П.Д.Дузь "История воздухоплавания и авиации в России"

АВИАЦИОННЫЕ БОМБЫ

Бомба для Ильи Муромца (640 кг); JPG SIZE=48676 b

Уже первые боевые полеты самолета "Илья Муро-Врец" в глубокий тыл противника сопровождались сбрасыванием ВВомб на военные объекты. Эти самолеты в то время брали 15- 20 бомб, в основном пудовых и 25-фунтовых. Возможности бомбометания ограничивало отсутствие авиабомб достаточной мощности и прицелов. Россия располагала разработанными капитаном Толмачевым каплевидными бомбами для сбрасывания с дирижаблей. Но практика бомбометания показала, что для тяжелых самолетов типа "Илья Муромец" нужны авиабомбы крупного калибра. Военное ведомство поставило перед учеными и специалистами задачу создания фугасных, осколочных и зажигательных бомб. К разрешению этой задачи был привлечен и профессор Н. Е. Жуковский. А пока не появились специальные авиабомбы, практики летного дела осуществляли бомбардировки неприятеля с помощью примитивных авиабомб и специальных стрел.
Полковнику Печенкину удалось разработать специальные ударные трубки и применить их к 42-линейным гаубичным снарядам, которые сбрасывались с аэропланов взамен авиабомб. Воздухоплавательное отделение ГВТУ отмечало, что это усовершенствование "дало возможность в первое время войны, когда других снарядов не имелось, производить бомбометание с аэропланов" х. Одновременно в мастерских авиационных отрядов началось изготовление специальных пуль для поражения кавалерии и пехоты противника. Эти пули применялись наряду с трофейными стальными стрелами. Пули и стрелы размещались в специальных кассетах, которые подвешивались под фюзеляжем самолета, и выбрасывались на цели из ячеек кассеты пачками. Падение пуль и стрел сопровождалось резким свистом, действовавшим на психику противника.
Даже в 1917 г. военное ведомство в массовом количестве заготовляло такие пули. Акционерному обществу "Дека" (бывшее товарищество "Дюфлон-Константинович и К°") в начале этого Года было заказано 400 тыс. "пуль для метания с аэропланов" 2. Завод к июлю сдал этот заказ армии.
Уже и начале воины русские летчики, имея на вооружен in. примитивные авиабомбы, нанесли военным объектам противник;: немалый урон. Например, в ноябре 1914 г. Брест-Литовский кре постной и 24-й корпусной авиаотряды сбросили на крепост!, Перемышль 23 бомбы общей массой 470 кг 1. По сведениям, полу ченным штабом 11-й армии путем опроса пленных, выяснено, что бомбы причинили повреждения электрической станции, казар мам уланского полка, обозам, попали в орудийный склад, склады снарядов, место расположения сферического аэростата, произвел;. много пожаров.
Война показала эффективность зажигательных бомб. Их из готовлением занимались многие фронтовые летчики и военньк инженеры. Одну из них изобрел подполковник Калиновский Неплохой зажигательный снаряд для метания с аэропланов удалось изготовить в 1915 г. прапорщику Голубу. Первые зажига тельные бомбы изготовлялись с применением белого фосфора Острый дефицит этого химического элемента заставил искатг заменители. Для самолетов "Илья Муромец" изобретатель П. А. Ар хипенко предложил зажигательный снаряд в виде бочки, напол ненной бензином с прибавлением небольшого количества эфира которая, по мысли изобретателя, должна была подвешиваться на специальном тросе под самолетом. Предполагалось, что сбро шенная на неприятельские колонны бочка с подожженной жидко стью разобьется и море огня от горящих газов бензина произве дет в рядах неприятеля огромное опустошение и замешатель ство 3. Воспламенение бензина в этом снаряде обеспечивалосг также с помощью фосфора. Это обстоятельство заставило военное ведомство отказаться от предложения изобретателя.
Заведующий авиацией и воздухоплаванием в действующей армии в июле 1915 г. обратился к профессору Н. Е. Жуковскому с просьбой изыскать способы изготовления зажигательных авиабомб малого и большого калибров. Для организации опыто1 ГВТУ отпустило в его распоряжение 1500 руб.4 К решению задачи Н. Е. Жуковский привлек своих учеников Б. Н. Юрьева, Б. С. Стечкина, В. П. Ветчинкина и других. В короткий срок в аэродинамической лаборатории МВТУ были изготовлены и испытаны зажигательные бомбы. 14 сентября 1915 г. Н. Е. Жуковский составил для военного ведомства отчет об этих испытаниях 5, к которому прилагались протокол испытания и два чертежа.
Эти документы свидетельствуют, что ученым удалось создать весьма эффективные зажигательные снаряды. Из нескольких систем, испытанных при лаборатории, наиболее удачными были малые авиабомбы, спроектированные Б. Н. Юрьевым и Б. С. Стечкиным. Зажигательп!,;!! cii.i;i:.i;i прапорщика Ь. 11. Юрьег.. --""грела"-состоял ,i ; тот,.стенного сч.^.да и специаль,: iro I циспособления для разбрызгивания горючего. "Стрела" сбрасы-гллась с крыши МВТУ и, как свидетельствует Н. Е. Жуковский, давала большой радиус зажигательного района".
Однако сбрасывание стрел с незначительной высоты не давало 1:олной картины испытаний. Н. Е. Жуковскому удалось добиться .прикомандирования для проведения опытов летчика Гулевича с самолетом "Ньюпор" 1. После того как зажигательные снаряды были сброшены с самолета, Н. Е. Жуковский пришел к выводу, "что горючая жидкость, падая на землю с большой высоты в тонкостенных сосудах, сама весьма хорошо разбрызгивается, потому специальных приспособлений для разбрызгивания, как это было в стреле Б. Н. Юрьева, нет надобности применять".
Зажигательный снаряд Б. С. Стечкина и Синягина состоял из бычьего пузыря, наполненного паклей, бензином и нефтяными остатками. Воспламенителем служили две стеклянные пробирки, вставленные одна в другую. В одной находилась серная кислота, в другой - вата, осыпанная марганцовокислым калием. При падении пробирки разбивались, и смесь воспламенялась. Как утверждал Н. Е. Жуковский, "при сбрасывании с аэроплана зажигательных бомб Б. С. Стечкина (около 20 штук) не было ни одного отказа"2. Снаряд студента А. А. Микулина относился к бомбам тяжелого типа. Он состоял из жестяного корпуса, наполненного паклей, нефтью и бензином. Бомба в своей верхней части была снабжена четырехлопастным стабилизатором. В нижней части находился ударный воспламенитель с предохранительной чекой и воздушным винтом, заимствованный из взрывателя, разработанного для фугасных авиабомб капитаном Орановским. При ударе снаряда о землю на жало ударника садился патрон с дымным порохом. Вспышка пороха воспламеняла содержание авиабомбы.
Аэродинамическая лаборатория МВТУ изготовила 15 бомб системы Стечкина и 20 бомб системы Микулина для испытания в боевых условиях в авиаотряде, находившемся в крепости Иван-город. В испытаниях участвовал полковник Вегенер, командовавший там воздухоплавательной ротой.
Технический комитет ГВТУ под председательством военного инженера генерал-лейтенанта Н. Л. Кирпичева 21 сентября 1915 г. Рассмотрел предложенные Н. Е. Жуковским зажигательные бомбы. Комитет отметил, что снаряд, разработанный Стечкиным и Си-чягиным, "является опасным в обращении, так как его воспламенитель при попадании в него пули может загореться на аэроплане". Что касается авиабомбы Микулина, то было принято следующее решение: "зажигательный снаряд студс-ш-а Микулина своему и;, значению удовлетворяет и может бьгп, допущен на сн.южсн; авиационных частей"1.
Таким образом, в результате работы коллектива с: ' п МВТУ под руководством Н. Е. Жуковского в коротки создана зажигательная авиабомба большой мощност на вооружение. Однако вопрос о зажигательные калибра не был решен, в них на фронте ощуи :нужда. В авиационных отрядах в боевой обстано;. опыты по изготовлению зажигательных авиабомо.
Во 2-м армейском авиационном отряде, которым 1дова;[ Е. Н. Крутень, в ноябре 1915 г. была испытана зажиг. льна";бомба, изобретенная подполковником В. И. Горчинс. л. Ei металлический корпус имел в головной части утяжелени. л сч( 1000-1200 г свинца. Бомба наполнялась бензином. Вое venr телем, смонтированным по принципу артиллерийского служил фосфористый терочный состав. Снаряд имел м,ч;' 4 кг, был снабжен стабилизатором. На самоле! брали 12-16 таких бомб. Летчик Шебалин c6pi из них с высоты 200-250 м. Испытание показало падении глубоко уходит в грунт, бензин не pacii.;-поверхности, а быстро сгорает в воронке. В отряде и;',........ :дующему заключению: "Бомба вполне безопасна и имеет наде;, воспламенитель, но требует развития горючего состава для ряжения и изменения наружной формы, после чего необхо произвести еще испытание" 2.
Командиры авиационных отрядов, пытаясь ускорить per' вопроса о зажигательных бомбах небольшой массы обрлщ в Авиаканц, последняя ставила этот вопрос перед Военн'" ;
ческим управлением и Военно-промышленным комитетом. :
промышленный комитет Москвы обратился к прива1 Московского университета Е. И. Шпитальскому с просы екать возможность получения белого фосфора из красно;:. ный изготовил 50 авиабомб небольшого размера, не треоу:
фосфора. 27 июня 1915 г. они были переданы в распоря>г;
командира авиаотряда при 1-й армии капитана Медведева.
