А.Б.Широкорад "История авиационного вооружения"

76,2-ММ ПУШКА АПК-4

Курчевский выполнил в срок условия договора от 27 июля 1929 г., и в начале 1930 г. было закончено изготовление двух автоматических 76-мм пушек АПК-4.
Пушки АПК-4 были выполнены по обычной схеме автоматических пушек Курчевского. Ствол нарезной, длина ствола без сопла и ложи 19 клб. Вес орудия 75 кг. Расчетный темп стрельбы 30-40 выстр/мин. В надстволь-ном магазине помещалось 6 унитарных выстрелов, кроме того, еще один выстрел помещался в стволе.
Для пушки АПК-4 были созданы новые специальные снаряды. Среди них были осколочные гранаты, обычная (пулевая) шрапнель и стержневая шрапнель системы Ро-зснбсрга. В 1935 г. АПК-4 был присвоен индекс 342, и он был включен в название боеприпасов, так, шрапнель называлась Ш-342. Вес снарядов колебался от 3,07 до 3,92 кг. Снаряды оснащались дистанционной трубкой, чаще всего переделанной 22-секундной полевой трубкой. Но установка трубки производилась только на земле. Фактически это была не дистанционная трубка, а самоликвидатор. Таким образом, для эффективного поражения цели нужно было стрелять так, чтобы снаряд оказался близко к цели, допустим, через 6 с. Естественно, что рассчитать точно момент выстрела летчик не мог.
При стрельбе на преследовании убойный интервал для осколочной гранаты или пулевой шрапнели составлял 15-25 м, а для стержневой шрапнели 40-75 м. Конечно, эффективность стрельбы можно было резко увеличить, использовав управляемый из кабины автоматический установщик трубок (АУТ). В принципе, первые АУТ были созданы во время Первой мировой войны. Но в середине 1930-х гг. в СССР их не было даже в зенитной артиллерии.

Выстрелы АПК-4, как и у всех автоматических пушек Курчевского, имели гильзы из нитроткани с деревянным поддоном. В гильзе использовалось 600 г пороха МСК. При выстреле ткань полностью не сгорала, а вместе с раздробленными кусочками деревянного поддона застревала в канале, что приводило к отказу в работе автоматики, а то и разрыву ствола. В течение 1932-1935 гг. Курчевский долго, но безрезультатно работал над улучшением конструкции гильзы. В 1935 г. были созданы пластмассовые донышки (поддоны), но и они застревали в канале. Наконец Курчевский решил не изобретать велосипед и вернуться к латунным несгораемым гильзам.
28 декабря 1931 г. ленинградскому заводу № 7 (ныне ПО <Арсенал>, бывший завод им. Фрунзе) был выдан заказ на 44 пушки АПК-4 со сроком сдачи к 1 июля 1932 г. Ствол и все стальные поковки для АПК-4 делал завод <Большевик>, а отдельные детали и сборку пушек производил завод № 7. Автоматику для пушки и самолетное оборудование для них выполнял завод № 39. Курчевский постоянно вносил изменения в рабочие чертежи пушки и тем сорвал сроки. Из-за этого к концу 1932 г. заводу № 7 удалось изготовить 44 пушки, а сдать заказчику только 4. Остальные 40 пушек были сданы в 1933 г.
Автоматика АПК-4 работала из рук вон плохо. Поэтому Курчевский переделал ее, а пушка получила название АПК-4бис. Первый экземпляр АПК-4 был закончен в июне 1932 г. В 1933 г. 40 пушек АПК-4 были переделаны в ОКБ-1 па АПК-4бис.
На 1934 г. заводу № 7 быяо заказано 100 пушек АПК-4бис. Трубы и сопла по-прежнему делал завод <Большевик>. К концу года было собрано 28 систем и создан задел на 75 систем. Но ни одна из собранных пушек заводские испытания не выдержала. Курчевский вновь изменил чертежи. Новый вариант получил название АПК-4М. 28 собранных систем были отправлены на завод № 38 на переделку.
