А.Б.Широкорад "История авиационного вооружения"

<ДЖАЗ> ДЛЯ ЗАПАДНЫХ <МИРОТВОРЦЕВ>

В 1941-1944 гг. Англия и США под разными предлогами уклонялись от открытия второго фронта в Европе. Взамен этого тяжелые бомбардировщики союзников начали <воздушное наступление> на города Германии.
У английских и особенно американских тяжелых бомбардировщиков в задней части размещалось мощное вооружение. Кроме того, на ночных бомбардировщиках сзади находилась РЛС, способная обнаруживать истребители противника и наводить на них оборонительные установки.
В связи с этим командование германских ВВС решило проводить атаки против союзных бомбардировщиков снизу. Тяжелый немецкий ночной истребитель летел ниже противника на 100-300 м, внезапно открывал огонь из батареи пушек, стволы которых были направлены вверх под углом 65-90° к оси истребителя и вспарывал брюхо бомбардировщика. Такие артиллерийские установки немцы называли <Шраге Музик>, т. е. <Джаз>.
На ночном истребителе Ю-88С-6 в дополнение к основному вооружению (три 20-мм пушки, три 7,92-мм пулемета и один 13-мм пулемет) в центральной секции фюзеляжа была установлена <Шраге Музик>. Установка была оснащена двумя 20-мм пушками MG-151/20 с боекомплектом по 200 патронов на ствол. Пушки вели огонь под углом 70° к оси машины.
Обязанностью радиста являлся поиск противника с помощью радиолокатора FuG 220 <Лихтенштейн> SN-2 с минимальной дальностью обнаружения 200 м. В это же время пилот и бортинженер вели наблюдения вперед и в стороны. Если после радиолокационного контакта пилот выбирал способ атаки с помощью <Шраге Музик>, то радиооператор старался направить его на максимальное сближение с целью ниже высоты ее полета на 300 м, чтобы избежать обнаружения хвостовым локатором бомбардировщика.
Ведя наблюдение по экрану локатора, радиооператор направлял пилота, пока тот не сообщал о визуальном контакте. Локатор выключался как только истребитель занимал позицию для стрельбы, скорость снижалась. Летчик наводил <Шраге Музик> при помощи прицела <Реви> C/12D, укрепленного на верхнем переплете фонаря кабины. Требовалось, чтобы дистанция между истребителем и целью была не больше 300 м.
Установки <Шраге Музик> получили ряд ночных истребителей. Так, в дополнение к основному вооружению4 в центральном отсеке истребителя He-219A-1 были установлены две 30-мм пушки МК-108 под углом 65° к оси самолета (с боекомплектом по 100 выстрелов на ствол). Основное вооружение He-219 состояло из четырех неподвижных 30-мм пушек МК-108 или МК-103 и одного оборонительного 13-мм пулемета MG-131.
На истребителях Ме-410А1 и Ме-410А2 <Шраге Музик> состояла из двух 30-мм пушек МК-103, установленных вертикально.
Первоначально действие <Шраге Музик> произвело ошеломляющее впечатление на экипажи бомбардировщиков. Но прицеливание под большим углом было достаточно сложно для пилотов истребителя. Кроме того, стрельба под углом к встречному потоку воздуха вызывала большое рассеивание снарядов.
Тем не менее, немецкие ночные истребители, действовавшие как обычными установками, так и <Шраге Му-зик>, в 1944 г. добились определенного эффекта.
К примеру, 21 января 1944 г. во время налета на Магде-бург англичане потеряли 55 самолетов из 648, т. е. 8,5 %. Через неделю во время налета на Берлин были сбиты 43 машины из 683, т. е. 6,3 %. 19 февраля во время налета на Лейпциг из 823 самолетов были сбиты 78, т. е. 9,4 %. 24 марта из 810 бомбардировщиков, бомбивших Берлин, были сбиты 72, т. е. 8,9 %. 30 марта из 795 <Галифаксов> и <Ланкастеров>, бомбивших Нюрнберг, были сбиты 94, т.е. 11,8%.
К концу 1944 - началу 1945 г. эффективность немецких ночных истребителей стала снижаться из-за того, что союзники использовали в этот период большое число дальних истребителей для прикрытия своих бомбардировщиков.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz