А.Б.Широкорад "История авиационного вооружения"
РАКЕТЫ КСР
Дальнейшим развитием противокорабельной крылатой ракеты <Комета> стала ракета КСР, работы над которой были начаты по Постановлению СМ № 1781 от 2 апреля 1956 г.
Крылатая ракета КСР предназначалась для поражения радиолокационно-контрастных морских целей типа крейсер водоизмещением не менее 10 тыс. тони, а также железнодорожных мостов, плотин и др.
Основным отличием КСР от <Кометы> была замена турбореактивного двигателя на более простой и дешевый жидкостный реактивный двигатель, и более совершенная система самонаведения.
Ракету проектировал Дубненский филиал ОКБ-155 (ОКБ-2-155).
С 1 июня по 15 ноября 1958 г. были проведены совместные летные испытания КСР. В ходе испытаний с бомбардировщика Ту-16КСР было запущено 11 снарядов на дальность до 100 км. Шесть снарядов было выпущено по кораблям-целям (танкерам <Джапаридзе> и <Чкалов>), а остальные - по наземным целям, обозначенным уголковыми отражателями. Из 6 пусков по кораблям на дальность 90-96 км отмечено 4 прямых попадания, 1 промах и 1 пуск не зачтены из-за отказа станции наведения.
Запуск жидкостного реактивного двигателя С2.721В происходил безотказно в момент отцепки снаряда на всех высотах пуска с 4 до 10 км и скорости носителя 400- 500 км/ч. Двигатель работал в двух режимах: первом с тягой 1200-1220 кг(с и втором с тягой 700-680 кг(с в полном соответствии с: тактико-техническими требованиями заказчика.
Испытания показали, что установленная на самолете-носителе радиолокационная станция наведения К-ПМ обеспечивает при работе по наземной цели на высоте 4- 10 км обнаружение на дальности до 200 км и устойчивое автосопровождение цели на дистанции 160-180 км. Сброс цели с автосопровождения происходил на расстоянии до 13-15 км. При работе по морским целям дальность обнаружения и взятия на автосопровождение зависела от многих факторов, в том числе от типа корабля и направления захода. Так, при высоте полета Ту-16КСР пять километров дальность обнаружения танкеров <Джапаридзе> и <Чкалов> составила 140-160 км, а дальность их устойчивого сопровождения 120-160 км.
Тем не менее было решено провести доработку ракеты. По этому поводу даже вышло специальное Постановление СМ № 998-435 от 22 августа 1959 г.
В ОКБ-286 для ракет была разработана усовершенствованная головка самонаведения с антенной увеличенных размеров - диаметр радиопрозрачного обтекателя увеличился почти до миделя ракеты. Наряду с перекомпоновкой носовой части ракеты изменилось и хвостовое оперение - стабилизатор переместили с киля на фюзеляж.
Аэродинамическая схема ракеты нормальная самолетная. Длина ракеты КСР-2 составила 8,62 м, максимальный диаметр корпуса - около 1 м, размах крыльев 4,52 м. Стартовый вес ракеты 4,08 т. Боевая часть ракеты ФК-2 фугасно-кумулятивного действия весом 850 кг. Вес взрывчатого вещества 684 кг. Фугасно-кумулятивная боевая часть ФК-2 пробивала броню толщиной до 300 мм. Для поражения наземных целей предназначалась боевая часть ФК-2Н - фугасная с активной оболочкой. Кроме того, имелась и специальная боевая часть.
Дальность пуска ракет КСР-2 составляла 160-170 км. Цель бралась на автосопровождение за 20-30 км до точки пуска ракеты. В отличие от <Кометы>, цель бралась на автосопровождение бортовой РЛС ракеты, а не самолета. При этом можно было .направить обе ракеты па одну цель или выбрать для каждой свою цель. Отцепка ракет происходила поочередно. Через 7 с после отцепки запус-кался двигатель и начинался разгон. Просадка ракеты после отделения от самолета составляла 600-1200 м в зависимости от высоты и скорости полета.
Через 40 с после отцепки механизм времени выдавал команду на подключение автопилота ракеты к РЛС самонаведения КС-11М, а двигатель переводился на маршевый режим. К этому моменту скорость ракеты достигала 1250 км/ч. С приближением ракеты к цели на расстояние 15 км станция К-11М выдавала команду на разориеп-тирование гироскопа упреждения, и управление ракетой производилось уже с учетом скорости цели. Эта же команда использовалась для разблокирования стопорного устройства антенны, и после того, как ее оптическая ось совмещалась с продольной осью ракеты, вновь стопорилась. В таком режиме станция К-11М работала до конца полета ракеты. Когда до цели оставалось 450 м, станция КС-11М выдавала команду на отключение радиоуправления, и ракета продолжала полет, сохраняя последнее положение еще в течение 1,2-1,6 с, после чего переходила на пикирование.
30 декабря 1961 г. ракета КСР-2 Постановлением СМ № 1261-537 была принята на вооружение, а в феврале 1962 г. было принято Постановление о переоборудовании самолетов Ту-16КС и Ту-16 в носители ракет КСР-2. Ракетный комплекс получил название К-16, позже он был переименован в Ту-16К-16. Комплекс включал в себя ракету КСР-2 и самолет-носитель Ту-16КСР-2 с аппаратурой управления ракетой <Рубикон>.
В части ракета КСР-2 стала поступать в феврале 1963 г. Всего на эти ракеты перешли 4 авиационных полка. Первые практические пуски производились экипажами 33-го учебного центра с. 25 октября по 23 ноября 1962 г.
Параллельно с освоением ракеты в частях велись работы по снижению высоты пуска ракеты. Выяснилось, что ее можно запускать с высоты 2 км.
22 апреля 1968 г. вышел приказ министра обороны СССР о доработке ракеты КСР-2 для обеспечения возможности пусков ее с высот от 0,5 до 10 км. Доработанные ракеты получили индекс КСР-24. Просадка ракеты после отцепки уменьшилась до 150-200 м, через 50 с она выходила на высоту пуска, а еще через 40-50 с оказывалась выше на 500-800 м. Дальше полет происходил по наклонной прямой к цели в режиме самонаведения по курсу и высоте. Практические полеты позволили установить, что минимальная дальность пуска ракеты с высоты 500 м ограничивается радиолокационной видимостью цели и временем, затрачиваемым на подготовку ракеты к пуску. Практически она составляла 70-80 км.
Ракетный комплекс Ту-16К-16 имел ряд неустранимых недостатков. Он был подвержен радиоэлектронным помехам, дальность применения сильно зависела от гидрометеорологических условий, волнения моря, имел относительно небольшую скорость и др. Но, несмотря на это, ракета довольно устойчиво наводилась на корабли, а так как каждая из них могла настраиваться па свою частоту, это позволяло применять до 20 ракет без взаимных помех. Для заправки ракет окислителем АК-20Ф использовались специальные заправочные комплексы, и только начиная с 1961 г. в этих целях стали применяться ампульные средства заправки окислителем - 1 ампула на 2 ракеты.
Согласно Постановлению № 684 от 19 июня 1959 г. на базе ракеты КСР была создана ракета-мишень КРМ, предназначенная для отработки комплексов ПВО.
Комплекс Ту-16К-16 получил боевое применение в ходе арабо-израильской войны в октябре 1973 г. Арабы выпустили 82 ракеты КСР-2. Результаты их действия неизвестны. Любопытно, что ракеты, проданные арабам, имели только одну частоту наведения, что ограничило число запускаемых ракет и существенно ухудшило помехоустойчивость. Это типичный случай, когда придурки в погонах калечат изделия нашего ВПК и саботируют экспорт отечественного оружия. Например, в той же войне 1973 г. выяснилось, что танки Т-72 присланы с неполной номенклатурой бронебойных снарядов, что стало сразу понятно египтянам, так как информация о <секретных> снарядах осталась на шкалах прицелов.
HTTP://ATTEND.TO/COMMI