П.Д.Дузь "История воздухоплавания и авиации в России"

БОМБАРДИРОВАНИЕ ПРОТИВНИКА

Воздушная разведка велась как одиночными самолетами, действовавшими на принципах скрытности и внезапности, так и целыми авиационными отрядами или группами с применением авиабомб и пулеметов. Таким образом, разведывательная деятельность авиации нередко перерастала в бомбардировочную.
Летчики, залетая в глубокий тыл противника, сбрасывали на военные объекты небольшие бомбы. Никаких специальных прицелов, бомбодержателей и бомбосбрасывателей в начале войны на вооружении авиации не было. Летчик или летчик-наблюдатель держал бомбу у себя на коленях и в нужную минуту выбрасывал ее за борт. Эффективность бомбометания была невелика, но моральное воздействие получалось немалое.
Для поражения живой силы противника, главным образом кавалерии, применялись специальные свинцовые пули каплеобразной формы (<стрелы>) конструкции В. А. Слесарева, снабженные стабилизатором из жести. Они превосходили размеры нормальных пуль в четыре раза и сбрасывались с большой высоты. На немецкие войска сбрасывали также трофейные <стрелы>. <Стрела> массой 30 г была способна пробить брусок дерева толщиной свыше 150 мм. Летчики первой мировой войны вспоминают:
<Снижаясь над противником, мы высовывались из кабины и опрокидывали фанерный ящик, в котором находились <стрелы>. Падая, они приобретали колоссальную пробивную силу. Я видел, как <стрела>, попав в темя всадника, пронзила насквозь и его лошадь>.
Начало бомбардировочной деятельности русской авиации было положено еще в 1914 г. как самолетами <Илья Муромец>, так и самолетами армейской авиации. В ответ на такие налеты немцы в октября 1914 г. сбросили бомбу на Венский вокзал в Варшаве. Тогда же русский летчик с самолета <Ньюпор> сбросил бомбу на позиции противника. Бомба была подвешена к самолету при помощи сыромятных ремней. Этот опыт бомбометания послужил толчком к многочисленным подражаниям.
Потребность в бомбометании заставила выработать специальный тип авиабомбы, бомбодержатели и бомбосбрасыватели. Самолет типа <Фарман> мог брать до 24 кг бомб, <Ньюпор> - по одной 4-килограммовой или две 2-килограммовые бомбы.
В ходе войны стали практиковать групповые налеты самолетов с бомбардировочными целями. Летчики 28-го авиационного отряда совместно с летчиками гренадерского авиаотряда произвели удачный воздушный налет на станцию Виткемен и немецкий аэродром. Было сброшено 39 авиабомб, которыми уничтожен ангар вместе с самолетами и вызваны большие пожары.
В (Германии)стали строить самолеты, специально предназначенные для бомбометания, лишь в 1915 г.: было выпущено 185 бомбардировщиков, В последующие годы их производство неуклонно повышалось: в 1916 г. - 565 самолетов, в 1917 г. - 1133. Всего за время войны Германия построила 3147 самолетов-бомбардировщиков.
Немецкие летчики применяли осколочные бомбы. Они имели в головке длинный наконечник и взрывались над землей. Очевидцы утверждают, что взрывной волной и осколками, разлетавшимися почти над самой землей, они буквально косили траву и поражали все, что встречалось на пути.
Летом 1915 г. немецкие летчики проводили интенсивные налеты на крепость Брест. Ежедневно в течение недели в девять часов утра они появлялись над крепостью. Иногда в день совершали несколько налетов. Объектами бомбардировки являлись железнодорожный мост, эллинг дирижабля <Кондор>, вокзал, летное поле со штабелями снарядов. При отсутствии истребительной авиации и зенитной артиллерии бороться с такими налетами было трудно. Правда, бомбометание было малоэффективным.
Русский военный летчик Солодовников в июле 1915 г. провел эксперимент бомбометания с пикирования. На самолете <Ньюпор> он попал под интенсивный обстрел наземных войск. Снарядом был поврежден винт и сорван капот двигателя. Аппарат резко перешел в пикирование. В этот момент Солодовников увидел прямо под собой немецкую батарею и потянул на себя рукоятку бомбосбрасывателя. Бомба точно попала в цель, немецкая батарея взлетела на воздух. Бомбометание с пикирования применил также летчик Шадский, летавший в составе 30-го авиационного отряда на самолете <Ньюпор>. Во время крупных боев в Галиции в июле 1915 г. он обнаружил на земле в районе города Черновиц змейковый аэростат противника. Спикировав на цель с высоты 1200 м, Шадский тремя 16-килограммовыми бомбами уничтожил привязной аэростат, затем вышел из пике и спланировал к своим окопам.
По мере совершенствования авиатехники, увеличения грузоподъемности самолетов, появления бомбодержателей и бомбосбрасывателей, появления ветрочетов системы Журавченко и других приборов бомбардировочная деятельность авиации все более активизировалась и вскоре сложилась в самостоятельную область работы воздушного флота. Россия одной из первых среди воюющих стран перешла к бомбардировочным операциям. Уже в конце 1915 г. русские летчики совершали смелые бомбардировочные рейды в тыл врага.
Наиболее насыщенными авиацией были Западный и Юго-Западный фронты. Здесь сосредоточивались основные военно-воздушные силы России. Известный деятель германской авиации полковник Нейман в своей книге <Немецкие боевые силы во время мировой войны> поместил интересное признание военного летчика подполковника Зигерта: <Весной 1915 г. русские направили против XII армии большие воздушные силы, которые делали нападение даже на штабное расположение армии фон Гальвица>. Таким образом, уже в это время немцам приходилось серьезно считаться с русской авиацией.
История сохранила немало эпизодов боевой работы русских летчиков. Можно сослаться на такие факты. 15 августа 1915 г. военный летчик И. А. Орлов и наблюдатель В. Готовский, несмотря на пробоины в самолете, выполнив разведку в районе Фридрихштадта, обнаружили в лесу значительные силы противника, подготовленные к прорыву русских позиций. Получив эти данные, 37-й армейский корпус принял ответные меры и сорвал замысел противника.
Немецкое командование, решив в конце августа прорвать фронт в районе Риги, перебрасывало сюда на автомашинах немецкий корпус. Летчики 20-го авиаотряда обнаружили противника, который в результате ответных действий понес большие потери и был отброшен от Риги. Особо отличился наблюдатель В. И. Брожевский.
Штаб 3-й армии, оценивая деятельность 11-го авиационного отряда в апреле 1915 г., отметил, что принятые меры в результате поступивших от летчиков донесений о сосредоточении в районе Горлицы войск противника дали возможность в течение трех дней сдерживать подавляющие силы противника и предотвратить полный разгром центра армии.
Самоотверженно и умело действовал летчик В. М. Ткачев 22 и 25 мая: несмотря на явную опасность для жизни от губительного огня зенитных батарей, он неоднократно пробивался в тыл неприятеля, собирал о нем важные сведения, встретившись с вражеским аэропланом, вооруженным пулеметом, вступил с ним в бой и обратил в бегство. В результате разведывательных полетов 19, 21, 27-го июня в район рек Лины и Стыри им были добыты важные сведения о сосредоточении там сильной ударной группы противника, угрожавшей прорывом русского фронта. Наконец, 1 августа В. М. Ткачевым был сбит в воздушном бою австрийский аэроплан, причем аппарат и летчики попали в руки русских воинов.
Накануне взятия немецкими войсками крепости Новогеоргиевская, 6 августа 1915 г., 33-й корпусной авиаотряд (командир Ю. М. Козьмин) вывез из крепости знамена и секретные документы. Летчики пролетели над территорией противника 200 км и опустились у Белостока.
Русская авиация делала все, что было в ее силах, чтобы облегчить положение пехоты. <Муромцы> за 10 месяцев 1915 г. совершили 100 боевых полетов. 14 июня <Илья Муромец Киевский> под управлением летчика Башко провел удачную бомбардировку станции Прежеровск, где скопилось много железнодорожных составов. На корабле оставалось семь бомб. Прямым попаданием Башко удалось взорвать эшелон со снарядами. Движение поездов было приостановлено на целые сутки. С борта корабля наблюдались огромные языки пламени и клубы дыма, окутавшие станцию.
Немецкое командование пыталось сбить и захватить самолет <Илья Муромец> 6 июля 1915 г., когда Башко углубился в немецкий тыл на 40 км, на его <Муромец> напали три <Бранденбурга>. Русские летчики имели на борту только ружье-пулемет и карабин. С таким оружием отбиваться от немецких самолетов было трудно. Башко ранили но, превозмогая боль, он продолжал управлять самолетом. Противник нанес кораблю тяжелые повреждения: были пробиты баки с бензином, радиатор, трубки левой группы двигателей. Полет продолжался на двух моторах, а затем и они остановились из-за отсутствия бензина. Однако на этот раз экипажу удалось перелететь линию фронта.
5 октября три <Муромца> совершили налет на город Фридрихштадт, где находился центр снабжения немецкого фронта. На склады противника сбросили 48 ручных и одну 15-пудовую бомбу. Железнодорожной станции и складам был нанесен большой ущерб.
Русские летчики вели на фронтах героическую борьбу с противником. Об этом свидетельствует награждение в 1915 г. четвертой части всего офицерского летного состава орденами Георгия 4-й степени. 56 офицеров получили Георгиевское оружие. Солдатским Георгиевским крестом были награждены 115 солдат (25 %).
Несмотря на техническую отсталость самолетов и вооружения, русские летчики храбро сражались с противником. Можно сослаться на статью в австрийской газете , написанную в октябре 1915 г. немецким обозревателем военных действий на фронте: <Было бы смешно говорить с неуважением о русских летчиках. Русские летчики опаснее враги, чем французы. Русские летчики хладнокровны. В атаках русских, быть может, отсутствует планомерность так же, как и у французов, но в воздухе русские летчики непоколебимы и могут переносить большие потери без всякой паники. Русский летчик есть и остается страшным противником>.
Авиация России в 1914 г. потеряла 146 самолетов. В 1915 г. русские летчики продолжали оказывать поддержку армейскому командованию, в частности перед штурмом крепости Перемышль на нее сбросили 200 авиабомб. Летчик Н. А. Мулько двумя бомбами с высоты 900 м взорвал склад с патронами.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz