А.Б.Широкорад "История авиационного вооружения"

РАКЕТЫ ТРЕТЬЕГО РЕЙХА

Первые управляемые ракеты класса <воздух - воздух>, как и все другие типы управляемых ракет, были созданы в Германии в годы Второй мировой войны. К концу войны в Германии были доведены до стадии серийного производства 2 ракеты - Х-4 и Hs-298.
Проектирование ракеты Х-4 (серийное обозначение <8-344>) было начато в апреле 1944 г. на заводе фирмы <Руршталь> в Бракведе под руководством доктора М. Крамера.
Ракета имела крестообразно расположенные крылья и крестообразный стабилизатор со сдвоенными интер-цепторами. Длина ракеты составляла 2,1 м, калибр 220 мм, размах крыльев 860 мм. Стартовый вес ракеты 60 кг.
Управление ракетой производилось по проводам с самолета-носителя.
На двух из четырех крыльев устанавливались обтекатели катушек проводов телеуправления. Два других крыла несли осветительные патроны, предназначенные для определения местоположения объекта во время его полета. Крылья устанавливались не точно по оси корпуса, а с небольшим перекосом с тем, чтобы в полете снаряд вращался вокруг своей продольной оси со скоростью около 60 об/мин. Эта мера имела исключительную важность, так как возможные отклонения, допущенные при изготовлении и регулировке корпуса, крыльев или хвостового оперения, не сказывались на точности полета по траектории: вследствие вращения снаряда <средняя> траектория оставалась прямолинейной.
Боевая часть ракеты содержала 20 кг взрывчатого вещества и снабжалась неконтактным акустическим взрывателем, реагировавшим на шум двигателей вражеского самолета.
Ракета Х-4 имела жидкостный реактивный двигатель BMW-109-548, создававший тягу 140-150 кг в течение 22 с. Маршевая скорость полета около 250 м/с. Эффективная дальность действия около 2 км, дальность полета максимальная 5 км.
Немцам удалось изготовить 1300 снарядов Х-4. Ими предполагалось вооружить винтомоторные истребители Ме-109 и FW-190 и реактивные истребители Ме-262.
Х-4 могли стать эффективным средством борьбы с бомбардировщиками В-17. Истребители могли выпускать ракеты Х-4 вне зоны огня 12,7-мм пулеметов <летающих крепостей>. Атака должна была производиться с задней полусферы по возможности с небольшим превышением, чтобы достигнуть большей скорости за счет снижения. После пуска с расстояния примерно 2 км до цели самолет-носитель должен был оставаться в задней полусфере атакующей группы. Пилот, кроме управления своим истребителем, который снабжался автоматами курса, должен был осуществлять управление летящим впереди него снарядом.
Ракета Hs-298 была спроектирована в 1944 г. фирмой <Хеншель> под руководством профессора Вагнера. Наведение ракеты осуществлялось по радио.
Ракета Hs-298 состояла из двух фюзеляжей, соединенных в одно целое. В нижнем фюзеляже помещался ракетный двигатель и приводимый в действие ветряной генератор, в а верхнем - боевой заряд и аппаратура наведения.
Управление осуществлялось посредством рулей высоты на горизонтальном хвостовом оперении и интерцеп-торов Вагнера на крыльях. Руля направления ракета не имела.
Сопровождение ракеты было визуальным, причем в дневное время для наблюдения использовались трассеры, а в сумерки - электрические лампочки на хвосте.
Стартовый вес Hs-298 был около 295 кг. Длина ракеты 410 мм, ширина 200 мм. Размах крыльев составлял 510 м.
Двигатель пороховой системы Шмиддинга. В первые 5 с после начала работы двигатель создавал тягу около 150 кг. А через 20 с (к концу работы) тяга падала до 50 кг.
Начальная скорость относительно самолета около 140 м/с, максимальная скорость 235 м/с. Эффективная дальность стрельбы около 2 км, максимальная дальность полета ракеты около 5 км.
Носителями Hs-298 должны были стать самолеты FW-190 (2 ракеты) и Do-217 (5 ракет).

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz