А.Б.Широкорад "История авиационного вооружения"

КРЫЛАТАЯ РАКЕТА К-12БС

Работы по созданию крылатой противокорабелыюй ракеты К-1 2 были начаты по Постановлению СМ № 838- 389 от 11 июля 1957 г. Первоначальное проектирование ракеты велось в ГСН ИИ-642, однако Постановлением СМ № 564-275 от 26 мая 1958 г. работы по К-12 были переданы в ОКБ-49 (г. Таганрог, главный конструктор Г.М. Бериев).
Бериев решил делать ракеты К-12 в комплексе с самолетом-носителем Бе-ЮН, созданным на базе его 2-мотор-ной реактивной летающей лодки Бе-10. У Бериева индекс ракеты К-12 был преобразован в К-12БС.
Ракета К-12БС предназначалась для поражения бронированных кораблей, крупных транспортов и радиоло-кационно-контрастных наземных целей. В аппаратуре самонаведения системы К-12Б использован принцип активного самонаведения ракеты с подвески по выбранной с помощью РЛС <Шпиль> надводной или наземной цели. Аппаратура наведения ракеты включала активную радиолокационную головку самонаведения <КН> и автопилот АП-72-12.
Ракета оснащалась серийным жидкостным реактивным двигателем С2.722В с турбонасосной подачей топлива. Двигатель был размещен в хвостовой части фюзеляжа и работал в двух режимах:

 1-й режим2-й режим
Тяга (на уровне моря), кгс1213554
Время работы двигателя, мин120150

В баках ракеты было помещено 545 кг окислителя марки АК-20К и 175 кг горючего марки ТГ-02. Максимальная скорость полета 2500 км/ч. Высота полета ракеты 5-12 км. Дальность стрельбы - от 40 до 110 км.
Длина ракеты 8,36 м. Крылья стреловидные с углом 65°, размах крыльев 2,25 м. Стартовый вес 4,3 т.
Вес боевой части составлял около 350 кг. Боевая часть могла быть как ядерной, так и фугасно-кумулятивной. В последнем случае боевая часть содержала 216 кг взрывчатого вещества.
При пробитии борта корабля-цели при угле встречи менее 45° взрывное устройство обеспечивало подрыв обычной боевой части внутри корабля, а при углах встречи, превышающих 45°, происходил мгновенный взрыв у борта.
Пуск ракеты производился с самолета Бе-10Н при скорости полета до 700 км/ч с высоты 5-10 км.
Таким образом, в ОКБ-49 под руководством Бериева был создан уникальный комплекс, состоявший из первой в мире серийной реактивной летающей лодки, оснащенной двумя крылатыми ракетами. Ни до этого, ни после ничего подобного в мире не было создано.
Нормальный взлетный вес самолета-носителя Бе-10H составлял 48,5 т. Самолет мог нести одну или две ракеты. Практический потолок Бе-ЮН составлял 11,6-11,8 км, а максимальная скорость с одним снарядом - 875 км/ч. Радиус действия Бе-ЮН при подвеске одного снаряда без дозаправки самолета - 1250 км, а с одной дозаправкой в море с подводной лодки - 2060 км. Это позволяло атаковать цели, находившиеся в центральной части Атлантики и Тихого океана. РЛС <Шпиль К-12У> должна была обнаруживать корабль-цель типа эсминца при волнении моря 4-5 баллов на расстоянии не менее 150 км.
Кстати, судостроительная промышленность параллельно работала над несколькими проектами лодок-танкеров. Так, в 1956 г. в ЦКБ-18 были начаты работы по дизель-электрической подводной лодке - минному заградителю пр. 632, который должен был перевозить 160 т авиационного топлива в топливио-балластных цистернах.
В 1957 г. было начато проектирование башенной дизель-электрической транспортной подводной лодки пр. 648, которая среди прочих грузов должна была перевозить 500 т авиационного топлива. С августа 1959 г. началось проектирование атомной транспортной подводной лодки пр. 664, которая среди прочих грузов должна была перевозить 1000 т авиационного топлива. В проекте 664 в разделе <Назначение лодки> было сказано: <...снабжение в море гидросамолетов топливом и другими видами обеспечения>. Что понималось под <другими видами обеспечения>, сказано не было, но лодка пр. 664 должна была транспортировать 20 крылатых ракет типа П-5, П-6 или П-7. Эти ракеты предназначались для передачи в морс на подводные лодки-ракетоносцы. Однако без особого труда ракеты П-5 можно было заменить на ракеты К-12БС, которые несколько легче по весу и существенно меньше по габаритам. А при проектировании ракеты К-12БС предусматривалась подвеска ее под крылом Бе-10Н на воде со специального катера. При передаче же ракеты с подводной лодки на Бе-10Н можно было использовать надувной понтон. Таким образом, один или несколько ракетоносцев Бе-10Н могли получить базу где-нибудь в центре Тихого океана. Там они дозаправлялись с атомной подводной лодки, наносили ракетный удар по цели, удаленной на 1200 км и возвращались назад за топливом и ракетами. Кстати, на подводной лодке самолеты могли ждать сменные экипажи.
Но, как говориться, гладко было на бумаге, да забыли про овраги. Дозаправка летающей лодки в море возможна лишь при отсутствии сильного волнения и сил противника. Сама же летающая лодка Бе-10Н была сравнительно легкой целью для палубных истребителей потенциального противника.
В связи с этим работы по ракетной летающей лодке Бе-10 были прекращены Постановлением СМ № 887-372 от 12 августа I960 г., одновременно закрыты и работы по К-12БС. К этому времени было изготовлено несколько опытных образцов ракеты, по полномасштабных пусков ее не было.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz