А.Б.Широкорад "История авиационного вооружения"
РАКЕТЫ ЧЕЛОМЕЯ С ПУЛЬСИРУЮЩИМИ ВОЗДУШНО-РЕАКТИВНЫМИ ДВИГАТЕЛЯМИ
Применение немцами ракеты ФАУ-1 произвело большое впечатление на западных союзников.
В 1944-1945 гг. американцы создали несколько копий ракет ФАУ-1, которые запускались с наземных пусковых установок, с самолетов-носителей В-17 и В-29, а также с подводных лодок. Низкая скорость и огромное рассеивание ракет привели к тому, что в марте 1946 г. ВВС США раз и навсегда прекратили работы над ракетами типа ФАУ-1.
Совсем по-другому сложилась судьба ФАУ-1 в СССР. Осенью 1944 г. из Англии и Польши в СССР поступают образцы ракет ФАУ-1. На заводе № 51 создается специальное конструкторское бюро для работ с самолетами-снарядами. 19 октября 1944 г. главным конструктором завода № 51 назначается В. Н. Челомей.
В соответствии с Постановлением ГКО от 18 января 1945 г. заводу № 51 было поручено спроектировать и построить по типу ФАУ-1 самолет-снаряд и совместно с ЛИИ провести его испытания в феврале - апреле 1945 г. Челомеевскому изделию ФАУ-1 был присвоен индекс 10Х. Как и ФАУ, 10Х изготавливалась в вариантах <земля - земля> и <воздух - земля>. Причем работы над авиационным вариантом опережали работы над вариантом с наземным пуском.
Для испытаний 10Х были переоборудованы 3 бомбардировщика Пе-8. С апреля по сентябрь 1945 г. на полигоне в Голодной степи (между Ташкентом и Сырдарьей) было запущено 63 ракеты 10Х. Только 30 % пусков были удачными.
В 1946 г. в носители 10Х было переоборудовано еще 2 бомбардировщика Пе-8. С 15 по 20 декабря 1948 г. было проведено еще 73 пуска ракет 10Х воздушного базирования. (Вскоре наземный вариант получил индекс 10ХН.)
Аэродинамическая схема ракеты 10Х нормальная самолетная. Длина ракеты 8,0 м. Максимальный диаметр корпуса 1,05 м. Размах крыльев 6,0 м. Первые образцы 10Х имели металлические крылья, последующие - деревянные. Двигатель пульсирующий Д-3 с тягой 310 кг. Стартовый вес ракеты 2,126 - 2,13 т. Вес боевой части 800 кг. Максимальная скорость полета 550-600 м/с.
По результатам летный испытаний 10Х была рекомендована к принятию на вооружение, но руководство ВВС фактически отказалось это сделать. Понять его очень легко. Ракета имела малую дальность и скорость, меньшую скорости винтомоторных истребителей того времени. Инерциальная система наведения допускала стрельбу лишь по крупным городам. Попадание в квадрат 5 х 5 км считалось удачным, и это с расстояния 200-300 км! Наконец, в ВВС практически не было носителей для 10Х. Пе-8 состояло на вооружении всего несколько десятков, а Ту-4 еще не было.
Но Челомей был упрям и продолжал гнуть линию ФАУ-1, как и позже, с 1955 до 1984 г. он будет гнуть линию П-5.
Еще в 1946 г. Челомей спроектировал авиационную ракету 14Х с двумя более мощными пульсирующими двигателями Д-5. Аэродинамическая схема 14Х нормальная самолетная. Длина ракеты 7,6 м. Максимальный диаметр корпуса 0,85 м. Размах деревянного крыла 6,5 м. Стартовый вес 2,5 т. Два двигателя Д-5 развивали тягу по 420 кг. Проектная скорость 800 км/час. Дальность до 250 км. Боевая часть та же, что и у 10Х. Система управления инерциальная. Рассматривался вариант 14Х с системой наведения по проекту ракеты <Кометы>, но вскоре он был отвергнут. А ракета 14Х тихо скончалась, вопрос о ее принятии на вооружение даже не ставился.
7 мая 1947 г. вышло Постановление СМ № 1401-370 о разработке ракеты 16Х. Внешне и конструктивно 16Х мало отличалась от 14Х. Аэродинамическая схема нормальная самолетная. В качестве носителя мог использоваться Ту-4 (2 ракеты) или Ту-2 (1 ракета).
Длина ракеты составляла 7,6 м, максимальный диаметр корпуса 0,85 м, размах металлического крыла 6,5 м. Стартовый вес ракеты 2,5 т, вес боевой части 900 кг.
В ходе испытаний на ракете 16Х устанавливались различные пульсирующие двигатели: Д-5, Д-312, Д-14-4 и др. Во время испытаний на полигоне в Ахтубинске с 22 июля по 25 декабря 1948 г. максимальная скорость возросла с 714 до 780 км/ч. В 1949 г. с двигателем Д-14-4 скорость достигла 912 км/ч.
С 6 сентября по 4 ноября 1950 г. были проведены совместные с носителями испытания испытания ракет 16Х. С] самолетов Пе-8 и Ту-2 было запущено 20 ракет с двигателями Д-14-4. Дальность стрельбы составила 170 км, а средняя скорость - около 900 км/ч. Все снаряды попали в прямоугольник 10,8 х 16 км, что для инерциальной системы управления 16Х сравнительно неплохо.
Но и такая меткость ВВС не устраивала. Поэтому принимается решение оснастить 16Х радиокомандной системой наведения, которая так и не была создана.
Со 2 по 20 августа 1952 г. были проведены совместные испытания ракеты 16Х и носителя Ту-4, в ходе которых было сделано 22 пуска ракет 16Х с инерциальной системой управления. Комиссия сочла результаты испытаний успешными, благо допускаемое круговое отклонение считалось в пределах 8 км.
Однако 4 октября 1952 г. Главнокомандующий ВВС маршал К.А. Вершинин заявил о невозможности принятия на вооружение 16Х из-за невыполнения требований по точности стрельбы, надежности и пр. Вершинин предложил до конца 1952 г. провести испытания опытно-серийной партии из 15 самолетов-снарядов 16Х, а в 1953 г., сформировав в ВВС. отдельную эскадрилью само-летов-носителей Ту-4, провести испытания войсковой партии из шестидесяти 16Х, в числе которых 20 должны быть в боевом снаряжении.
Между Минавиапромом, поддерживающим Челомея, и ВВС возник серьезный конфликт. За разрешением обратились к Сталину. Военные доложили Сталину о многочисленных подлогах Челомея в отчетах об испытаниях ракет воздушного базирования 16Х и наземного базирования 10ХН (не учитывались аварийные пуски и пр.). Сталин объявил Челомея обманщиком. 19 февраля 1953 г. вышло Постановление СМ за № 533-271, где говорилось: <Объекты 10ХН и 16Х закончены разработкой, а дальнейшие работы по созданию крылатых неуправляемых ракет с ПуВРД, проводимые в ОКБ-51 (конструктор Челомей), являются неперспективными, ввиду малых точностей и ограниченных скоростей, обеспечиваемых указанными ракетами. Обязать МАП до 1 марта 1953 го-да ОКБ-51 с его опытным заводом передать в систему ОКБ-155 для усиления работ по заказам 3 Главного управления при СМ СССР>.
Таким образом, контора Челомея за девять лет работы не сумела довести до принятия на вооружение ни одной своей ракеты.
HTTP://ATTEND.TO/COMMI