А.Б.Широкорад "История авиационного вооружения"
АМЕРИКАНСКАЯ РАКЕТА БОЛЬШОЙ ДАЛЬНОСТИ "ФЕНИКС"
В 1973 г. на вооружение ВВС- и ВМФ США была принята ракета большой дальности <Феникс> AIM-54A. Эта ракета была создана с учетом проектирования ракеты <Фэлкон> AIM-47A.
Система наведения ракеты AIM-54A комбинированная. Она состоит из полуактивпой радиолокационной импульсио-доплеровской системы, работающей по отраженным от цели сигналам самолетной РЛС па начальном и среднем участках траектории, и активной радиолокационной импульсио-доплеровской системы самонаведения, включающейся в работу при удалении ракеты от цели на расстоянии около 16 км.
Ракета имеет обычную самолетную аэродинамическую схему. Длина ракеты AIM-54A - 3,95 м, калибр 380 мм, размах крыла 915 мм. Боевая часть стержневая весом 60 кг с радиовзрывателем.
Поверхность ракеты покрыта теплоизоляционным материалом для предотвращения кинетического нагрева конструкции свыше 200 °С. Носовая часть выполнена из керамики.
Ракета AIM-54A оснащена твердотопливным двигателем МК60 мод. 0. Двигатель работает в двух режимах тяги. Он расположен так, что при выгорании топлива центровка ракеты не нарушается. Вес двигателя с топливом 199 кг, длина 1780 мм. В качестве горючего используется полибутадиеп, окислителя - перхлорат аммония.
Носителями ракет <Феникс> были F-111(2 ракеты в отсеке вооружения и 4 на подкрыльевых пилонах), F-14 <Томкэт> и др. Истребитель F-14A может нести шесть <Фениксов>. Его бортовая система управления оружием способна следить за 2-4 целями и одновременно наводить все 6 ракет на различные цели.
В 1978 г. были начаты работы по модернизации ракеты <Феникс> AIM-54A. Новая модель получила индекс AIM-54C. Основные отличия новой ракеты в системе самонаведения были следующие. AIM-54C оснащена командно-инерционной и активной радиолокационной системой наведения. Командно-инерциальная система включает в себя компьютер, выполняющий также роль автопилота, и бескарданную гиростабилизированную платформу. Командно-инерциальная система наведения позволяет осуществлять наведение ракеты по более-сложным и оптимальным траекториям, повышать эффективность ее борьбы с высотными и энергично маневрирующими целями, а также увеличивать точность вывода ракеты на конечный участок полета, на котором она переходит в режим самонаведения. Кроме того, цифровая командно-инерциальная система наведения обеспечивает повышение примерно в 2 раза надежности бортовой аппаратуры, а наличие средств встроенного автоматизированного контроля дает возможность производить ее проверку независимо от системы управления оружием самолета-носителя F-14 <Томкэт>.
На конечном участке полета AIM-54C включается активная радиолокационная система управления.
Ракета AIM-54C принята на вооружение в 1981 г. Ее могут нести все самолеты-носители ракеты AIM-54A.
HTTP://ATTEND.TO/COMMI