Параллельно с заводом № 7 к производству АПК-4 Орджоникидзе и Павлуновский решили привлечь горьков-ский (нижнегородский) завод № 92. Однако руководство завода без энтузиазма отнеслось к работам над ДРП и предпочитало им заказы по дивизионным пушкам. На 1932 г. заводу № 92 заказали 16 АПК-4, но до конца года он не сдал ни одной. На следующий год заводу заказали еще 50 штук АПК-4, но руководство завода добилось снятия заказа и так и не сдало ни одной пушки. В 1934 г. начальство заставило завод № 92 делать хотя бы заготовки труб для АПК-4. В 1935 г. он должен был изготовить 350 труб для завода № 8, но тут горьковчане постарались и изготовили 370 труб.
10 апреля 1935 г. нарком тяжелой промышленности Г.К Орджоникидзе издает грозный приказ: <Головным заводом по авиационным системам (авиапушкам) считать завод № 8... В 1935 г. изготовить 500 систем АПК-4, в том числе 300 на заводе № 8 и 200 на заводе № 7. Производство АПК-4 заводу' № 7 вести под техническим руководством завода № 8. Директору завода № 7 Сухомлинову приступить к подготовке валового производства АПК-4, начав задел с мая, чтобы с сентября начать валовое производство. В противном случае Сухомлинов будет снят с работы>.
Однако завод № 8 в 1935 г. сдал заказчику только 13 систем. All декабря 1935 г. директор завода потребовал у
ГУВП (Главное управление военной промышленности) снять с завода заказ по АПК-4, мотивируя это крупными конструктивными дефектами системы. Начальство пошло навстречу заводу, тем более, что в 1930-х гг. завод № 8 был единственным в СССР, производящим противотанковые, танковые и зенитные пушки, а также морские орудия калибра 45-76 мм. Завод № 7 из 212 заказанных на 1935 г. пушек изготовил только 13, по к 1 декабря 1935 г. ни одна из них не была принята заказчиком.
<Основное назначение пушки - борьба с авиацией противника, и только второстепенной задачей ставится поражение наземных целей>. Так было определено назначение АПК-4 в протоколе заседания НТУАУ от 25 ноября 1935 г. Руководству ВВС особенно импонировала идея расстрела на больших дистанциях тяжелых бомбардировщиков противника. Кстати, идея здравая. Не то, что самолеты 30-х годов, но и летающие крепости типа Б-17 и Б-29 могли бы безнаказанно расстреливаться из 76-мм безоткатных орудий. Правда, такие орудия должны были быть не системы Курчевского, а, скажем, системы Кондакова.
Вернемся вновь к судьбе самолета И-ЗЕТ (И-7). 2 марта 1932 г. на совещании на авиазаводе № 39 начальник ВВС Алкснис задал вопрос о сроках готовности самолета: <Самолет Z (И-7) построен уже около года, 39-й завод предъявил его правительству и в июне - июле 1931 г. обещал доработать, где результат?> Пауфлер ему в свою очередь ответил, что самолет давно готов, произведено 74 выстрела из пушек на земле и 10-12 выстрелов в воздухе (отчетов по этим испытаниям не обнаружено), во время которых оторвало выхлопное сопло одной из пушек, однако, все хорошо, чертежи на самолет сделаны, завод готов к выпуску серии.
Присутствующий на совещании Курчевский в свою очередь сказал, что его совершенно не допускают к самолету (налицо явный конфликт с Григоровичем, да и при чем здесь самолет - пушки давай!), работать не дают.
Окончательно на совещании 2 марта было решено самолет И-ЗЕТ (И-7) подготовить и предъявить к испытаниям 12 марта. Проводились ли такие испытания - неизвестно, но уже 27 апреля 1932 г. руководство авиазавода № 39,теперь уже в лице директора С. Марголина, подписывает договор с Управлением ВВС на поставку 20 истребителей И-ЗЕТ с установкой спецвооружения.
Один из первых серийных самолетов И-7 № 39009 испытывался в феврале-марте 1933 г. на полигоне ВВС в Монино. Самолет имел одну действующую пушку, под левым крылом разместили габаритно-весовой макет. Для проведения наземных стрельб был сооружен помост высотой несколько метров. Несколько выстрелов было совершено и в воздухе. Летал летчик-испьггатель Пионт-ковский.
Осенью 1933 г. были проведены государственные испытания самолета И-7 № 39010, вооруженного серийными пушками АПК-4бис. Испытания проходили на аэродроме НИИ ВВС в Щелково в период с 14 сентября по 1 октября 1933 г. Летал летчик М. Сцельников, общий налет составил 16 ч 20 мин.
В отчете по испытаниям указывалось, что самолет И-7 № 39010 постройки авиазавода № 39 изготовлен по образцу опытного и в основных размерных параметрах от последнего не отклоняется. Кабина летчика удобна и просторна. На взлете И-7 быстро отрывается с поднятым хвостом, в горизонтальном полете идет с опущенной ручкой, устойчив во всех отношениях, управление мягкое и легкое. Испытания на штопор не производились, однако и тенденция к срыву в штопор не отмечалась.
По результатам оценки летных данных отмечалось, что полученные данные скороподъемности (подъем на высоту 5000 м за 14 мин) и потолка (7000 м) являются достаточно удовлетворительными. Однако полученное значение максимальной скорости 259 км/ч совершенно недостаточное. Причина-неудачная конструкция колес и шасси, большое сопротивление пушек. Тактическая дальность действия самолета 310 км также признана недостаточной.
Комиссия записала в отчете, что артиллерийское вооружение И-7 испытания выдержало. Выстреляно 363 патрона, 19 патронов не было выстреляно из-за задержек. Снятие или установка АПК-4бис на самолет занимает 15 мин и производится силами не менее двух человек.
Малая емкость магазинов - на две пушки всего 14 снарядов - оценивалась как недопустимая. Курчевский предполагал в дальнейшем установить в крыле коробчатый магазин для 14 снарядов, но для АПК-4бис это сделано не было.
В заключении по результатам испытаний говорилось, что самолеты типа И-7 могут быть приняты па вооружение ВВС; РККА при условии следующих доработок, с предъявлением модификации к 1 марта 1934 г.:
- увеличение максимальной скорости до 300 км/ч;
- увеличение емкости бензобаков, доведение количества снарядов до 20 штук, установка электрооборудования и радио.
Особым пунктом шло пожелание увеличить прочность самолета. Уже после 300-500 выстрелов конструкция истребителя нуждалась в ремонте, поэтому ВВС хотели довести живучесть И-7 до 1000 выстрелов.
Хотя местом проведения госиспытаний назывался аэродром НИИ ВВС, на самом деле из пушек стреляли совсем в другой местности - в районе Переславля-Залесско-го на берегу Плещеева озера. Испытывались два самолета И-7 (№ 39005 и № 39010) с четырьмя серийными пушками АПК-4бис. Летали летчики А. Коротков и М. Сцельников. Из 147 патронов выстрелено 74, задержек 18. Причины задержек: а) отказ воздушного клапана в механизме перезарядки; б) утыкание снаряда, поданного на лоток, в головку очередного снаряда; в) неполное сгорание нитроткани.
В ноябре 1933 г. на Люберецком аэродроме и химическом полигоне в Кузьминках испытывалось семь самолетов И-7 с четырнадцатью пушками АПК-4бис. Их испытывала эскадрилья Новака - летчики Климов, Губанов, Бурылин, Катичев, Родин. Летали с Люберецкого аэродрома на полигон в Кузьминках. Отмечалось, что при данной установке АПК стрелять возможно только в горизонтальной плоскости, при пикировании до угла 30°, при кабрировании в крепе 25-30°. Первоначально стрельбы велись стержневой шрапнелью черт. 2-633, а затем - осколочной гранатой. Темп стрельбы без .задержек составил 21 выстр./мин. Комиссия сочла, что система АПК-4бис на самолете И-7 испытания выдержала и что при устранении прилагаемого перечня недостатков может быть допущена па войсковые испытания.
