© TARGET
КОНВОЙ ПЬЕДЕСТАЛ
Евгений Киселев
Предисловие
Весной 1942 г., несмотря на то, что германское командование было поглощено подготовкой к летнему наступлению на Восточном фронте, Гитлер и Муссолини решили, что для завоевания успеха в Северной Африке, для захвата Суэца и иранских нефтяных источников необходимо сначала нейтрализовать или захватить Мальту, ибо находившиеся там британские силы были серьёзной, если не сказать катастрофической, помехой для судоходства держав Оси и, следовательно, для снабжения армии Роммеля (например, в конце 1941 г. 80% отправленных Роммелю судов были потоплены).Захват Мальты не только решал проблему снабжения итало-немецких войск в Северной Африке, но и полностью лишал такой возможности англичан, лишение которых американских танков, боеприпасов и других средств ещё более усиливало шанс Роммеля на победу. Адмирал Редер, всегда понимавший значение Мальты, убедил Гитлера овладеть островом вместе с итальянцами. Итальянский генерал Кавальеро решительно настаивал на объединённом итало-немецком вторжении на остров (хотя немцы требовали продолжения наступления в Африке с целью захвата Египта) , и Гитлер согласился предоставить в его распоряжение немецкую десантную дивизию. В качестве подготовительной меры фельдмаршал Кессельринг, под командованием которого дислоцированный на Сицилии 2-й воздушный флот совершил первые налёты на Мальту в январе 1942 г. , получил приказ - непрерывными воздушными атаками ослабить сопротивление Мальты. Свыше 2000 тонн бомб было сброшено на Мальту в марте и 6728 тонн в апреле. Непрерывные бомбардировки продолжались со 2 апреля по 10 мая. В результате налётов была полностью разрушена верфь, подошли к концу запасы горючего и боеприпасов (теперь они доставлялись на остров отдельными прорывающимися кораблями и 5 подводными лодками (ПЛ) ) кроме того, эти удары заставили англичан вывести с Мальты крейсерские отряды, ударную авиацию, и подводные лодки, что ослабило нажим англичан на коммуникации между Италией и Ливией (во второй половине 1942 года авиация и подводные лодки вернутся на Мальту и потери итальянцев на ливийской коммуникации снова достигнут 30-40%, а к октябрь возрастут до 80%). В то время на Мальте было всего 30 боевых самолётов, но 20 апреля американский авианосец "Уосп" доставил на остров 47 истребителей "Спитфайр"(до острова самолёты с подвесными баками добрались своим ходом), а 9 мая он же вместе с английским авианосцем "Игл" доставили ещё 64 истребителя (соответственно, 47 и 17). Эти и последующие партии самолётов, доставленные авианосцами сыграли значительную роль в борьбе за Мальту.
10 мая Кессельринг доложил, что Мальта нейтрализована. Он был не прав - героический остров жил и боролся, хотя с каждым днём это становилось всё труднее - отсутствие регулярного снабжения, слабое обеспечение боезапасом и бензином для самолётов ставило гарнизон острова в тяжёлое положение. Поэтому шансы немцев и итальянцев провести успешное вторжение возрастали.
Операция по захвату Мальты в OKW получила кодовое название "Геркулес" (итальянское обозначение - "Esigenza C.3", то есть "Упражнение С.3"). В апреле для совместной разработки вторжения в Рим прибыл командующий немецкими парашютно-десантными частями генерал Курт Штудент. Вся операция готовилась с учетом опыта захвата Крита. Согласно принятому плану, в первой фазе операции на остров планировалось сбросить 20.000 солдат 7-й парашютной дивизии и формируемой в это время итальянской парашютной дивизии "Фольгоре" - сначала на расположенный северо-западнее остров Гоцо, затем на саму Мальту - для чего предполагалось использовать около 500 самолётов Ju-52 и He-111 и 80 Sm.82. После этого на захваченных аэродромах посадочным способом должна была десантироваться вторая волна - 10.000 итальянских пехотинцев из дивизии "Специя". Кроме этого, 2 пехотные дивизии - "Ливорно" и "Фриули" - готовились к высадке на южном побережье острова в бухте Марса-Широкко под прикрытием итальянского флота. Два полка из их состава были специально обучены ведению боя при захвате прибрежной зоны. В составе десанта должны были действовать и штурмовые части итальянской морской пехоты "Сан Марко". Третья фаза операции предусматривала высадку пехотных дивизий "Ассетти" и "Наполи", а также штаба и артиллерии ХХХ итальянского армейского корпуса. Всего для вторжения на Мальту планировалось задействовать 100.000 солдат и офицеров. Для штурма укреплений острова Гитлер в апреле сделал заказ на 12 танков Pz.IV с толщиной лобовой брони 80 мм. Основной трудностью была нехватка войск, связанная с плохой обученностью личного состава итальянских воздушно-десантных частей.
План был разработан, но проведение самоё операции было под вопросом - Гитлер полностью не поддерживал эту операцию и искал причины для её отмены, видимо, не желая лишать Роммеля свежих резервов и помня о больших потерях при аналогичном захвате Крита. Он надеялся на захват Роммелем Тобрука, который мог быть использован державами Оси как порт для снабжения следующих от Крита судов вне радиуса действия базирующихся на Мальту самолётов. В командовании стран Оси также не было единого мнения - Роммель считал, что подготовленную для десанта группировку надо использовать в Северной Африке, а Кессельринг и итальянский генеральный штаб считали, что группировка должна быть использована по своему прямому назначению. 30 апреля на совещании в Оберзальцбурге Гитлер и Муссолини решили, что сначала надо взять Тобрук, а потом заняться Мальтой.
Блокированный остров нуждался буквально во всём, поэтому так был важен каждый удачно дошедший конвой.
В июне англичане послали на Мальту одновременно два конвоя - из Гибралтара (7 транспортов) и Александрии (10 транспортов), но после атак авиации, подводных лодок, торпедных катеров и присутствие на пути второго конвоя главных сил итальянского флота привело к тому, что этот конвой вернулся в Александрию, а из другого до Мальты дошли только 2 повреждённых транспорта.
К июню итальянцы достигли необходимого уровня боевой готовности. С огромным трудом были собраны необходимые десантные средства, в том числе эскадра тяжёлых планеров Ме-321, выведенных для этого с Восточного фронта. Были внесены некоторые коррективы - помня о потерях на Крите, Гитлер не стал вновь жертвовать 7-й парашютной дивизией, а заменил её на учебную парашютную бригаду 4-батальонного состава. Операция была назначена на 18 июля, но 18 июня Роммель окружил Тобрук, 20-го прорвал линию обороны этого города, а 21 июня Тобрук пал и в тот же день немецкая 21-я дивизия устремилась к Гамбуту - первой ступени к вторжению в Египет, хотя у Роммеля осталось всего 44 исправных танка (участникам боёв в Северной Африке никогда не понять масштабов Восточного фронта) и несмотря на протесты Кессельринга, не без оснований полагавшего, что наступление на Египет не может быть успешным без полной поддержки люфтваффе, а если эта поддержка будет оказана, то авиация не сможет принять участие в действиях против Мальты, а если остров оправится от ударов, то коммуникации Роммеля будут в большой опасности, поэтому он считал, что единственным здравым решением будет придерживаться первоначального плана и отложить вторжение в Египет до падения Мальты. Не договорившись с Кессельрингом, Роммель сумел убедить Гитлера, а тот телеграфировал Муссолини, что "богиня победы улыбается только раз в жизни", и принял роковое решение отложить вторжение на Мальту до сентября (через 10 дней он вообще отменил операцию "Геркулес") и бросить все силы для наступления в Египет, хотя нормальное снабжение армии Роммеля наладить не удалось (всё ближайшее время его армия будут воевать только за счёт захваченных в Тобруке трофеев), а силы англичан всё росли. Немцы с боями продвигались вперед на английском бензине, пока 1 июля у Эль-Аламейна, всего в 60 км от Александрии, были втянуты в бои на истощение, победить в которых не могли. Так страны Оси растратили силы, не получив ни Мальты, ни Египта.
