А.Б.Широкорад "История авиационного вооружения"
СОВЕТСКИЕ АВТОМАТИЧЕСКИЕ ПУШКИ, С ВРАЩАЮЩИМСЯ БЛОКОМ СТВОЛОВ
В СССР конструктор И. И. Слостин в 1954 г. разработал проект авиационной многоствольной пушки под индексом КБП-810. Первоначально был изготовлен макетный образец калибра 12,7 мм, а затем - опытный образец 23-мм пушки под патрон ВЯ. Однако 23-мм пушка имела ряд принципиальных недостатков - расклинение досылаемого патрона с экстрагируемой гильзой, неперехват патрона досылателем и т. д. Поэтому работы над этой пушкой были вскоре прекращены.
В конце 1955 - начале 1956 г. Слостин разработал еще один проект 23-мм пушки с четырьмя стволами в едином блоке. Стрельба велась укороченным патроном от пушки ВЯ. Однако по неясным мотивам работы по ней были прекращены в начале 1958 г.
Новый этап создания пушки с вращающимся блоком стволов начался в КБП после выхода в свет Постановления СМ СССР от 15 июня 1963 г. Под руководством Гря-зева и Шипунова был создан 30-мм шестиствольный автомат АО-18, первоначально предназначенный для корабельной установки АК-630.
Заводские испытания автомата были проведены в 1964-1966 гг. В серию автомат пошел в 1974 г., а официально установка АК-630 с этим автоматом была принята на вооружение приказом министра обороны от б января 1976 г.
На базе АО-18 была создана авиационная пушка ГШ- 6-30 (9-А-621), автомат которой (АО-18А) значительно облегчен за счет отказа от громоздкой жидкостной системы принудительного охлаждения стволов и замены ее воздушным охлаждением.
Технический проект АО-18А и одобрен Министерством обороны в марте 1971 г. Первоначально пушка имела заводской индекс ТКБ-635.
Работа автоматики пушки ГШ-б-30 (ТКБ-635) основана на принципе использования энергии пороховых газов, отводимых поочередно из каждого ствола. Предварительный разгон блока стволов в начале каждой очереди осуществлялся сжатым воздухом (пневмостартер).
Попытка увеличить темп с 5000 выстрелов, как в АК-630, до 6000 выстрелов успехом не увенчалась, и у серийной пушки темп стрельбы остался прежним.
По техническому заданию пушка ГШ-6-30 должна была выпускать весь боекомплект в 300 патронов одной очередью без выхода из строя пушки. Но автоматы первых серий могли делать лишь 150 выстрелов, а дострел остальных производился лишь после охлаждения пушки до температуры окружающей среды, т. е. не менее чем через 15 мин. Лишь после модернизации газового двигателя длину непрерывной очереди удалось довести до 300 выстрелов.
Пушки первых серий имели и ряд других дефектов, например, заклинивание или утыкание патрона в казенник. После отпускания кнопки <огонь> вместо положенных по техническим условиям 8-11 выстрелов происходило 22-23 выстрела, и вдобавок пушка оставалась заряженной.
В процессе серийного производства ГШ-6-30 на Тульском машиностроительном заводе его инженерам удалось со временем устранить большую часть конструктивных недоработок автомата.
На вооружение пушка ГШ-6-30 была принята в 1974 г. и получила индекс 9-А-621. Пушкой ГШ-6-30 были вооружены самолеты Су-24МК (одна; боекомплект 500 патронов), МиГ-27 и Су-25.
Параллельно с ГШ-6-30 КБП работало над 23-мм автоматом АО-19 для пушки ГШ-6-23 (ТКБ-613), созданной по схеме АО-18. В конце 1965 г. были проведены наземные испытания АО-19. В этом автомате планировали получить темп стрельбы 10 тыс. выстрелов, но серийные пушки делали не более 9 тыс. выстрелов. В АО-19 пневматический стартер был замен кассетным пиростартером (на 10 пиропатронов). ГШ-6-23 и ГШ-23 имели одинаковый боекомплект.
В 1974 г. пушка ГШ-6-23 была принята на вооружение. Различные ее модификации имели индексы 9А-620 и 9А-768. Интересно отметить, что пушки 9А-768 выпускаются в вариантах со звеньевым и беззвеньевым питанием патронами. Пушки ГШ-6-23 поступили на вооружение самолетов МиГ-31, Су-24 и др.
HTTP://ATTEND.TO/COMMI