П.Д.Дузь "История воздухоплавания и авиации в России"
БОМБАРДИРОВОЧНЫЕ ПРИЦЕЛЫ
С первых дней войны особое значение приобрели вопросы меткости бомбометания, возникла настоятельная необходимость в специальных прицелах для метания бомб. Летчики и летчики-наблюдатели по собственной инициативе изучали причины, влияющие на точность попадания бомб, разрабатывали элементарную теорию падения снарядов с летящего самолета. На основе их наблюдений в боевой обстановке создавались как теория, так и первые образцы бомбардировочных прицелов. Инициаторами были офицеры Толмачев, Н. И. Иванов, Шатский, А. Н. Журавченко и другие.
Изучением проблем прицельного бомбометания занимались и передовые ученые того времени Н. Е. Жуковский, Г. А. Ботезат, Тираспольский и другие. Над этой задачей работали многие техники, инженеры и студенты технических учебных заведений. Среди них наилучших результатов добились инженеры Гарф и Лебеденко, студенты Стечкин и Булычев.
Была разработана теория бомбометания и созданы прицельные приборы, обеспечивающие наведение самолета на цель и определявшие момент сбрасывания бомбы. Первые прицелы долго оставались в стадии опытных и продолжали совершенствоваться. Эта были, главным образом, угломерные приборы различной конструкции, позволявшие устанавливать угол прицеливания по данным путевой скорости и высоты полета. Углы прицеливания летчик-наблюдатель брал из баллистических таблиц профессора Г. А. Ботезата, изданных отдельной брошюрой, которую в случае вынужденной посадки в районе неприятеля полагалось уничтожить.
Насколько несовершенны были первые приборы для бомбо метания, показал опрос командиров авиационных рот, проведенный в августе 1915 г. заведующим авиацией и воздухоплаванием действующей армии. Когда командир 6-й авиационной роты запросил мнение начальников авиаотрядов о применяемых прицелах, то оказалось, что большинство из них "указанных приборов совсем не заводили", так как считали все существовавшие приборы малопригодными и не оправдывающими своего назначения. Командир авиароты утверждал, что "обыкновенный навык при достаточно выработанном глазомере в настоящее время стоит выше предложенных приборов; единственно заслуживающими внимания могут считаться приборы Толмачева (упрощенный) и Тирасполь-ского, но польза от них настолько проблематична, что начальники отрядов даже не настаивали на заведении их в отрядах" 1.
В ответ на телефонограмму авиадарма начальник 30-го корпусного авиационного отряда капитан Замитан 14 октября 1915 г. телеграфировал, что "специальных прицелов для сбрасывания бомб в отряде не имеется, имеется лишь приспособление для точного определения местонахождения аэроплана по отношению к цели, лучшее приспособление выработано поручиком Шатским, опыты производились лишь последнее время" 2.
Развитие бомбардировочной деятельности авиационных отрядов и эскадры многомоторных кораблей, высокие требования, предъявляемые войсковыми штабами к этому роду боевой работы, заставили с конца 1915 г. перейти к более широкому использованию прицелов для бомбометания. По поручению Комиссии по воздушной артиллерии Н. Е. Жуковский разработал таблицы для бомбометания с самолетов, в которых были установлены углы упреждения при сбрасывании бомб в зависимости от скорости самолета.
В сентябре 1915 г. Н. Е. Жуковский, выступая в Московском математическом обществе с докладом "К теории бомбометания с аэроплана", заявил: "В настоящее время имеются прицельные приборы, не требующие предварительного определения скорости полета аэроплана. Все они разделяются на два типа: в одних определяется момент бросания бомбы, в других - угол визирования, при котором надо бросить бомбу" 3.
