П.Д.Дузь "История воздухоплавания и авиации в России"
ПОДГОТОВКА ЛЕТНОГО СОСТАВА
Вместе с возникновением военной авиации и военного воздухоплавания в России началась подготовка летных кадров. До начала первой мировой войны военное ведомство обучило около 300 пилотов. Основными центрами подготовки являлись военные авиационные школы в Гатчине и Севастополе (на реке Каче). В первой половине 1914 г., т. е. непосредственно перед началом войны, эти школы подготовили 133 военных летчика. Обучение летчиков велось также при аэроклубах Петрограда, Москвы, Одессы. Для военных воздухоплавателей был создан учебный офицерский воздухоплавательный парк.
В русском генеральном штабе считали, что авиационные отряды в случае войны будут обеспечены почти двойным составом офицеров-летчиков, поэтому никаких мобилизационных планов для гражданских летчиков не существовало. Даже когда вспыхнула война, в штабе верховного главнокомандующего продолжали считать возможные потери в летном составе весьма незначительными. Такая точка зрения находилась в соответствии со взглядами русского командования на боевую деятельность авиации в целом, исключавшими возможность воздушных схваток.
Первые дни войны как будто подтвердили правильность этих установок. В большинстве авиационных отрядов летчиков было больше, чем самолетов. Воздушный бой и гибель штабс-капитана П. Н. Нестерова считали случайным явлением. Поэтому с началом войны в подготовке летных кадров не произошло существенных изменений. Приток в авиационные отряды летчиков-добровольцев даже вызвал неудовольствие высшего командования. В ответ на поступившие по этому поводу многочисленные запросы верховный главнокомандующий русской армией великий князь Николай Николаевич в приказе от 25 октября 1914 г. писал:
"Прием в армию со стороны добровольцев-летчиков и летчиц казалось бы правильным обусловить лишь прибытием со своими собственными аппаратами, так как к представлению этим лицам казенных аппаратов, которых в большинстве отрядов недостаточно и для летчиков-офицеров, не имеется никаких оснований" 1. Кроме того, было дано указание не выдавать зачисленным в отряды добровольцам никакого содержания. В начале войны это правило соблюдалось. В этом приказе отразились недальновидность и некомпетентность главнокомандующего и окружавших его лиц в области авиации, непонимание ее боевого значения, предстоящих неизбежных больших потерь в личном составе, желание ограничить летные кадры узким кастовым составом.
Однако ход событий вскоре заставил военное ведомство вернуться к проблеме авиационных кадров. Развитие военных операций в первые три-четыре месяца войны поставило командование перед фактом потери значительной части летного состава.
Русские летчики, летая на самолетах, давно подлежавших замене или капитальному ремонту, несли большие потери и не только в воздушных боях от истребителей противника и его зенитной артиллерии, но и по причине неисправностей самих машин:
При вынужденной посадке на незнакомой местности из-за остановки Двигателя, при катастрофе в воздухе вследствие несовершенства конструкции самолета (разрушение аэроплана на части, переход в отрицательное пике, скольжение на крыло, штопор и пр.), при пожаре в воздухе из-за несовершенства двигателя, конструкции карбюраторов, бензопроводки и др. Большой интерес представил бы анализ причин катастроф, но для этого не имеется достаточно материала. О гибели летчиков старались не писать из ложного представления, что такие сведения могут устрашить молодых люден, решивших посвятить себя летному делу. Это, конечно, было неправильно. Общеизвестно, что только в том случае, если каждая катастрофа будет подробно разобрана, указаны причины, вызвавшие гибель самолета и его экипажа, можно избежать повторения роковых ошибок. Поучителен в этом отношении опыт моряков русского адмиралтейства, составивших в середине прошлого столетия "Летописи крушений и пожаров судов русского флота" (1855 г.). В предисловии ко второму тому летописи сказано:
"Насколько славные подвиги прошедшего могут подвигнуть к подражанию доблестям, настолько знание несчастных случаев обережет в подобных же обстоятельствах, потому что в большинстве случаев несчастья происходили от непредвидения той или иной меры предосторожности или нарушения того или другого забытого правила".
HTTP://ATTEND.TO/COMMI