А.Б.Широкорад "История авиационного вооружения"
КРИЗИС В РАЗРАБОТКЕ КЛАССИЧЕСКИХ АВИАПУШЕК
23-мм автоматическая пушка ТКБ-513 была создана в КБП под руководством В. П. Грязсва и А. Г. Шипунова.
Пушка была спроектирована под патрон пушки ВЯ и имела газоотводный привод с элементами кривошипного механизма. Использование в качестве основного звена автоматики вращающегося маховика позволило отказаться от возвратной пружины и обеспечить высокие энергетические параметры автоматики. Применение кривошипно-шатунного (с изменяемой длиной кривошипа) ускорительного механизма обеспечило оптимальный ход движения затвора как при досылании патрона, так и при экстракции гильзы.
Принятые технические решения позволили достичь темп стрельбы 2000 выстр./мин, но практически исчерпали арсенал средств для его дальнейшего повышения при классической одноканальной схеме перезаряжания.
В 1958 г. пушка ТКБ-513 успешно выдержала государственные испытания. Тем не менее, на вооружение пушка не поступила.
Одной из причин этого было уменьшение допустимой длины очереди с точки зрения живучести ствола.
Наличие одного ствола и одного патронника в классическом автомате исключает возможность совмещения четырех операций: отпирания и запирания канала ствола, досылания патрона и экстракции гильзы. Минимальное время цикла складывается из времени выстрела и суммы времени несовмещасмых операций. Такой цикл называют идеальным циклом оружия, при котором все другие операции по времени должны быть совмещены с основными.
Для увеличения скорострельности на самолете, разумеется, можно установить несколько пушек, чем заодно увеличивается надежность - с выходом из строя одной пушки продолжают стрелять остальные. Но зато ком-плексированная установка обладает значительными габаритами и массой, что ведет к сокращению боекомплекта. Например, в варианте вооружения МиГ-21 тремя пушками HP-30 был достигнут суммарный темп стрельбы 2700 выстрелов, но ограничения по весу привели к тому, что патроны составляли всего лишь 40 % от веса установки. Немаловажную роль играют и компоновочные факторы. Так, размещение на самолете нескольких пушек вызывает значительные конструктивные трудности, увеличивается количество патроноподводящих рукавов, гильзо- и звеньеотводов, появляется необходимость введения регулировочных узлов для сострела пушки.
Для создания скорострельных автоматов у нас и за рубежом в 1950-х гг. начали применять три схемы: барабанного (револьверного) типа (один ствол и вращающийся. барабан с несколькими патронами), двуствольную и многоствольную с вращающимся блоком стволов.
HTTP://ATTEND.TO/COMMI