Наибольшей популярностью у фронтовых летчиков пользовался прицельный прибор для метания бомб с аэроплана системы штабс-капитана Толмачева. Прибор состоял из специального секундомера со шкалой высот и лампочкой, укрепленного на браслете, который летчик надевал на левую руку, и визирного приспособления примитивного типа в виде четырех шпилек, вбитых в гондолу4. Секундомер предназначался для указания момента сбрасывания бомбы после предварительного двукратного визирования на цель. По отзыву комисии военного ведомства, осматривавшей прицел, секундомерное приспособление было "очень компактно, удобно в обращении, хорошо выполнено". Комиссия признала принцип действия прицела теоретически правильным, конструкцию-остроумной, а манипуляции-простыми.
Аналогичным был прибор Стечкина, который состоял из уголь-|ника с двумя визирными линиями и секундомера. Манипуляции |с ним были почти теми же, что и с прибором Толмачева. По словам |Н. Е. Жуковского, "... часы Толмачева отличаются от часов Стеч-[кина тем, что имеют только одну стрелку, изменяющую направление движения от нажима кнопки... Прибор Стечкина просто переделывается из обыкновенного секундомера с двумя стрелками" 1.
Н. Е. Жуковский отметил, что "пользуясь прицельным при-зром Стечкина и Толмачева, надо сбрасывать бомбу несколько |аньше указания стрелки часов при попутном ветре, а при встреч-|ом - немного спустя этого указания (при обыкновенном ветре |т 1 до 2 с), в случае же движущегося предмета нужно, наоборот, |ля предмета, догоняемого аэропланом, спускать бомбу после Оказания стрелки, а для предмета, движущегося навстречу аэроплану, спускать бомбу раньше указания стрелки".
Бомбардировочные прицелы имели недостатки, общие для 5ольшинства подобных приборов того периода. Основным из них 5ыл расчет бомбометания без учета бокового сноса и сопротивления воздуха. Поэтому, когда ось самолета отходила от направления его движения относительно земли, траектория полета бомбы ае совпадала с плоскостью визирования. Применять-такие прицелы можно было, лишь строго следуя по ветру или против него.
Технический комитет ГВТУ в составе авторитетных специалистов 26 марта 1915 г. признал желательным определить теоретически необходимые поправки к прицельным приборам Толмачева, рГираспольского и Лебеденко. Профессору Г. А. Ботезату, представившему исследование "О движении снаряда", были отпущены реобходимые средства и предложено руководить работой по определению этих поправок.
" 21 декабря 1915 г. Г. А. Ботезат представил на рассмотрение Технического комитета исследование "механических оснований Прицельного прибора штабс-капитана Толмачева" и сводку поправок, которые необходимо принимать во внимание при пользовании этим прибором. Исследование показало, что пренебрегать сопротивлением воздуха и влиянием ветра без большого ущерба для точности бомбометания нельзя. В некоторых случаях вследствие пренебрежения этими факторами при бомбометании по прибору Толмачева уклонение снаряда от цели может достигать одного километра
Профессор Г. А. Ботезат разработал круговую номограмму, заменяющую специальные таблицы. Она позволяла вводить в расчет поправку, учитывающую влияние сопротивления воздуха и ветра на полет бомбы. Введение таких поправок требовало после предварительного измерения скорости самолета обращения к таблицам или номограмме для определения первоначальной установки стрелки секундомера. Это усложняло пользование прибором Толмачева, заставляя летчика либо два раза пролетать над целью для определения скорости самолета и соответственной поправки, либо производить для того же предварительные визирования на какой-либо вспомогательный ориентир, лежащий на направлении движения самолета к цели.
Комитет отметил, что "автоматичность прибора штабс-капитана Толмачева от введения упомянутых поправок, считаться с которыми необходимо, исчезает". Докладывавший по этому вопросу генерал-лейтенант Н. Л. Кирпичев, являвшийся крупным ученым-механиком, указал, что метание снарядов по принципу Толмачева возможно и при помощи обыкновенного секундомера. Отсчет секундомера при втором визировании на цель дает время, необходимое для определения скорости самолета относительно земли. Отсюда можно определить, через сколько секунд после визирования следует сбросить снаряд. Для этого летчику-наблюдателю необходимо, заранее зная время падения бомбы с определенной высоты, вычесть его из времени, показанного секундомером в момент второго визирования, и сбросить бомбу спустя столько секунд, сколько составит разность между показаниями секундомера и временем падения бомбы.
