А.Б.Широкорад "История авиационного вооружения"
30-ММ СЕМИСТВОЛЬНАЯ АМЕРИКАНСКАЯ ПУШКА GAU-8А
Разработка 30-мм семистволыюй пушки GAU-8A была начата фирмой <Дженерал Электрик> в 1971 г. Пушка предназначалась специально для штурмовика А-10А.
В феврале 1974 г. фирма <Дженерал Электрик> приступила к производству предсерийной партии пушек GAU-8A. В мае 1975 г. были успешно завершены летные огневые испытания пушки GAU-8A. Результаты испытаний показали, что установка и применение пушки на А- 10А не оказывают отрицательного влияния на управляемость самолета. Одним из основных факторов, проверяемых испытаниями на совместимость пушки с самолетом, являлось влияние силы отдачи на самолет при стрельбе. По расчетам сила отдачи пушки должна была быть около 7700 кг, фактически при огневых испытаниях она составила около 6800 кг.
В ходе испытаний стрельба велась с высоким и низким темпом стрельбы при скоростях полета 300-740 км/ч на высоте от 850 до 3900 м и перегрузках самолета до четырехкратной.
В ходе испытаний, проведенных на авиабазе Неллис в штате Невада были выполнены 24 захода штурмовика А-10А на 15 типов мишеней, семь из которых были разрушены, а остальные выведены из строя. Стрельба велась с темпом 2000 выстр./мин и 4200 выстр./мин на дальности 1800 м. Стоит отметить, что автор вынужден приводить данные из американской печати, и, соответственно, не исключена возможность дезинформации. Кроме того, летчики детально изучили полигон, танки были неподвижны, погода идеальная, противодействия ни огневого, ни пассивного (постановка дымовых завес) <противник> не оказывал.
Пушка GAU-8A размещается вдоль продольной оси самолета и смещена к левому борту на 0,3 м. Она работает по принципу Гатлинга, имеет гидравлический внешний привод и беззвеньевую систему подачи патронов. Магазин барабанного типа вмещает 1350 патронов.
Стреляные гильзы собираются на борту самолета в контейнер барабанного типа и могут использоваться вторично. Образующиеся при стрельбе пороховые газы не должны попадать в воздухозаборники двигателей, поэтому пушки размещаются в носовой части фюзеляжа, а двигатели смещаются к хвостовой части. Однако при проведении (в марте 1974 г.) летных огневых испытаний пушки GAU-8A, установленной на самолете А-10А, трижды отмечалась ненормальная работа двигателей самолета, вызванная попаданием в них пороховых газов, образующихся при стрельбе. Представители фирмы считают, что эта проблема не вызывает опасений и может быть устранена путем установки на самолете компенсатора для отклонения пороховых газов в сторону.
Для обеспечения более полного сгорания метательного состава внутри стволов (чтобы исключить догорание пороховых газов перед самолетом) к нему добавляется азотнокислый калий. Эта добавка либо вводится в метательный состав, либо в отдельном пластмассовом пакетике вкладывается в патрон.
Пушка GAU-8A выпускается в двух вариантах: для двух- и одноместного самолетов А-10А. По сравнению с пушечной системой одноместного самолета магазин для боеприпасов пушки, предназначенный для двухместного, укорочен с 492 до 408 мм.
О конструктивном совершенстве пушечной системы GAU-8A можно судить по величине такой важной характеристика, как доля массы снарядов в массе всей пушечной установки. Она достигает 32 % (у пушки М61А1 составляет всего 19 %).
Длина ствола GAU-8A 2180 мм, а общая длина пушки 6400 мм. Вес пушки без магазина и привода питания 265 кг. Вес системы со снаряженным магазином и приводом питания 1723 кг. Потребляемая мощность электроэнергии для вращения стволов 56,6 кВт. Темп стрельбы 2000 и 4200 выстр./мин. Время выхода на максимальный темп стрельбы 0,55 с. Боекомплект 1350 патронов для одноместного А-10А и 1174 патронов для двухместного.
Питание пушки производится стандартным натов-ским патроном <30 х 173>. Вес патрона 890 г, вес осколочного снаряда 363 г, осколочный снаряд содержит 56 г взрывчатого вещества. Осколочный снаряд снабжен самоликвидатором. Отличительной особенностью патронов <30 х 173> является то, что они снабжены только алюминиевыми гильзами. Начальная скорость осколочного снаряда 1080 м/с. Эффективная дальность стрельбы осколочным и бронебойным снарядом по наземным целям до 3000 м.
Стрельба из GAU-8A ведется бронебойным подкали-берным трассирующим снарядом с отделяемым поддоном с начальной скоростью 1250 м/с. Подкалиберный снаряд на дистанции 1200 м пробивает по нормали 50-мм броню.
Режим стрельбы GAU-8A при максимальном темпе - десять двухсекундных очередей с минутным охлаждением (воздушным) между очередями.
При эксплуатации самолета А-10А было установлено, что при стрельбе из пушки пороховые газы засасываются в двигатель и не догоревшие частицы пороха откладываются на лопатках вентилятора и компрессора двигателя. Скопление недогорсвших частиц после каждых 1000 выстрелов снижает тягу двигателя на 1 %. Общее снижение тяги с настрелом доходило до 10 %, что увеличивало вероятность срыва потока с лопаток компрессора и двигателей.
Чтобы двигатель не заглох при стрельбе из пушки, в двигатели самолета А-10А в 1981 году были встроены запальные устройства, воспламеняющие недогоревшис частицы пороха. В результате скопление частиц пороха в значительной степени предотвращалось. Электроцепь запальных устройств включается одновременно с нажатием кнопки стрельбы и остается включенной в течение 30 с после прекращения стрельбы. После введения запальных устройств двигатели самолетов при оперативных и испытательных полетах не глохли (расстреляно примерно 400 тыс. выстрелов).
Для уменьшения вероятности срыва потока с лопаток компрессора при тренировочных полетах самолетов А- 10А были введены следующие ограничения:
- из пушки разрешена стрельба только короткими очередями и только с низкой (2100 выстр./мин) скоро-стрельностью;
- обязательная промывка двигателя после каждых 2600-3000 выстрелов мыльным раствором для удаления сажи с лопаток вентилятора и компрессора.
HTTP://ATTEND.TO/COMMI