А.Б.Широкорад "История авиационного вооружения"

КРЫЛАТАЯ УПРАВЛЯЕМАЯ РАКЕТА ФАУ-1

Крылатая управляемая ракета (самолет-снаряд) ФАУ-1 была спроектирована для пуска с наземных установок. В ходе Второй мировой войны подавляющее большинство ракет ФАУ-1 было запущено с наземных пусковых установок. Поэтому о ней мы расскажем вкратце, сделав упор на применение этих ракет с воздушного носителя,
Самолет-снаряд Fi-103 был создан за очень короткое время в 1942 г. самолетостроительной фирмой <Физе-лер> в Касселе под руководством Управления германских ВВС и испытан на опытном полигоне Пенемюнде-Вест. Для сохранения в тайне всех работ по его созданию, самолет-снаряд был условно назван <Киршкерн> и получил кодовое наименование FZG-76.
После первого боевого применения 12-13 июня 1944 г. в добавление к фабричной марке Fi-ЮЗ ему было дано обозначение ФАУ-1 (V-1, где V (фау) - первая буква слова Vergeltung - расплата, возмездие).
Основные данные снаряда:
Общая длина, м ...................... 7,73
Наибольший диаметр фюзеляжа, м ...... 0,82
Размах крыла, м ...................... 5,3
Стартовый вес, т ..................... 2,2
Вес фугасной боевой части, кг ........ до 1000
Боевая часть была оснащена тремя контактными взрывателями.
Ракета имела пульсирующий двигатель Argus 109-4)14, развивавший тягу 2,35-3,29 кН. В качестве топлива использовался низкосортный бензин. Маршевая скорость полета около 160 м/с (976 км/ч). Дальность стрельбы около 250 км. У нескольких поздних серийных ракет дальность стрельбы была увеличена до 370 км.
Ракеты ФАУ-1 оснащались инерциалыюй системой наведения.
Для большей части снарядов курс задавался направлением старта и оставался на все время полета неизменным. Но к концу войны отдельные образцы стали снабжать устройствами разворота, так что ракеты после старта могли выполнять вираж по программе.
Высота полета могла устанавливаться по барометрическому высотомеру в диапазоне 200-3000 м. Для определения расстояния до цели в носовой части объекта размещался приводимый в движение небольшим воздушным винтом счетчик пути (<воздушный лаг>). По достижении предварительно рассчитанного расстояния от места старта счетчик пути отключал двигатель, одновременно подавал команду на руль высоты, и ракета переводилась в пикирующий полет.
Часть ракет ФАУ-1 снабжалась радиопередающими устройствами, так что с помощью перекрестной пеленгации можно было проследить за траекторией полета и определить место падения снаряда (после прекращения работы передатчика).
Точность попадания по проекту 4 х 4 км при дальности полета 250 км. Таким образом, ракета могла эффективно действовать только по крупным городам.
В июне - августе 1944 г. ракеты ФАУ-1 запускались лишь по Лондону с наземных стационарных катапульт.
Для защиты Лондона союзники бросили против нового немецкого оружия огромные силы. Сотни тяжелых бомбардировщиков чуть ли не ежедневно бомбили стартовые позиции ФАУ-1. Только за первую неделю августа на них было сброшено 15000 тонн бомб.
С учетом небольшой дальности стрельбы ФАУ-1 при стрельбе по Лондону ракеты могли пересекать побережье Англии на очень узком участке - менее 100 км. К середине августа в этом секторе англичане сосредоточили 596 тяжелых и 922 легких зенитных орудия, около 600 пусковых установок зенитных неуправляемых ракет, а также 2015 аэростатов заграждения. Вблизи английского побережья над морем непрерывно патрулировали истребители (15 эскадрилий ночных и 6 эскадрилий дневных истребителей). Все эти меры привели к тому, что число сбитых ракет к сентябрю достигло 50 %.
Наконец, к 5 сентября большая часть немецких стартовых площадок была захвачена союзными войсками, и запуск ракет ФАУ-1 на Англию временно прекратился.
