А.Б.Широкорад "История авиационного вооружения"
РАКЕТА Х-59 "ОВОД"
В 1972 г. в МКБ <Радуга> был разработан аванпроект ракеты Х-59 <Овод>, предназначенной для точечных наземных целей и малых кораблей. Первоначально работы шли под руководством А. Я. Березняка, а после его смерти их возглавил И. С. Селезнев.
Перед пуском в память бортовой системы ракеты <Овод> вносятся координаты цели. После пуска на начальной части траектории управление идет от инерци-альной системы управления. При подлете к цели на дистанцию около 10 км включается телевизионная головка самонаведения. Телевизионное изображение местности транслируется с ракеты па борт самолета-носителя, где штурман-оператор визуально производит распознавание цели. Затем он на телевизионном изображении накладывает подвижное перекрестье на цель и нажимает кнопку привязки автоматической системы слежения <Тубус>. После этого ракета без вмешательства штурмана-оператора наводится на цель. По рекламным данным круговое вероятное отклонение ракеты составляет всего 2-3 м.
Аэродинамическая схема ракеты элевонная. Длина ракеты 5,69 м, максимальный диаметр фюзеляжа 380 мм, размах крыла 1,3 м. Стартовый вес ракеты 920 кг.
Боевая часть изготавливается в двух вариантах: кумулятивно-осколочная весом 320 кг или кассетного типа весом 280 кг.
Ракета Х-59 имеет маршевый твердотопливный двигатель и стартовый твердотопливный двигатель, помещенный в камере сгорания маршевого двигателя.
Маршевая скорость полета 860-1000 км/ч. Дальность стрельбы до 115 км. Маршевая высота полета над морем от 7 м и выше, в зависимости от высоты волн. Над сушей высота полета колеблется от 100 м до 1 км в зависимости от рельефа местности.
Система наведения ракеты на самолете-носителе помещается в специальном контейнере АПК-9, подвешенном под фюзеляжем. Длина контейнера 4 м, диаметр 450 мм, вес контейнера 260 кг.
В 1975-1977 гг. на полигоне в Ахтубинске были проведены летно-конструкторские испытания ракет Х-59 <Овод>. В 1979 г. закончились государственные испытания Х-59, а в следующем году комплекс в составе истребителя-бомбардировщика Су-24М, контейнера управления и двух ракет Х-59 был принят на вооружение.
Затем было решено вооружить <Оводом> 1-местные истребители-бомбардировщики Су-17М. Комплекс получил название Су-17М4. Он был принят на вооружение в 1982 г.
Х-59 имеет модификацию Х-59М <Овод-М>.
HTTP://ATTEND.TO/COMMI