Во время работы над этой статьёй, автор встретил утверждение, что "даже если предположить, что немцам и итальянцам удалось бы высадить десант на Мальте, то от был бы очень скоро уничтожен переброшенной из Египта королевской морской пехотой" Конечно, любое мнение имеет право на существование, если его можно доказать, но от Александрии до Мальты примерно две тысячи километров, поэтому, доставить десант незамеченным англичанам не удалось бы, и у нового гарнизона острова было бы время восполнить неизбежные при вторжении потери (может быть, даже увеличить свою численность ) и подготовить достойную встречу незваным гостям, а тем временем итальянская и немецкая авиация, подводные лодки, торпедные катера и надводные корабли сделали бы всё возможное, чтобы внести максимальное оживление в движение конвоя с десантом, и я уверен, что им бы это удалось, и подтверждением тому служит судьба конвоя "Пьедестал".
Разгром
В августе англичане решили провести ещё одни конвой для доставки продовольствия и боеприпасов на осаждённую Мальту. Этому предшествовала длительная подготовка и сосредоточение сил в Гибралтаре, так как английское командование возлагало на этот конвой большие надежды, так как снабжение островного гарнизона определяло судьбу фронта в Северной Африке. Уже 5 августа итало-немецкое командование знало из радиоперехватов, что противник готовит в западной части Средиземного моря крупную операцию и начало развертывание своих сил. План предусматривал нанесение последовательных ударов авиацией, эсминцами, торпедными катерами и подводными лодками. Завеса из 7 немецких лодок развертывалась между Балеарскими островами и Алжиром. Перед ними была поставлена задача обнаружить конвой и ослабить его охранение. Ободрённые недавним успехом 5-го воздушного флота, разгромившего в арктических водах конвой PQ-17, немецкие лётчики были полны решимости уничтожить и этот конвой - базировавшийся на Сицилии II авиакорпус получил подкрепления из Греции, Северной Африки и Гроссето. Отсутствие топлива помешало итальянцам использовать линкоры, но зато оно выделило 16 ПЛ в дополнение к немецким. Подводные лодки были развернуты несколькими группами на пути движения конвоя и находились в оперативном взаимодействии.
В ночь с 10 на 11 августа конвой прошел Гибралтар и направился на Мальту. Это был самый крупный конвой на Средиземном море с начала войны - 14 тяжело нагруженных быстроходных транспортов и танкеров общим тоннажем 140.029 брт под охраной более чем 50 боевых кораблей разных классов: в непосредственном охранении и дальнем прикрытии находились 2 линкора ("Нельсон" и "Родней") , 4 авианосца ("Викториес", "Индомитейбл", "Игл" и "Фьюриес"), 7 крейсеров, 26 эскадренных и эскортных миноносцев; длительное время конвой сопровождала обеспечивающая группа судов из 2 танкеров и 2 буксиров в охранении 4 корветов.
В ночь с 10 на 11 августа конвой прошел Гибралтар и направился на Мальту.
11 августа в 13.15, когда конвой проходил через завесу из 5 итальянских и 2 немецких ПЛ, развёрнутых на линии Балеарские острова - Алжир, немецкая ПЛ U-73 под командованием капитан-лейтенанта Гельмута Розенбаума сблизилась с кораблями охранения и четырехторпедным залпом потопила авианосец "Игл" ( 22.600 т. ). За 8 минут корабль затонул, унеся жизни 260 членов экипажа. Удалось спасти всего 4 самолета. (12 августа Розенбаум был награждён Рыцарским крестом). Вскоре после этого с авианосца "Фьюриес" взлетели 37 самолётов для перелёта на Мальту, а сам корабль вернулся в Гибралтар. Эскортировавший его эсминец "Вулверайн" таранил и уничтожил итальянскую ПЛ "Дагабур".
Атаки немецкой авиации начались в сумерках 11 августа, когда конвой находился юго-западнее Сардинии, и продолжались с перерывами до вечера 13 августа. Наряду с люфтваффе в воздушных налётах участвовали итальянские самолёты, в том числе торпедоносцы "Савойя" S.84 и S.79. Последним удалось тяжело повредить британский эсминец "Форсайт" ( он был оставлен экипажем и добит торпедой эсминца "Тартар"). В целом же до вечера 12 августа, пока караван прикрывался палубными истребителями, эффект воздушных налётов был довольно слабым.
Но 12 августа в 19.15 в районе Бизерты основные британские силы оперативного прикрытия повернули в Гибралтар, т.к. дальнейшее следование вместе с конвоем через Тунисский пролив становилось рискованным для тяжёлых кораблей из-за угрозы неприятельских ПЛ и торпедных катеров, и дальше конвой должен был идти до Мальты под охраной всего 4 крейсеров и 12 эсминцев.
Не прошло и часа, как завеса из 6 итальянских ПЛ торпедировала крейсера "Нигерия" и "Каир", повредила танкер "Огайо" и 3 транспорта. "Каир" пришлось затопить, а "Нигерия" ушла в Гибралтар. От неожиданных ударов суда конвоя сбились в кучу.
Уход авианосцев ослабил ПВО конвоя, поэтому состоявшийся в 20.38 налёт 30 бомбардировщиков Ju-88А и 7 торпедоносцев He-111Н отбить без потерь не удалось. Воздушное прикрытие конвоя в это время должны были осуществлять дальние истребители с Мальты, но получилось так, что шестёрка "Бофайтеров" 248-й эскадрильи ушла на аэродром всего за несколько минут до появления противника.
Вечерело, но, несмотря на сгустившиеся сумерки, суда конвоя были отчётливо видны на фоне заката, а немецкие самолёты появились с северо-востока. Их лётчикам оставалось воспользоваться выгодными условиями, чтобы нанести англичанам максимальный урон. По возвращении на базу они доложили об уничтожении 10 пароходов противника и повреждении крейсера.
Реальный итог налёта таков: транспорты "Эмпайр Хоуп"(12688 брт) и "Гленорчи"(8982 брт) были тяжело повреждены бомбами и оставлены экипажами, а теплоход "Брисбен Стар" получил торпедное попадание. По поводу уничтожения парохода "Клэн Фергюссон", торпедированного в 21.02 севернее острова Зембра, мнения разошлись : официальный список " British Mercant Vessels Lost or Damaged by Enemy during Second World War" относит эту победу на счёт люфтваффе, эту точку зрения разделяет и историк П. Смит., но Ю. Ровер, версия которого выдвинута в книге "Die U-Boot Erfolge der Achsenmachte 1939-1945" и основана на сопоставлении донесений лётчиков и подводников со временем гибели судна, пришёл к выводу, что "Клэн Фергюссон" торпедировала итальянская ПЛ "Аладжи". Кроме того, в суматохе воздушного налёта другая итальянская ПЛ повредила крейсер "Кения". Немцы же потеряли всего 1 Ju-88.
Одновременно с атаками ядра конвоя немцы предприняли охоту за теплоходом "Дюкелион" (7516 брт), который отстал из-за полученных в ходе дневного налёта бомбардировщиков повреждений и шёл в сопровождении эскортного миноносца "Брэмэм". В 19.46 пара Ju-88 сбросила бомбы с малой высоты, две из них легли в 10 метрах за кормой транспорта и ещё одна вблизи левого борта. В 21.15 пара торпедоносцев Не-111 атаковала "Дюкелион", проходивший в 5 милях от Кани Рокс. Выключив моторы, они бесшумно спланировали, зайдя, как и в предыдущем случае со стороны тёмных холмов тунисского побережья, что делало их практически недоступными для зенитного огня. "Брэмэм" ввёл в действие свою артиллерию лишь тогда, когда всё было кончено. Обе торпеды одного из самолётов попали в правый борт "Дюкелиона".
В полночь конвой, усиленный крейсером "Карибдис" и 2 эсминцами, обогнул мыс Бон и пошёл на юг вдоль тунисского побережья.
В ночь с 12 на 13 августа конвой подвергся атаке торпедных катеров, базировавшихся на острове Пантелерия. До восхода солнца 10 катеров - 8 итальянских ( МАS 552, 553, 554, 556, 557, 564, Мs 26 и 32) и 2 немецких (S30 и S36) - провели 15 атак. В результате первой из них в 1.20 торпеда попала в крейсер "Манчестер" - сильнейший взрыв разворотил корму и вывел из строя все 4 гребных вала, и крейсер остался без хода. Для спасения крейсера и его команды были высланы эсминцы, но они не успели вовремя: видя, что дать ход не удастся, командир к 5 часам утра приказал затопить корабль, а команде добираться на тунисский берег, где вся она была интернирована французами. В 2.10 тяжёлые торпедные катера Мs 26 и Мs 32 добили повреждённый ранее немецкой авиацией транспорт "Гленорчи". Затем были потоплены транспорты "Санта Элиза", "Альмерия Лайкс" и "Уэйранги".
В 5.08 от попадания торпеды буквально взлетел на воздух нагруженный боеприпасами транспорт "Уэймарама".
С восходом солнца немецкие самолёты вновь устремились на поредевший конвой, и только прибывшие с Мальты истребители предотвратили его полное уничтожение.
Итоги
Из 14 судов конвоя в Ла-Валетту вечером 13 августа пришли только 5, из которых 2 еле держались на воде ( но англичанам удалось провести на Мальту танкер "Огайо", что сильно облегчило положение гарнизона острова.). Из боевых кораблей погибли авианосец "Игл", крейсера "Каир" и "Манчестер", эсминец "Форсайт". Авианосец "Индомитейбл" получил тяжёлые повреждения от бомбовых попаданий, а крейсер "Нигерия" был сильно повреждён торпедами. Итало-немецкие силы потеряли около 60 самолётов и 2 ПЛ. Это была самая крупная победа итальянского флота за всю войну - впервые за два года он показал, что может быть чем-то ещё кроме объекта безнаказанных атак англичан (итальянское командование отметило успех торпедных катеров, на долю которых приходились 5 из 13 уничтоженных в ходе операции английских кораблей). Такой исход операции произвёл тяжёлое впечатление на британское Адмиралтейство. Посылка на Мальту новых конвоев возобновилась только в середине ноября
Источники
Белли В.А., Пензин К.В. Боевые действия в Атлантике и на Средиземном море 1939 -1945. М., Воениздат, 1967 г.
Грановский Е.А., Морозов М.Э. Морская авиация Германии 1939-1945. Часть 1. Торпедоносцы.
Командиры Второй мировой, ч.2. Минск, "Литература", 1998 г.
Ф. фон Меллентин. Танковые войска Германии во Второй мировой войне. Ч. 2. "Tornado". 1997.
С. Митчем. Фельдмаршалы Гитлера и их битвы. Смоленск, "Русич", 1998
Ненахов, Ю. Воздушно-десантные войска во Второй мировой войне. Минск, "Литература", 1998 г.
Ч. Нимиц, Э. Поттер. Война на море (1939-1945). Смоленск, "Русич", 1999
Роковые решения. Москва, Воениздат, 1958 г.
Г. Смирнов. "Судьбы итальянских катеров" // "Моделист-конструктор",1987, N12
HTTP://ATTEND.TO/COMMI