А.Б.Широкорад "История авиационного вооружения"
ОПЫТНЫЕ И МАЛОСЕРИЙНЫЕ АВИАЦИОННЫЕ ПУШКИ КАЛИБРА 57-76 ММ
57-мм автоматическая пушка Н-57 была разработана ОКБ-16 в инициативном порядке. Ведущий конструктор Г. А. Жирных.
Автоматика пушки работала на энергии отдачи при коротком ходе ствола.
Вес пушки 135-142 кг. Темп стрельбы расчетный - 230 выстр./мин, на испытаниях - 257 выстр./мин. Вес снаряда 2,0 кг. Начальная скорость снаряда 600 м/с.
Летные испытания Н-57 проводились на истребителе МиГ-9. Пушка успешно прошла государственные испытания. Это был первый и единственный в истории авиации случай установки 57-мм пушки на реактивном истребителе. В 1947 г. на заводе № 535 (г. Тула) было начато производство пушки Н-57. Всего было изготовлено 36 пушек.
В 1943-1945 гг. в ОКБ-16 конструкторами С. Е. Раш-ковым, В. Е. Щенцовым и С. С. Розановым была создана автоматическая бикалиберная пушка РШР-57/45. Пушка имела два сменных ствола калибра 45 мм и 57 мм. Автоматика пушки работала на энергии отдачи при коротком ходе ствола.
Начальная скорость снаряда в 45-мм пушке - около 1000 м/с.
Пушка оказалась тяжелой, но автоматика работала надежно, и живучесть была хорошей.
В 1947 г. на заводе № 535 было начато производство. Была изготовлена опытная серия, на чем производство прекратилось. Летные испытания пушки РШР были проведены на Ту-2 в 1947 г. Пушка была установлена во фюзеляже. На этом практическая работа над РШР тоже была завершена.
76-мм автоматическая пушка НС-76 и патрон к ней были разработаны в ОКБ-16.
Автоматика работала за счет отдачи при коротком ходе ствола. Питание ленточное, лента металлическая.
Пушка испытывалась только на земле. Работы над пушкой были прекращены после испытаний первого опытного образца, несмотря на надежную работу автоматики.
HTTP://ATTEND.TO/COMMI