Всего к 1934 году авиазавод № 39 выпустил вместе с опытным самолетом двадцать два И-7. С', начала года проведение стрельб и испытаний было продолжено в Пере-славле-Залесском. Возглавил испытания Томас Павлович Сузи. Командиром отряда И-7 был летчик Кузьма Александрович Катичев. Летать начали зимой 1934 г. Стреляли по конусам, которые таскали разведчики Р-5. Все затянулось более чем на год. По сути это были уже не войсковые испытания, а строевая служба, в ходе которой отрабатывались способы применения, ведения огня по воздушным и наземным целям.
В 1934-1935 гг. харьковский завод № 135 и московский завод № 39 выпустили 72 истребителя И-7.
К весне 1935 г. Курчевский предложил новую модернизацию пушки - АПК-4М. Изменения в ней коснулись лишь механизмов подачи.
8 марте 1935 г. были проведены полигонные испытания АПК-4М. Вместе с пушкой испытывались различные типы стержневой шрапнели. В отчете по испытаниям сказано, что пушка <представляет бесспорную боевую ценность>, но стрельба из нее производит <тяжелый физиологический эффект> на пилота. Так, техник Моргунов после 182 выстрелов был направлен в больницу с сотрясением мозга. То же самое, только в более слабой форме, наблюдалось у начальника группы Мельникова после 104 выстрелов
9 июня 1935 г. Алкснис направил Курчевскому письмо:
<Во исполнение Постановления СТО СССР от 7.04.1935 г. для определения тактики и боевого применения пушечной авиации и для отработки правил стрельбы приказом НКО СССР № 065 создана особая группа: звено <ЗЕТ>, звено Р-5 и один ТБ-1, которая была направлена в Евпаторию. С 15.03.1935 г. группа бездействует в Евпатории в ожидании пушек. Требуется б АПК-4М и одно 37-мм ружье Курчевского>.
В марте в Евпаторию прибыли три И-ЗЕТ, а в июне - еще шесть. Самолеты И-ЗЕТ вели стрельбу по конусам, которые буксировал Р-5. В бомбардировщике ТБ-1 в задней кабине на турели ТУР-6 было установлено 37-мм противотанковое ружье (пушка) Курчевского РК большой мощности. Вес ружья 32 кг, вес снаряда 0,6 кг, заряда 0,19 кг пороха МСК, начальная скорость снаряда 524 м/с. Внешне и по устройству РК идентично АПК-4 и другим авиапушкам Курчевского. Основная разница в том, что подача выстрелов из цилиндрического надствольного барабана происходила не энергией сжатого воздуха, а мускульной силой стрелка. Расчетный темп стрельбы 10-12 выстр./мин, фактический 5-6 выстр./мин. Вообще, использование ДРП для защиты кормовой полусферы самолетаявлялось заведомо безнадежной затеей. Угол обстрела РК был очень мал, поскольку струя газов из сопла могла повредить обшивку самолета. Естественно, что больше попыток применения ДРП в качестве оборонительного вооружения бомбардировщиков не было. Что же касается И-ЗЕТ, то они в Евпатории вели стрельбы с пикирования, кабрирования и в горизонтальном полете. В среднем на один самолет пришлось по 240 выстрелов. В конструкции самолетов после этого наблюдались значительные повреждения: расходились заклепочные швы, трещали кронштейны хвостового оперения, лопалась полотняная обшивка. Были в то же время отдельные самолеты, например № 13534, которые выдерживали до 340-360 выстрелов из АПК-4М.
В любом случае признавалось, что даже при соответствующих усилениях конструкции срок службы И-ЗЕТ при стрельбе из ДРП составляет не более 400 выстрелов. Пока проводили всевозможные испытания, большую часть серийных ЗЕТов довели до нелетного состояния. К началу 1936 г. в строю оставались лишь отдельные И-ЗЕТ, опыты с ДРП прекратились, практическое использование самолетов потеряло актуальность, и применялись они эпизодически. В последующие годы упоминания об этих истребителях не встречаются.
Заканчивая рассказ об И-ЗЕТ стоит упомянуть о Первомайском празднике 1935 г. Тогда над Красной площадью пронеслась пятерка И-ЗЕТ, вооруженная АПК-4.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz