А.Б.Широкорад "История авиационного вооружения"
КРЫЛАТАЯ РАКЕТА "ЩУКА"
Постановлением СМ № 1175-440 от 14 апреля 1948 г. были начаты работы по <реактивной авиационной морской торпеде РАМТ-1400 <Щука>. Фактически это было продолжением работ по трофейной ракете Hs-293A, хотя внешне они не имели ничего общего. Естественно, что <Щукой> занялось то самое КЬ-2, которое безуспешно пыталось довести Hs-293.
Ракета <Щука> имела нормальную самолетную аэродинамическую схему с V-образным оперением. Боевая часть <Щуки> была скопирована у немцев. Как уже говорилось, на опытных ракетах Hs-294 и Hs-293D немцы приняли отделяющиеся боевые части, предназначенные для поражения корабля в подводную часть борта. У разработчиков не хватило ума понять, что такая схема создает массу проблем, тогда как эффект ее весьма спорный. А ведь на дворе был не 1943 г., - 1948 г. - можно было бы и обобщить опыт войны на море. Тем более что линкоры за это время из ударной силы флота превратились в корабли огневой поддержки десанта, а строительство новых линкоров было прекращено во всем мире (кроме СССР).
Управление <Щуками> по первоначальному проекту было радиокомандным с активным радиолокационным самонаведением на заключительном участке полета. Разработчики смекнули, что создание радиолокационной головки самонаведения может затянуться, и предложили два варианта ракеты: <Щука-А> (РАТМ-1400А) и <ТЦу-ка-Б> (РАТМ-1400Б), из которых <Щука-А> должна была иметь только радиокомандную систему наведения. То есть, коль не поймают <журавля в небе> с радиолокационной головкой самонаведения (<Щуку-Б>), то уж радиокомандная <синица в руках> наверняка будет. Такое предложение разработчиков было закреплено Постановлением СМ № 5766-2166 от 27 декабря 1949 г.
Боевая часть <Щуки-А> весила 615-650 кг и содержала 320 кг мощного взрывчатого вещества ТГАГ-5. Взрыватель ВУ-150 контактный, мгновенного действия.
В боевой части был сделан специальный кольцевой вырез, благодаря которому, входя в воду, боевая часть двигалась по изгибающейся траектории вверх для поражения цели в наиболее уязвимую подводную часть корпуса. Но для этого было необходимо обеспечить приводнение ракеты на удалении от цели около 60 м при угле входа в воду около 12°. При использовании только радиокомандной системы управления методом <трех точек> шансов у оператора выполнить эти условия практически не было. Управление <Щукой> производилось с помощью интерцепторов, помещенных на задних кромках крыльев и V-образного оперения. Опять-таки немецкие штучки!
К концу 1949 г. удалось провести только пуски 14 ракет <Щука>, не имевших даже радиокомандной системы наведения. Ракеты управлялись пневматическим автопилотом АП-19. В 1950 г. прошли испытания <Щук> с немецкой радиокомандной системой наведения. Лишь в августе - ноябре 1951 г. были проведены пуски с отечественной радиокомандной системой наведения <КРУ-Щука>.
Параллельно была осуществлена реорганизация. В соответствии с Постановлением СМ № 5119-2226 от 15 декабря 1951 г. КБ-2 было объединено с заводом № 67. Новая организация получила название ГСНИИ-642 (Государственный научно-исследовательский институт № 42).
В 1952 г. в районе Феодосии было проведено 15 пусков ракет <Щука-А> с самолета-носителя Ту-2. Пуски проводились на высоте 2-5 км на дальность от 12 до 30 км. Восемь пусков были успешными, а в двух из них боевая часть даже якобы попала в подводную часть мишени.
Для применения <Щуки> с самолета-носителя Ил-28 ракету доработали: была изменена передняя часть корггуса, угол поперечного V-образного хвостового оперения уменьшен с 40 до 35°, а площадь оперения увеличена.
В октябре - декабре 1952 г. был проведен второй этап испытаний. С реактивного самолета-носителя произведено 14 пусков. Лишь половина пусков были удачными, и отмечены только два попадания в подводную часть.
Постановлением СМ № 2003-924 от 23 сентября 1954 г. ракета <Щука-А> была запущена в серию для проведения войсковых испытаний. Распоряжением СМ № 3572 от 6 апреля 1954 г. было решено переоборудовать в носители <Щук> двенадцать бомбардировщиков Ил-28. Тем же распоряжением предполагалось испытать 20 ракет <Щука-А> по наземным целям на полигоне во Владими-ровке. Цель испытаний - оснащение ракет <Щука> фугасной боевой частью весом до 900 кг.
К июлю 1955 г. работы по <Щуке-А> были близки к завершению. А что касается <Щуки-Б>, то, как говориться, <здесь и конь не валялся>.
Разработчик радиолокационной системы самонаведения НИИ-885 с работой не справился. Испытания <Щуки-Б> с радиолокационным самонаведением с 1948 по 1952 г. шли неудачно. Поэтому постановлением СМ № 3556-121 работы по системе радиолокационного самонаведения, получившей название <РГ-Щука>, были переданы новой организации.
Согласно проекту ракета <Щука-Б>, отделившись от самолета-носителя на высоте от 2 до 10 км, должна была планировать под углом 20-30° к горизонту. На высоте 600 м включался радиовысотомер, и ракета переходила на горизонтальный полет на высоте 60 м. Затем включался жидкостный реактивный двигатель, и ракета набирала скорость до 1030 км/ч. На удалении 10-20 км от цели включалась активная радиолокационная головка самонаведения, которая осуществляла поиск и захват цели в упрежденную точку в горизонтальной плоскости. На удалении 750 м до цели начиналось наведение ракеты в вертикальной плоскости, которое обеспечивало приводнение ракеты на удалении около 60 м от цели. При соприкосновении ракеты с водой подрывался пироболт крепления боевой части, она отделялась и по инерции шла к подводной части борта корабля.
В 1953 г. были проведены пуски пяти ракет без системы радиолокационного самонаведения, но с радиовысотомером.
С 17 марта по 20 июля 1954 г. были проведены пуски девяти ракет, пять из которых были оснащены активной радиолокационной головкой самонаведения. Результаты испытаний показали, что при волнении моря в 3-4 балла на дальности от цели 2-3 км в аппаратуре активной радиолокационной головки самонаведения происходит срыв сопровождения цели. Сигнал от цели (транспорта <Очаков>) забивался отражением от волн.
Испытания ракет <Щука-Б> в 1955 г. шли с переменным успехом. Но 3 февраля 1956 г. вышло Постановление СМ № 175-104, согласно которому ракета <Щука-А> принятию на вооружение не подлежала, а доработка <Щуки-Б> прекращалась. Кстати, в скором времени прекратилось также производство бомбардировщиком Ил-28, которые предназначалось использовать в качестве носителей обеих <Щук>.
К 1955 г. ракета <Щука> устарела. Однако НИИ-642 сумел пропихнуть сие изделие морякам для вооружения эсминцев пр. 56Э, 56М и 57.
HTTP://ATTEND.TO/COMMI