А.Б.Широкорад "История авиационного вооружения"
ТЯЖЕЛАЯ РАКЕТА С-24 (АРС-240)
Проектирование тяжелой авиационной ракеты АРС-240 было начато по Постановлению СМ № 24б9-1022сс от 19 марта 1953 г. Ракету разрабатывало НИИ-1 ГКОТ, а авиационное пусковое устройство ПУ-12-40 - завод № 81 ГКАТ.
Предполагалось вооружить штурмовик Ил-40 четырьмя ракетами АРС-240. Но из-за прекращения работ по Ил-40 государственные испытания АРС-240 были проведены в 1957 г. на земле.
Позже были проведены летные испытания ракет АРС-240 на истребителе-бомбардировщике Су-7Б, где ракета АРС-240 имела контактный взрыватель В-575. По результатам испытаний комиссия рекомендовала разработать неконтактный взрыватель.
Ракета АРС-240 была принята на вооружение в 1964 г. под индексом С-24. Она сразу же была запущена в крупносерийное производство. В 1964 - 1965 гг. выпускалось по 2200 ракет в год.
Длина ракеты 2330 мм. Размах 4-перого стабилизатора около 600 мм. Стартовый вес ракеты составлял 235 кг. Вес осколочно-фугасной боевой части 123 кг. Боевая часть содержала 23,5 кг взрывчатого вещества.
В полете ракета развивала скорость 413 м/с при дульной скорости всего 3,6 м/с. Длина активного участка траектории составляла 250 м. Время полета на дистанцию 1000 м составляло 3 с. Табличная дальность пуска ракет С-24 - до 2 км. Круговое вероятное отклонение С-24 не превышало 0,3-0,4 % от дальности полета.
Корпус боевой части имел проточки и сетчатую закалку токами СВЧ для регулярности дробления (<запланированного разрушения>). При подрыве он образовывал 4000 осколков с радиусом поражения 300-400 м. Тем не менее, корпус боевой части был достаточно прочен. При стрельбе по броне толщиной 25 мм, кирпичной стенке толщиной в 2,5 кирпича и деревянно-земляному перекрытию в 5 накатов бревен диаметром 25 - 30 см корпус с боевой частью не разрушался, а взрывчатое вещество не самодетонировало. Уже после принятия ракеты на вооружение она стала оснащаться неконтактным взрывателем РВ-24 <Жук>, срабатывающем на высоте 30 м над целью, т.к. практика показала, что при наземном взрыве до 70 % осколков остаются в воронке.
Для уничтожения защищенных объектов использовался контактный взрыватель, имеющий 3 степени за-медления (в зависимости от типа цели). Покрытие атакуемого сооружения пробивалось заключенной в прочный корпус боевой частью, подрываемой после заглубления внутрь объекта.
Стабилизация ракеты происходила за счет крыльево-го оперения. Неравномерность работы двигателя компенсировалась вращением.
Твердотопливный двигатель ракеты, состоящий из семи твердотопливных шашек со звездообразным каналом, имел 7 сопел, расположенных по окружности. Скос сопел относительно продольной оси ракеты обеспечивал почти мгновенную раскрутку ракеты до 450 об/мин. Время работы двигателя 1,1с, при этом выгорало 72 кг ракетного топлива. После прекращения работы двигателя стабилизация в полете сохранялась за счет оперения, плоскости которого имели наклон и подштамповку для придания им аэродинамического профиля, поддерживающего вращение.
В модернизированном варианте С-24Б был изменен состав топлива двигателя на более устойчивый и сохраняющий свои характеристики при перепадах температуры и влажности.
Для пуска ракет С-24 были спроектированы специальные пусковые устройства ПУ-12-40У и доработанные ПУ-12-40УД. С 1982 г. их стали заменять более совершенными АПУ-7Д, а в ходе унификации систем авиационного вооружения С-24 стали подвешивать и на универсальные АПУ-68У, АПУ-68УМ и АПУ-68УМЗ, которые обеспечивают пуск управляемых и неуправляемых ракет.
Надежность и простота эксплуатации ракет С-24 сделали их одним из распространенных видов вооружения фронтовой и армейской авиации. В зависимости от боевой задачи истребитель-бомбардировщик Су-17 может нести до шести ракет С-24, штурмовик Су-25 -до восьми. Для использования ракет С-24 была доработана и часть боевых вертолетов Ми-24.
В январе 1995 г. ракеты С-24 обстреливали дворец Дудаева в Грозном. Попадания одной ракеты было достаточно, чтобы обрушилась целая секция дворца.
HTTP://ATTEND.TO/COMMI