В связи с этим немцы переоборудовали несколько десятков бомбардировщиков Не-111, Ю-88, Ме-111 и FW-200 <Кондор>. Проблема переоборудования самолетов для немцев была облегчена тем, что еще в период испытаний Fi-ЮЗ часть из них запускалась с самолета Ме-111.
В 5 часов утра 16 сентября 1944 г. с немецких самолетов Не-1 Ни Ю-88 было запущено семь ракет ФАУ-1. Из них две упали в Лондоне, а остальные - в графстве Эссен. Это было первое в мире применение авиационных дальнобойных ракет. До конца сентября германские самолеты запустили 80 ракет ФАУ-1, из которых 23 были уничтожены союзниками. За первые две недели октября немецкие самолеты выпустили 69 ракет, из них 38 были уничтожены.
Самолеты шли над Северным морем на высоте 100 м и, не долетев 95-100 км до берегов Англии, набирали высоту до нескольких тысяч метров. Ракеты ФАУ-1 выпускались на удалении 50-65 км от английского побережья, после чего самолеты снова снижались и на максимальной скорости следовали на свои аэродромы в Голландии и Германии.
К 4 декабря 3 авиагруппы немецких ВВС, насчитывавшие около сотни самолетов, использовались для запуска ракет ФАУ-1. 24 декабря 50 немецких самолетов направили ракеты на Манчестер, сбросив их над морем между Скегнессом и Бридлингтоном. Только одна ракета упала в черте города, шесть - в 15 км и одиннадцать - в 25 км от города. Обойдя оборонительные средства, сосредоточенные для защиты Лондона, немцы не потеряли при налете на Манчестер ни одного самолета.
В конце 1944 - начале 1945 г. велись работы по созданию самолетов-носителей ФАУ-1 на базе четырехмоторных реактивных бомбардировщиков Арадо-234Б. Было разработано два варианта носителя: Аг-234С и Аг-234В. У Аг-234С ракеты помещались на специальной раме в форме параллелограмма, которая поднимала ФАУ-1 перед запуском, чтобы раскаленные выхлопные газы пульсирующего двигателя не могли повредить хвостовое оперение носителя. В начале 1945 г. были проведены летные испытания носителя Аг-234В, который буксировал ФАУ-1 на полужестком буксире. При взлете с аэродрома разгон ракеты на буксире носителя осуществлялся с помощью 2-колесной тележки со вспомогательными крыльями. После взлета тележка отделалась от ракеты. В связи с окончанием войны боевых пусков с самолетов Аг-234 произведено не было.
Поскольку ракеты ФАУ-1 не могли поражать не только точечные цели, но и объекты средних размеров, как, например, завод, военно-морскую базу и т. д., в конце 1944 г. немцы решили создать пилотируемый вариант Fi-ЮЗ, получивший название <Рейхенберг>. В средней части ракеты была установлена кабина пилота. В качестве носителей <Рейхенберга> предполагалось использовать бомбардировщики Не-111 и FW-200 <Кондор>. После отделения от самолета-носителя летчик должен был пилотировать ракету. Обнаружив цель, летчик направлял ракету на нее, а сам, сбросив колпак кабины, выпрыгивал с парашютом.
Естественно, шансов выжить у летчика было мало, да и в этом случае он почти наверняка попадал в плен. Тем не менее у немцев не было проблем с набором первой партии добровольцев (250 человек). Знаменитая немецкая летчица Ханна Рейч успешно испытала опытный образец пилотируемого Fi-103.
Пилотируемые Fi-103 немцы предполагали использовать по кораблям союзников в портах Англии. Были и более грандиозные планы. В 1958 г. группенфюрер СС Вальтер Шелленберг написал*: <Бомбежке должны были подвергнуться индустриальные комбинаты Куйбышева, Челябинска, Магнитогорска, а также районы, расположенные за Уралом. Но все эти планы потерпели крах из-за недостаточной способности к действиям нашей авиации>.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz