А.Б.Широкорад "История авиационного вооружения"
37-ММ ПУШКА Н-37
Разработка 37-мм пушки Н-37 имела цель получить пушку с меньшим весом и большим темпом стрельбы, чем у 37-мм пушки НС-37. Для этого пришлось уменьшить начальную скорость снаряда по сравнению с НС-37.
Гильза была переделана из гильзы 37-мм патрона зенитной пушки 70К: ее укоротили, переобжали и переделали закраину. Вес нового патрона снизился почти в 1,5 раза, по сравнению с НС-37.
Работа автоматики Н-37 основана на принципе использования энергии отдачи при коротком ходе ствола. Основная часть энергии отдачи использовалась на перемещение подвижных частей, преодоление сил трения И на сжатие пружин, а оставшаяся энергия поглощалась гидравлическим и дульным тормозами. Канал ствола запирался затвором поршневого типа. Перезаряжание пневматическое.
Длина ствола пушки 1361 мм. Габариты пушки: длина 2455 мм, ширина 227 мм, высота 354 мм. Вес пушки 96- 103 кг. Согласно описанию пушки, сделанному Нудельма-ном, темп стрельбы 400 выстр./мин, а средний темп на испытаниях в октябре 1944 г. - 311 выстр./мин.
В боекомплект Н-37 входил БЭТ снаряд весом 765 г и ОЗТ снаряд весом 722 г. Начальная скорость ОЗТснаря-. да 690 м/с, а БЗТ снаряда - 675 м/с.
В ходе опытных стрельб пушки Н-37 в октябре 1944 г. снаряд БЗТ на дистанции 400 м продемонстрировал следующие результаты: 45-мм броню пробивали по нормали ' - 60 % снарядов, 40-мм броню по нормали пробивали все снаряды. 40-мм броня под углом 30° к нормали не пробивалась (снаряды в броне даже не застревали).
На дистанции двести метром 40-мм броня не пробивалась под углом 20°, а 45-мм броня не пробивалась под углом 15°. Таким образом, пушки Н-37 при реальных углах встречи с броней (30-45° от нормали) даже на ближних дистанциях могли пробивать броню толщиной не более 20-30 мм.
В апреле 1944 г. был изготовлен первый экземпляр пушки Н-37, а в августе 1944 г. были завершены наземные государственные испытания патрона и пушки. Первые летные испытания проводились на Як-9Т и Як-9УТ в марте 1945 г. Пушка была установлена в моторе. В дальнейшем летные испытания проводились на МиГ-9.
В МиГ-9 пушка была установлена так, что ствол оказался в центре воздухозаборника двигателя. Из-за этого при стрельбе на высоте 7000-8000 м происходила остановка двигателя. Для устранения этого явления было со-.здано специальное дульное устройство - локализатор. Тем не менее применение локализатора не предотвратило остановки двигателя при высотных стрельбах. Вскоре применение МиГ-9 с пушкой Н-37 в войсках было ограничено на высоте 3000 м, поскольку до этой высоты стрельба не влияла на работу двигателя.
Несколько позже был создан локализатор, получивший название <бабочка>, поперечный размах которого выводил дульные газы за пределы воздухозаборника. Однако при этом ухудшались аэродинамика и маневренность самолета. Было принято решение часть самолетов снабдить такими локализаторами, а остальные ограни' чить высотой 3 км. Вскоре производство МиГ-9 было прекращено, и в серию пошел МиГ-15.
Пушка Н-37 на МиГ-15 была размещена уже вне воздухозаборника, и здесь потребовался локализатор по размерам равный обычному дульному тормозу. До 1949 г.. пушки изготавливали с однокамерным дульным тормо-зом-локализатором, имевшим один ряд окон, и обозначались Н-37. С 1961 г. пушкам, имеющим однокамерный тормоз с двумя рядами окон, присвоено наименование Н-37Д. Позже Н-37Д устанавливались на МиГ-15бис, МиГ-17иЯк-25.
Пушка Н-37 для Як-25 отличалась от Н-37Д большей длиной ствола и не имела надульных устройство. В серийном производстве она получила наименование Н-37Л. На вооружении находились две модификации этой пушки.
Для истребителя-перехватчика Як-27 пушка Н-37Л была модернизирована и получила индекс НН-37 (Нудель-ман-Неменов). Пушка НН-37 была принята на вооружение в 1957 г. Як-27 имел две пушки с боекомплектом по 100 выстрелов на каждую.
Пушка НН-37 имела те же габаритно-установочные характеристики, что и Н-37Л, но темп стрельбы возрос с 400-450 до 600-700 выстр./мин. Повышение темпа стрельбы было достигнуто главным образом за счет форсирования наката затвора с патроном. Небольшим изменениям подверглась операция досылания патрона, осуществленная с помощью нового механизма - пневматического ускорителя наката затвора. Это удалось сделать без кардинальной переделки пушки в целом, хотя не обошлось без изменения отдельных конструкций механизмов. В серию НН-37 была запущена в 1957 г. В 1957 г. завод № 74 изготовил 46 боевых и 14 учебных пушек.
Производство пушек Н-37 велось на заводе № 74. В 1947 г. было выпущено 518 штук, в 1948 г. - 508, в 1949 г. - 1314, в 1950 г. - 3043, в 1951 г. - 3885, в 1952 г. -4433, в 1953 г. - 4600, в 1954 г. - 1700, в 1956 г. - 285 пушек. . ,
Производство Н-37 было прекращено к 1960 г.
Самолет МиГ-9, принятый на вооружение в 1947 г., вооружался одной пушкой Н-37 с боекомплектом 40 патронов и двумя пушками НС-23.
Самолет МиГ-15, принятый на вооружение в 1949 г., тоже вооружался одной пушкой Н-37 с боекомплектом 40 патронов и двумя пушками НС-23.
И самолет МиГ-15бис, принятый на вооружение в 1950 г., вооружался одной пушкой Н-37 и двумя пушками НС-23.
Напомним, самолет МиГ-17, принятый на вооружение в 1952 г., тоже вооружался одной пушкой Н-37 и двумя пушками НС-23.
А вот самолет Як-25, принятый на вооружение в 1953 г., вооружался двумя пушками Н-37 с боекомплектом по 100 выстрелов на ствол.
HTTP://ATTEND.TO/COMMI