Комитет принял предложение составить таблицы, которые могли служить для прицельного бомбометания при помощи обыкновенного секундомера. К этому времени в армию поступило уже большое количество приборов системы Толмачева, поэтому было решено издать к ним поправочные данные в виде таблиц и круговых номограмм профессора Ботезата упрощенного вида с исчислением высоты от 600 до 5000 м. Такими таблицами вскоре были снабжены почти все самолеты, состоявшие на вооружении русской армии.
Прицел Толмачева не устанавливался на многомоторных самолетах. Командование эскадры кораблей "Илья Муромец" отказалось от него из-за того, что его визир не обладал автоматически устанавливающейся вертикалью маятникового типа1. Всякая качка самолета затрудняла визирование цели. В условиях тесной кабины одномоторных самолетов, не позволявшей устанавливать сколько-нибудь громоздкие приборы, прицел Толмачева был приемлем. Просторная же кабина самолетов "Илья Муромец" позволяла применять приборы с автоматической вертикалью, которые с применением таблиц профессора Ботезата обеспечивали более высокую меткость бомбометания.
Заслуга создания этих приборов принадлежит членам экипажей самолетов "Илья Муромец" А. Н. Журавченко и Иванову. В начале войны артиллерийский офицер капитан Иванов, откомандированный на службу в эскадру воздушных кораблей, сконструировал прицел для сбрасывания авиабомб. Он представлял собой легкую рамку в форме усеченной пирамиды, свободно подвешенную на карданном кольце. Основание пирамиды представляло собой курсовую черту, разделенную поперечными делениями ценою 5°. Вдоль курсовой черты с помощью микрометра перемещался рычажок с визирной планкой. Установка последней производилась по угловой шкале. Угол прицеливания отсчитывался автоматически с помощью маятниковой подвески прицельной рамки в карданном кольце. Визирование на цель производилось по двум точкам на прицеле: центру карданного кольца и пересечению визирной планки с курсовой чертой.
Штурман сначала визировал местный ориентир под углом 45°, потом - по вертикали и засекал время полета между первым и вторым визированием (база пролета равнялась высоте полета), затем, зная время и определив по высотомеру длину базы промера, находил скорость самолета относительно земли. Полет производился в плоскости ветра. Пользуясь баллистическими таблицами Г. А. Ботезата, штурман находил угол прицеливания по высоте и путевой скорости и устанавливал под найденным углом визирную планку прицела. При подходе к цели, когда прицельный луч пересекал цель, сбрасывалась бомба.
Предпринимались попытки установить прибор капитана Иванова на аппаратах корпусной и армейской авиации, но особенности конструкции не позволили широко применить его на одноместных и двухместных самолетах. Эффективно пользоваться прицелом капитана Иванова можно было только на кораблях типа "Илья Муромец", так как установка его требовала люка в полу гондолы и удобного подхода для визирования. Прицельный прибор Иванова сослужил немалую службу в боевой работе эскадры тяжелых самолетов. Даже в ставке верховного главнокомандующего отмечали, что эскадра имеет "прибор для точного сбрасывания бомб с кораблей"1.
Капитан А. Н. Журавченко сконструировал остроумный прибор, названный им "ветрочетом"2. Он состоял из нескольких масштабных линеек, шарнирно соединенных между собой и позволявших делать построение векторного треугольника скоростей самолета, ветра и результирующей путевой скорости. При помощи этого прибора стало возможным точно определять угол сноса самолета. Верховное командование признало, что прибор позволяет "точно производить бомбометание по намеченным in лям, подходя к ним с любой стороны, не считаясь с направлением ветра, кроме того, благодаря ветрочету явилась возможность введения поправок при ирокладывании курса по компасу ночью в облаках" 1.
