А.Б.Широкорад "История авиационного вооружения"

23-ММ ПУШКА ВЯ

В ЦКБ-14 конструкторами А. А. Волковым и С. А. Ярцевым под новый 23-мм патрон была создана 23-мм автоматическая пушка ТКБ-201, позже получившая название ВЯ. Чертежи ТКБ-201 были готовы к 6 мая 1940 г.
Действие автоматики основано на принципе использования энергии пороховых газов, отводимых из канала . ствола. Затвор скользящий. Запирание клиновое. Питание автомата осуществлялось звеньевой металлической лентой.
Подача патрона <двухэтажная>, досылка прямая. После каждой очереди подвижные части пушки останавливались на шептале в крайнем положении, что исключало возможность воспламенения заряда в камере от ствола, нагревшегося во время стрельбы.
При заряжании и перезаряжании пушки (после задержки) подвижные части отводились в крайнее заднее положение с помощью механизма пневмозарядки.
Достоинством автомата ВЯ являлся его высокий темп стрельбы при большой мощности выстрела для такого калибра, недостатком - большая отдача и резкая работа механизмов.
Большая отдача вызывала необходимость ставить автомат, как правило, с пружинным амортизатором. Резкая работа механизмов снижала живучесть деталей и вызывала задержки, многие из которых не могли быть устранены в воздухе.

Длина ствола пушки ВЯ 1657 мм. Габариты пушки: длина 2145 мм, ширина 162 мм, высота 212 мм. Вес пушки 66 кг. Темп стрельбы 550-650 выстр./мин.
В боекомплект пушки ВЯ входили осколочно-зажига-тельные, осколочцо-зажигательно-трассирующие и бро-небойцо-зажигательные снаряды. Вес всех снарядов был одинаков - около 200 г, т. е. в два раза больше, чем у 20-мм пушки ШВАК. Осколочный снаряд содержал 10 г взрывчатого вещества. Разрывное действие осколочного снаряда пушки ВЯ было в два раза больше, чем у 20-мм пушки ШВАК.
В первой половине 1941 г. была закончена отработка 23-мм патрона с бронебойно-зажигательным снарядом. Снаряд состоял из корпуса, подкалибсрного бронебойного сердечника, дюралевого баллистического наконечника и помещенной внутри корпуса шашки с 6 г зажигательного вещества. Снаряд на расстоянии 400 м по нормали пробивал 25-мм броню.
Рассказывая о боекомплекте пушки ВЯ, мы забежали вперед. А в конце 1940 - начале 1941 г. завершение отработки пушки сдерживалось тем, что не было достаточного количества параллельно отрабатываемых 23-мм па-.тронов. Поставляемые патроны не отличались стабильностью своих характеристик и имели склонность к затяжным выстрелам. Последнее несколько раз приводило к преждевременному выходу из строя всей пушки или ряда ее деталей.

За отсутствием серийного самолета Ил-2, под который сделали пушку, первые летные испытания пушки ТКБ-201 проводились на <Мессершмитте-110> (1940 г.). Пушка была установлена в фюзеляже, установку для нее делали в КБ Микояна под руководством Н. И. Волкова.
Сначала, несмотря на сравнительно неплохие данные ТКБ-201, предпочтение было отдано МП-6, которая была запущена в производство. Однако недостатки МП-6 заставили командование в апреле - мае 1941 г. провести повторные сравнительные испытания ТКБ-201 и МП-6. На этот раз ТКБ-201 была установлена на Ил-2. По результатам испытаний пушка ТКБ-201 в мае 1941 г. была принята на вооружение под индексом ВЯ.
Отдача пушки ВЯ была столь велика, что ее не решились устанавливать на истребителях. Единственным ее носителем стал штурмовик Ил-2, в каждом крыле которого устанавливали по одной пушке ВЯ с боекомплектом по 150 патронов на ствол.
Пушки ВЯ производились на двух заводах (№ 2 и № 66). В 1942 г. было произведено 13420, в 1943 г. - 16430, в 1944 г. - 22820, в 1945 г. - 873, в 1946 г. - 2002 и в 1947 г. -1247 штук. Итого 64655 пушек.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz