4 км.
Ракета <Файрстрик> в 1957 г. была принята на вооружение британских ВВС и ВМФ. Первым английским истребителем, оснащенным управляемыми ракетами <воздух - воздух>, стал <Джавелин>, несущий 4 ракеты <Файрстрик>. Позже ракетами <Файрстрик> были вооружены перехватчики ПВО <Лайтинг> и палубные истребители <Си Виксон>. Ракеты <Файрстрик> поставлялись в Саудовскую Аравию для вооружения истребителей <Лайтинг> и в Италию для вооружения истребителей-бомбардировщиков <Фиат> G-91.
HTTP://ATTEND.TO/COMMI