Прицельный прибор Иванова, ветрочет Журавченко и таблицы Ботезата позволяли русским летчикам эффективно проводить бомбометание. Председатель подготовительной авиационной комиссии Особого совещания по обороне государства докладывал:
"Бомбометание в эскадре поставлено на значительную высоту;
по заявлению генерал-майора Шидловского, оно носит характер артиллерийской стрельбы, причем процент попаданий значителен и колеблется в зависимости от опытности личного состава от 60 до 90 %"2. Такой процент попаданий даже для совершенных прицельных приборов считается высоким.
Помимо принятых на вооружение приборов Толмачева и Иванова, военному ведомству были представлены на рассмотрение и другие прицелы. Среди них прибор инженера Гарфа, рассчитанный на бомбометание с поправками на ветер. Теоретически он был хорошо обоснован, в конструктивном отношении представлял собою довольно громоздкий и сложный в обращении прибор лабораторного типа. Комиссия по изучению воздушной артиллерии в конце 1916 г. предложила изобретателю видоизменить его, уменьшив габариты. После таких переделок и в случае удачных испытаний военное ведомство намеревалось заказать 100 приборов. Однако в ходе войны этот прицел практического применения в авиации не получил.
Профессор Г. А. Ботезат разработал оптический прицел для бомбометания. Военное ведомство предполагало заказать 200 таких прицелов, но их изготовление затянулось, так как ни одш; завод в России не мог в то время выполнить заказ. Оптические прицелы пытались применять и артиллерийские офицеры эскадры тяжелых кораблей. Но слабо развитая оптическая промыщлен ность России не позволила осуществить их постройку в значи тельном количестве.
В конце 1915 г. студент Петроградского университета Г. Бу лычев предложил прицел и бомбосбрасыватель новой системы К своему изобретению он приложил подробные чертежи и "Объяс нительную записку прицела и бомбомета с летательных аппара тов" 3, в которой теоретически правильно обосновал применени' угломерного прибора для бомбометания. В качестве прицела предлагалось применить зрительную трубу с перпендикулярно перекрещивающимися нитями. Прицел снабжался электромагнитом. Достаточно было нажать кнопку, замкнуть цепь, и "бомбомет" мгновенно сбрасывал бомбу.
Не добившись реализации своего изобретения, Г. Булычев обратился с письмом к верховному главнокомандующему. Заведующий авиацией в действующей армии, признавая правильность принципа действия прибора, доносил начальнику штаба верховного главнокомандующего: "Предложенные студентом Булычевым прицел и бомбомет ввиду их громоздкости не могут быть установлены на аппаратах существующих систем, а потому, естественно, и являются непригодными" 1. Предложение было отклонено; между тем на тяжелых кораблях типа "Илья Муромец" прибор Г. Булычева, несомненно, мог найти эффективное применение. Основные принципы этого прибора позже получили развитие в авиаприцелах за рубежом.
В самом начале войны московский губернатор профессор Муравьев телеграфировал заведующему авиацией в армии: "Сегодня из Москвы едет в Петроград инженер Лебеденко и везет в Главное инженерное управление изобретенный им аппарат прицельного автоматического метания бомб с аэропланов по неподвижным и движущимся целям, основанный на новом принципе измерения относительно скорости аэроплана и цели". Н. Е. Жуковский так описал этот прицел: "Прибор Лебеденко устроен так, что в нем летчику нужно только, поворачивая трубку руками, постоянно держать предмет на перекрестных нитях" 2. Изменение углов в пределах известного времени, сбрасывание бомбы при нужном угле производились автоматически с помощью часов и барометра, помещенных в неподвижной части аппарата.
Прибор угломерного типа инженера Лебеденко вместе с бомбо-сбрасывателем вертикального типа с кассетой на два снаряда был принят как опытный на вооружение для самолетов "Вуазен", строившихся на заводе "Дукс". Было заказано в виде опытных образцов 20 приборов системы Лебеденко, причем 15 из них в конце 1915 г. приняты в казну и отправлены для дополнительного изучения в Севастопольскую школу авиации и в Киевскую школу наблюдателей 3, а также в отдельные фронтовые отряды.
На самолеты "Вуазен", выпускавшиеся заводом Щетинина в Петрограде, ставились прицельные приборы профессора Тирас-польского. Комиссия по изучению воздушной артиллерии на заседании 22 декабря 1916 г. признала, что лучшими прицельными приборами она считает приборы инженера Гарфа, капитана Иванова, профессора Ботезата4. Комиссия рекомендовала заказать 100 приборов капитана Иванова, добавив к нему особую защиту от ветра, "совершенно необходимую при применении этого прибора на малых аппаратах". Фронтовые летчики предпочитали пользоваться прицельными приборами Толмачева.
Для обучения летного состава бомбометанию применялся специальный прибор, сконструированный Никольским. Прибор состоял из зеркала на треноге, имевшего площадь около 1 м2, установленного на поле в центре белого круга мишени. Перпендикулярно к зеркалу крепилось визирное приспособление. На зеркало в определенном масштабе наносилась сетка. К прибору прилагались специальные таблицы, в которых по высоте полета и скорости самолета давались расстояния от центра мишени в масштабе зеркала до требуемой точки сбрасывания. Летчику устанавливалась заранее высота, с которой он должен производить бомбометание, давался сигнальный пистолет, из которого он стрелял в нужный момент. Летчик должен был .приближаться к мишени обязательно против ветра, так как иначе трудно было учитывать ошибки. Инструктор вел по зеркалу за изображением самолета небольшой угольник, который останавливал в момент выпуска сигнальной ракеты. По месту положения изображения самолета на зеркале в момент сигнала определяли ошибку в прицеливании 1. С помощью прибора Никольского летчики обучались практическому бомбометанию, не расходуя бомб.
Оптические прицелы для сбрасывания бомб, сконструированные отечественными изобретателями, не получили в России широкого применения. На вооружении же германской авиации, опиравшейся на развитую оптическую промышленность, помимо простых механических прицелов Герца состояли оптические бомбардировочные прицелы. Они выпускались фирмами Герца и Цейса и их принципиальные схемы идентичны. Прицелы представляли собой оптические трубы перископического типа, помещавшиеся внутри кабины. Сквозь отверстие в ее дне наружу выходила головка прицела с поворотной призмой. Прицел как оптический угломер позволял визировать цель под углами от +60° вперед до -10° назад от вертикали. Его вертикальное положение обеспечивалось специальным фокусным уровнем. В поле зрения прицела летчик-наблюдатель видел продольную курсовую черту, пересеченную по середине поперечным штрихом; шкалу углов визирования от +60 до -10°; подвижный треугольный указатель, показывающий на шкале угол между осью прицела и центральным визирным лучом прицела; пузырек уровня в виде подвижного колечка. На верхней головке прицела находился барашек, вращая который летчик-наблюдатель задавал любой наклон визирному лучу и одновременно перемещал треугольный указатель, показывающий по шкале изменения наклона визирного луча в градусах.
Работа с прицелом сводилась к определению при подходе к цели путевой скорости самолета путем измерения скорости пролета базы, равной обычно половине высоты полета, с последующим определением по специальным таблицам требуемого для цанной высоты и скорости угла прицеливания. Полученный ч ', таблицы угол устанавливался на прицеле. В момент, когда ш'.,". приходилась на центр поля зрения (перекрестия), летчик-наблки.1-тель сбрасывал бомбу. Прицелы Герца и Цейса предназначались для бомбометания в плоскости ветра.
Авиация союзнико'3 пользовалась в основном простыми механическими векторными прицелами типа Вимперис, укреплявшимися на борту гондолы летчика-наблюдателя с наружной стороны.
Анализ развития прицельного бомбометания в годы первой мировой войны, явившейся серьезным экзаменом для нового вида вооружения, показывает, что отечественные специалисты и практики летного дела сделали ценный вклад в дело развития прицельных приспособлений, главным образом, механического типа. По результатам бомбометания эти прицелы не только не уступали заграничным, но зачастую превосходили их.
HTTP://ATTEND.TO/COMMI