А.Б.Широкорад "История авиационного вооружения"

ПУШЕЧНЫЕ УСТАНОВКИ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

Первыми пушками, установленными на самолетах, оказались 37-мм пушки Гочкиса. Как уже говорилось, из-за ограничений, наложенных Гаагской конвенцией 1899 г., 37-мм пушки были самым малым калибром в корабельной артиллерии, а в сухопутных войсках стран Европы 37-мм пушек вообще не было.
37-мм пушки Гочкиса состояли на вооружении флотов Франции, России и ряда других государств. (Здесь речь идет только об одноствольных пушках, 37-мм пятиствольные револьверные пушки Гочкиса в авиации не применялись.)
37-мм пушки Гочкиса не имели автоматики вообще, то есть закрывание и открывание затвора происходило вручную. Вес тела пушки был около 33 кг, а с установкой - около 90-100 кг. Установка была вертлюжного типа с плечевым упором, гидравлическим тормозом отката и пружинным накатником.
При весе снаряда 0,5 кг начальная скорость составляла 442 м/с. Взрыватель донный или 8-секундная дистанционная трубка. Часть снарядов наполнялась веществом, оставляющим <дымный след>, т. е. своеобразным трассером.

Первое боевое применение 37-мм пушка Гочкиса нашла в 1915 г. во Франции, когда ее установили на биплане <Вуазен>. Пушка была расположена в носу фюзеляжа, самолет имел толкающий винт. Она имела только вертикальное наведение, а по горизонтали наводилась поворотом самолета.
Еще раньше в России (в конце 1914 г.) 37-мм пушка Гочкиса была установлена на 4-моторном самолете <Илья Муромец>. Пушка предназначалась для борьбы с германскими <цеппелинами>. Однако испытания ее на <Муромце> оказались неудачными. При весе в б пудов пушка имела скорострельность в воздухе 10 выстр./мин. Боекомплект пушки был очень мал - всего 15 патронов, Да еще она была по-дурацки расположена: один человек должен был стрелять, а другой - подносить патроны. В итоге пушку ГЬчкиса установили всего на одном <Илье Муромце>, да и то вскоре сняли.

Установка 37-мм пушки Гочкиса на самолете <Вуазен>

В 1916 г. французский летчик Гинемер предложил установить 37-мм полуавтоматическую пушку Гочкиса в развале блоков цилиндров V-образного мотора <Испано-Сюиза> в 200 л. с. Ствол пушки проходил через пустотелую втулку винта и слегка выдавался наружу. Таким образом, Гинемер впервые создал так называемую <мотор-пушку>.
Вес пушки составлял всего 40 кг. Этот вариант имел полуавтоматический клиновой затвор, который автоматически открывался к концу наката, но заряжать пушку по-прежнему приходилось вручную летчику. Спуск производился при помощи троса, выведенного на штурвал. Пушка стреляла осколочными снарядами или картечью, содержавшей 16 сферических пуль диаметром 16 мм.
В 1917 г. фирме <Спад> заказали 300 истребителей <Спад 12С1> с 37-мм мотор-пушками Гочкиса.
9 мая 1918 г. на таком истребителе ас Рене Фонк в одном бою сбил шесть немецких самолетов, израсходовав одиннадцать 37-мм патронов. Его рекорд непревзойден и по сей день. Однако большинству других пилотов, летавших на <Спад 12С1>, мотор-пушка не понравилась, и последующие модели истребителей <Спад> оснащали двумя пулеметами Виккерс.

Установка 37-мм, полуавтоматической пушки на моторе Испано-Сюиза мощностью 200 л. с. (1917 г.): 1 -пушка; 2 - компрессор; 3 - затвор; 4 - магазин; 5 -боуденовский трос; 6-затвор; 7- боек; 8 -ударник.


HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz