П.Д.Дузь "История воздухоплавания и авиации в России"
РАДИОСВЯЗЬ
Наряду с увеличением дальности и скорости полета на эффективность авиаразведки большое влияние оказала радиотехника. Накануне войны в виде опыта на русских самолетах стали применять радиотелеграфные установки при полетах длительностью до четырех часов.' Но, несмотря на то, что Россия положила начало радиотехнике, русские самолеты, за небольшим исключением, не имели радиопередатчиков. Многие начальники авиаотрядов недооценивали их. Один из них сказал: <Едва ли есть в них надобность, кроме того, отнимают энергию и осложняют конструкцию>. С течением времени это мнение пришлось круто изменить. Как и многие другие открытия, сделанные русскими учеными, радио раньше получило практическое применение за границей, чем в России. В 1911 г. был испытан изобретенный подполковником Сокольцевым радиопередатчик для самолета. Если бы Сокольцеву была предоставлена возможность усовершенствовать свою станцию, то русская авиация, надо полагать, уже к 1914 г. имела бы надежную связь аэроплана с землей. Однако русское ведомство оставило это изобретение без внимания. Лишь в конце 1915 г. русское командование приняло решение сформировать на фронтах 34 приемные авиарадиостанции. В отряды стали поступать приемные радиостанции и аэропланные передатчики на аккумуляторах. Летчики стали изучать азбуку Морзе. Аппараты закупались во Франции, их качество оставляло желать лучшего. В конце 1916 г. в России приступили к постройке искровых самолетных раций по заграничным образцам. Однако положительных результатов добиться не удалось.
В русской авиации большой популярностью пользовалась французская рация фирмы SFR типа By. Вместе с монтажным материалом ее масса составляла 24 кг. Дальность ее действия - 15 км. Русские летчики в то время вели разведку главным образом на самолетах <Вуазен>. Вся рация умещалась в небольшое ящичке размером 250х200 мм на полу кабины летчика-наблюдателя. Генератор и вертушка для приведения ее в действие силою встречного потока воздуха располагались обычно на верхней плоскости самолета, у центроплана. Антенна выпускалась на катушке сквозь дно самолета и оттягивалась грузиком. Передача велась ключом по азбуке Морзе. Средняя норма передачи - 120 знаков в минуту. Применялась также английская самолетная рация типа Стерлинга образца 1916 г. Ее масса - 20 кг. Длина излучаемой волны 100-340 м. Дальность действия до 30 км. Немцы также сконструировали искровой самолетный радиопередатчик образца 1915-1916 гг., массой 16 кг, позволяющий работать на расстоянии до 60 км.
В 1916-1917 гг. в России искровые самолетные радиопередатчики обеспечивали службу авиаразведки на расстояние до 150 км. Прием передач с самолета производился радиостанцией на радиоприемник с кристаллическим детектором. Первые рации были ненадежными, обладали незначительным радиусом действия и большой массой. Их крупным недостатком было наличие сильно затухающих колебаний, создающих большие помехи радиоприему. Изобретение в 1915 г. М. А. Бонч-Бруевичем высоковакуумной лампы ознаменовало революцию в радиосвязи. В 1917 г. ламповый радиопередатчик появился на самолетах.
Радиосвязь повысила эффективность авиаразведки. Ее данные теперь можно было непрерывно передавать командованию действующей армии. Благодаря радиосвязи стало возможным более эффективно использовать авиацию и для корректирования артиллерийского ошя. Корректировщик вылетал на боевое задание только после предварительной проверки радиоаппаратуры в наземных условиях.
Наземная радиостанция располагалась скрытно вблизи батареи, огонь которой подлежало корректировать. Обслуживание радиостанций возлагалось на радиоспециалистов - солдат, работавших под командованием опытного артиллерийского офицера из штаба артиллерийского авиаотряда.
На Юго-Западном фронте была организована радиошкола. В нее направлялись артиллерийски подготовки из них наблюдателей специальных авиационных отрядов, придаваемых артиллерийским соединениям. Первая группа обучавшихся состояла из 10 человек. В школе преподавали радиодело и корректировку артиллерийского огня. Начальником школы стал профессор военно-инженерной академии поручик Жилин. Радиослужбу фронта возглавлял генерал Закржевский.
Боевой опыт подсказал необходимость применять радио при разведывательных полетах в тыл противника. В начале сентября 1917 г. начальник авиационного отдела УВФ подполковник Селиванов дал указание: <Все аэропланы, кроме истребителей, должны быть приспособлены к установке на них станции беспроволочного телеграф.
К началу 1917 г. в каждом авиационном отряде уже насчитынались до 20 радистов, были установлены должности начальника радиослужбы отряда (он же летчик-наблюдатель) и старшего радиотехника отряда.
HTTP://ATTEND.TO/COMMI