А.Б.Широкорад "История авиационного вооружения"
ГЕРМАНСКАЯ ПРОТИВОКОРАБЕЛЬНАЯ РАКЕТА "КОРМОРАН"
В 1976 г. на вооружение морской авиации ФРГ была принята противокорабельная ракета <Корморан>.
Ракета имеет нормальную самолетную аэродинамическую схему с крестообразным крылом и рулями управления. Длина ракеты 4,4 м. Диаметр корпуса 340 мм. Размах крыльев 1,0 м. Максимальная скорость 0,9М. Дальность стрельбы до 30 км. Стартовый вес ракеты 660 кг. Вес фугасной боевой части 160 кг.
Стрельба ракетами <Корморан> может производиться двумя способами.
При первом из них координаты обнаруженной цели заранее вручную вводят в вычислительную инерциаль-ную навигационную систему ракеты. На курсе сближения РЛС самолета не включается, наведение осуществляется вычислителем. Атакующий самолет летит на высоте около 30 м. Для предварительного уточнения координат цели он выполняет кратковременный маневр с набором высоты и одновременным включением РЛС. Уточненные параметры движения цели автоматически вводятся в вычислитель инерциальной системы. После выхода на боевой курс летчик повторно набирает высоту и снова включает РЛС] для окончательного уточнения координат цели. Пуск ракеты может быть выполнен как до входа в зону ПВО корабля (обычно на дальности 20 км и с высоты 30 м), так и после выхода из нее. В последнем случае носитель мгновенно выполняет противоракетный маневр и выходит из зоны действия огневых средств противника.
После пуска ракета разгоняется стартовыми ускорителями до сверхзвуковой скорости (время работы ускорителей менее 1 с), которая вскоре уменьшается. Полет на высоте около 15 м контролируется радиовысотомером. На маршевом участке траектории осуществляется предварительное наведение ракеты инерциальной системой с отклонением в пределах накопленной ошибки.
В нескольких километрах от цели включается активная головка самонаведения и начинается участок радиолокационного поиска. Головка самонаведения может об-\ наружить надводную цель при волнении моря до шести баллов и обеспечить наведение при выполнении маневра уклонения в условиях радиоэлектронной борьбы. В зарубежной прессе сообщалось, что в ходе летных испытаний ракеты <Корморан> поражали цели при высоте волн более 3,5 м. На участке самонаведения высота полета снижается до 2-3 м, что обеспечивает прямое попадание ракеты в борт корабля.
Второй способ обеспечивает меньшую заметность самолета, поскольку пуск ракеты производится с использованием оптического прицела. После визуального обнаружения цели параметры ее движения вводятся в бортовую систему управления. После захвата цели аппаратурой головки самонаведения выполняется пуск ракеты, а самолет-носитель осуществляет противозенитный маневр и выходит из зоны действия ПВО атакуемого корабля. Ракета сразу снижается до высоты 2-3 м, инерци-альная система работает только по командам головки самонаведения.
Сравнительно малую дальность полета ракеты <Корморан> специалисты ФРГ объясняют тем, что она рассчитана на применение в ограниченных по размерам районах Балтийского и Северного морей, в частности, в предпроливной и проливной зонах.
В 1987 г. на вооружение поступила новая модификация ракеты - <Корморан МК.2> с усовершенствованной системой наведения.
Ракетами <Корморан> первоначально вооружались истребители-бомбардировщики F-104 <Старфайтер>, а затем истребители-бомбардировщики <Торнадо>.
HTTP://ATTEND.TO/COMMI