А.Б.Широкорад "История авиационного вооружения"

КРЫЛАТАЯ РАКЕТА Х-22

Работы над крылатой ракетой Х-22 в составе комплекса К-22 были начаты по Постановлению СМ № 426-201 от 17 июня 1958 г. Разработка комплекса была поручена дубнинскому филиалу ОКБ-155. Первые опытные образцы самолетов-снарядов были изготовлены в 1962 г. заводом № 256 ГКАТ. Аппаратура головки самонаведения первоначально отрабатывалась на летающей лаборатории Ту-16К-22.
Х-22 имела планер, спроектированный по нормальной самолетной схеме со средним расположением крыла и стабилизатора. Ракета разрабатывалась в двух вариантах: для поражения радиолокационно-контрастных точечных целей (т. е. отдельных кораблей) и площадных целей (авианосные ордера, конвои, наземные цели). В точечном варианте на ракеты устанавливалась активная радиолокационная головка самонаведения, обеспечивающая захват цели еще на подвеске носителя перед пуском. В площадном варианте на ракете устанавливался автономный счислитель пути (ПСИ), состоящий из измерителя доплеровских частот, вычислительного устройства и гироскопического устройства. Для стабилизации ракеты вокруг центра тяжести, программного полета и траектории, выполнения ракетой команд по курсу и тангажу на ракете установлен электрический автопилот АПК-22А с гидравлической рулевой машинкой. В точечном варианте ракета может нести два вида зарядов Н и М (обычный и специальный), в площадном - один М.
Ракета Х-22 имела нормальную самолетную схему со среднерасположенным крылом. Длина ракеты составляла 12 м, максимальный диаметр 0,94 м. Крыло стреловидное с углом 75°35' по передней кромке, размах крыла 3,0м.
Вес ракеты в варианте с самонаведением с зарядом Н - 5675 кг, с зарядом М - 5635 кг, в <площадном> варианте - 5770 кг.
Х-22 была оснащена 2-камерным многорежимным жидкостным реактивным двигателем Р201-300 (С5.33). Стартовая тяга двигателя составляла 83 кН, маршевая - 5,9 кН, вес топлива - около 3 т. Скорость полета на марше 3600-3000 км/ч.

При стрельбе по точечным целям головка самонаведения следит за целью в двух плоскостях и выдает управляющие сигналы на автопилот. Когда при сопровождении угол антенны в вертикальной плоскости достигает заданной величины, выдается сигнал на перевод ракеты в пикирование на цель под углом 30° к горизонту. На участке пикирования управление ведется в вертикальной и горизонтальной плоскостях по сигналам от аппаратуры системы самонаведения. Подрыв заряда Н осуществляется при контакте с целью, а заряда М - по сигналу от аппаратуры системы самонаведения. Дальность обнаружения цели типа крейсера самолетом-носителем - до 340 км. Дальность захвата и сопровождения той же цели 250-270 км.
Ракета Х-22 оказалась весьма эффективным противо-корабельным средством даже без применения ядерного заряда. Испытания показали, что попадание одной ракеты в борт корабля-мишени приводит к образованию пробоины площадью более 20 м2 и выжиганию кумулятивной струей внутренних отсеков на глубину до 12м!
Вес фугасно-кумулятивной боевой части (заряд Н) - около 900 кг, из них вес взрывчатого вещества - около 600 кг. При подрыве ось кумулятивной струи направлена вниз (под углом с осью ракеты).
При стрельбе по площадным целям самолет-носитель в полете определяет положение цели с помощью РЛС и других навигационных средств, находящихся на борту носителя.
Бортовая аппаратура ракеты излучает в направлении цели электромагнитные волны определенной частоты и принимает их в отраженном виде от <бегущих> участков земли, непрерывно определяет вектор истинной скорости ракеты, который затем интегрируется по времени, непрерывно определяется оставшаяся дальность ракеты до цели и ведется удержание по курсу, заданному с бота носителя. На заданном расстоянии автопилот переводит ракету в пикирование на цель под углом 30°. Подрыв заряда Н происходит на заданной высоте или при встрече с преградой.
Дальность стрельбы Х-22 по площадям зависит от скорости и высоты самолета-носителя в момент отцепки:
Скорость, км/ч ...............950 1400 1720
Высота, км ................... 10   12   14
Дальность стрельбы, км .......400  500  550
Круговое вероятное отклонение ракет Х-22 при стрельбе по площадям - 5 км.

Первоначально ракеты Х-22 поступили на вооружение самолетов Ту-22К. Ракета в полуутопленном положении размещалась под фюзеляжем носителя. Летные испытания Х-22 были начаты 1 июля 1961 г. на двух бомбардировщиках Ту-22К (№ 24 и № 25), но закончились лишь в 1967 г. В 1975 г. носителем Х-22 стал Ту-95К-22, который мог нести под фюзеляжем одну полуутопленную ракету и две - на подкрыльевых узлах. И, наконец, во второй половине 1970-х гг. ракетами Х-22 стали оснащать новейшие сверхзвуковые самолеты Ту-22М2 и Ту-22МЗ, которые могли нести три ракеты - одну полуутопленную под фюзеляжем и две под крылом.
Крылатая ракета Х-22 долго находилась в производстве и имела ряд модификаций.
Ракета Х-22 с самонаведением:
1) Х-22ПГ, принята на вооружение в 1968 г.;
2) Х-22МА, принята на вооружение в 1974 г., скорость полета увеличена до 4000 км/ч;
3) Х-ЗЗП, принята на вооружение в 1976 г., имеет пассивную систему самонаведения (наводится по излучению радиотехнических средств противника);
4) Х-22МП, принята на вооружение в 1974 г., имеет пассивную систему наведения, скорость полета увеличена до 4000 км/ч.
Ракета Х-22 для стрельбы по площадям:
1) Х-22 ПСИ, принята на вооружение в 1971 г.;
2) Х-22М, принята на вооружение в 1976 г., скорость увеличена до 4000 км/ч;
3) Х-22НА, принята на вооружение в 1976 г., система управления инерциальная с коррекцией по рельефу местности, точность наведения до нескольких метров.
В 1970-х гг. проходила испытания экспериментальная ракета Х-22Б (для стрельбы по площадям), которая двигалась по полубаллистической траектории.
Х-22Б развивала скорость до 6 М и имела максимальную высоту полета 70 км. На вооружение Х-22Б принята не была.
Советское руководство считало самолет Ту-95К-22 с ракетой Х-22 наиболее эффективным средством для борьбы с авианосцами. Поэтому советские тяжелые самолеты систематически приближались к американским авианосным соединениям и фиксировали действия радиоэлектронных помех американцев. По свидетельству штурманов, эффективность этих средств была колоссальной: метки цели па экранах буквально тонули в облаке помех, целиться становилось невозможно. Поэтому был разработан вариант атаки, согласно которому в первую очередь запускалось восемь ракет Х-22 с ядерными боевыми частями не по конкретным целям, а по площади, где должно было находиться американское авианосное соединение. Считалось, что после этого действие радиоэлектронных средств противодействия существенно уменьшится, и вторая волна ракет Х-22 найдет уцелевшие цели.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz