А.Б.Широкорад "История авиационного вооружения"
АМЕРИКАНСКИЕ "СОКОЛЫ"
Разработка ракеты <Фэлкон> (<Сокол>) была начата фирмой <Хьюджес аэрокрафт корпорейшн> в 1948 г. А в 1954 г. первая модификация GAR-1 была принята на вооружение.
Система управления ракеты - радиолокационное полуактивное самонаведение. Двигатель твердотопливный с максимальной тягой 2725 кг. Время работы двигателя 1,5 с. Дальность полета 8,3 км. Боевая часть весом 9 кг осколочно-фугасная. Стартовый вес ракеты 54,9 кг, калибр 165 мм, длина 1,98 м, размах крыльев 0,51 м.
Ракетой GAR-1 были вооружены истребители F-89, F-94, F-102. Шесть ракет <Фэлкон> в истребителе F-102 размещались во внутреннем отсеке. Для выстрела ракеты опускались на лоток и выстреливались в любой последовательности по одной, по две или все шесть залпом. А истребитель F-94 нес 8 ракет на внешних подвесках.
В 1956 г. была разработана модель GAR-ID с большей поверхностью рулей для улучшения маневренности на больших высотах. Различные варианты ракет GAR-1, GAR-IB, GAR-1C и GAR-ID были на вооружении американских самолетов F-101A (6), F-102A (6), F-89, F-100, а также канадского самолета CF-100.
В 1952 г. была начата разработка второй модификации <Сокола> - GAR-2. Впервые в США и, видимо, в мире ракета была оснащена инфракрасной головкой самонаведения.
По своим габаритам и устройству GAR-2 мало отличалась от GAR-1. В 1954 г. GAR-2 была принята на вооружение, но производилась недолго, так как в 1956 г. ее сменила новая модель GAR-2A, головка самонаведения которой работала в более широком диапазоне инфракрасного излучения, что позволило использовать ракеты на малых высотах. С 1956 по 1961 гг. было изготовлено 9500 ракет GAR-2A. Ракетами GAR-2A вооружали самолеты F-101ВиГ-102А.
В 1958 г. на вооружение принимается очередной <Сокол> GAR-ЗА (позже он получил новый индекс - AIM-4F, кроме того, в некоторых источниках он называется <Су-пер Фэлкон>). GAR-ЗА была создана на базе GAR-ID, но имела новую полуактивную систему самонаведения. Эта система обеспечивала большую точность наведения и производила выделение цели на фоне искусственных помех.
Вдобавок, GAR-ЗА имела новый твердотопливный двигатель <Тиокол> М46, работавший в двух режимах. Благодаря ему максимальная скорость ракеты достигла 1000 м/с, а дальность полета - 11 км. Ракета GAR-ЗА отличалась от GAR-ID увеличенным размером крыла и отсутствием стабилизаторов в носовой части. Длина ракеты возросла до 2,18 м, калибр увеличился со 163 до 168 мм, вес достиг 68 кг.
Ракета <Фэлкон> GAR-4A (AIM-4A) была создана на базе GAR-ЗА и отличалась в основном системой управления. У нее была инфракрасная головка самонаведения.
Модификации GAR-ЗА и GAR-4 были рассчитаны на совместное применение в боевых действиях: GAR-ЗА - предпочтительно в плохую погоду, когда наведение по инфракрасному излучению менее надежно, а также когда цель находится со стороны солнца. Если цель попадала в конус с углом 35°, вершиной которого было солнце, то инфракрасная головка самонаведения теряла цель. При наличии радиолокационных помех применялась GAR-4. В обычной же обстановке предполагалось использовать обе модификации <Фэлкона> одновременно.
В 1961 г. на вооружение ВВС США принимается ракета GAR-11A <Ядерный Фэлкон> (). Позже она получила новый индекс AIM-26. Ракета была оснащена боевой частью МК54 с ядерным зарядом W-54Y1 мощностью 0,01 кт. Вес заряда 27 кг, максимальный диаметр 272 мм. В связи с этим калибр ракеты был доведен до 280 мм, длина - до 2,14 м, размах крыльев - до 620 мм.
Ракета GAR-11 имела полуактивную радиолокационную систему самонаведения. Твердотопливный двига-\ тель <Тиокол> М60 позволял ракете развивать скорость до 667 м/с и иметь максимальную дальность стрельбы 10 км (минимальная была не менее 2 км).
<Ядерными Фэлконами> оснащались истребители ПВО F-101, F-102 и F-106. В 1972 г. <Ядерные Соколы> были сняты с вооружения.
В 1965 г. ракеты GAR-11 под названием НМ-55 были приняты на вооружение шведских ВВС. Разумеется, они оснащались не атомной, а осколочно-фугасной боевой *'*. частью.
Специально для перехватчика F-108 началась разработка ракеты большой дальности действия (до 180 км) <Фэлкон> GAR-9 (AIM-47A). Калибр ее возрос до 330 мм, длина - до 3,81 м, размах крыльев - до 0,914 м, а вес - до 360 кг. Таким образом, вес <Сокола> увеличился почти в 7 раз по сравнению с GAR-1. Система наведения - полуактивная радиолокационная. Боевая часть ядерная или обычная.
Однако разработка F-108 была прекращена на стадии летных испытаний, и ракета AIM-47A на вооружение не поступила.
HTTP://ATTEND.TO/COMMI