Как утверждал Е. И. Шпитальский, испытание ави<:
в боевой обстановке дало положительные результаты: "30 :
Московским военно-промышленным комитетом была пол от господина командующего первой армией генерал-лей rei Литвинова телеграмма с выражением благодарности мне и сотрудникам".
В результате упорного труда многочисленных изобрета была найдена наиболее рациональная форма зажигательной бомбы. До конца войны на вооружении состояли различп.ч' титл таких бомб, проверенных в процессе боевой практики.
Одновременно осуществлялось усовершенствование фугасных и осколочных бомб. В начале 1915 г. в штаб верховного главнокомандующего стали поступать сведения о немецких авиабомбах, дающих большое количество осколков. После одного из налетов эскадры самолетов "Илья Муромец" на аэродром в Яблонне генерал-майор В. Шидловский доносил в Ставку: "Наши бомбы, насколько позволил судить опыт последних бомбометаний, имея значительные фугасные действия, почти не дают осколков, что значительно уменьшает сферу поражаемого пространства". В. Шидловский особенно подчеркивал необходимость "снабжения воздушной эскадры снарядами, дающими большее количество осколков, и, наконец, желая еще больше развить активные боевые действия нашего воздушного флота, ходатайствую о присылке для опыта бомб с зарядами в 10, 15, 25 пудов тротила в бомбе, не менее двух снарядов каждого типа"1.
Под давлением фронта ГВТУ приступило к срочной разработке специального типа авиационных бомб фугасного и осколочного действия. К середине 1915 г. капитану Орановскому удалось сконструировать вполне удовлетворительный тип авиационной бомбы, которая была принята на вооружение. Фугасные бомбы Оранов-ского имели металлический корпус каплевидной формы и начинялись тротилом. Детонатором являлся небольшой заряд тетрила. Бомба снабжалась стабилизатором. Взрыватель донного типа с замедлением 0,13 с имел ветрянку, которая предохраняла бомбу от преждевременного взрыва. После сброса бомбы ветрянка силою воздушного потока вывертывалась и освобождала ударник. Бомбы с таким взрывателем действовали безотказно.
На фронте корпусные и армейские авиаотряды применяли фугасные бомбы системы Орановского массой 4, 6, 10, 16, 32 кг. Они сбрасывались в основном с самолетов "Вуазен" и "Фарман". Бомбы массой 48, 80, 160, 240 и 400 кг поступали в эскадру воздушных кораблей и сбрасывались на важные военные объекты противника. В начале 1916 г. на Балтийском судостроительном заводе были изготовлены авиабомбы массой 640 кг, предназначавшиеся для бомбардирования с самолетов "Илья Муромец" германской базы подводных лодок в оккупированной Либаве. Создание бомб такой массы было крупным достижением.
Были созданы также и осколочные авиабомбы массой 4 и 10кг с взрывателем того же типа, что и для фугасных авиабомб. В носок снаряда ввертывался упорный стержень длиною около Уз м. на конце которого находилась круглая пластинка, препятствовавшая углублению бомбы в землю. Это обеспечивало поверхност-чый разрыв и хорошее рассеивание осколков.
В лаборатории при МВТУ Н. Е. Жуковский орган и изучение аэродинамических свойств принятых на воог авиационных бомб. С этой целью проводились испытания \ деление предельной скорости десяти типов бомб массой 409 кг. Активное участие в работах принимали К А Г. М. Мусинянц и Г. И. Лукьянов. Опыты пок рость падения возрастает с величиной бомб. Для с; 409 кг она составляла 296 м/с. При падении с вьк..., , ,.,... щих 800 м, колебания крупных бомб прекращаются. "Бомб, в вертикальном направлении,-отмечал Н. Е. Жуковский,-будет двигаться так, как будто бы она ниспадала по вертикальной линии" 1. Этим самым было опровергнуто распространенное среди специалистов мнение, что колебания авиабомб служат причиной отказа ударных приспособлений.
Свое исследование Н. Е. Жуковский представил в Технический комитет ГВТУ, который 16 ноября 1915 г. постановил:
"1) исследование заслуженного профессора Жуковского о затухании колебаний больших аэропланных бомб принять к сведению;
2) выразить профессору Жуковскому благодарность комитета за доставление интересного для военного воздухоплавания исследования" 2.
Выводы ученого позволили вскоре перейти к производству авиабомб нового типа с уменьшенным стабилизатором.
Над усовершенствованием бомб в течение всей войны трудилась большая группа изобретателей. Особенно их занимала проблема дистанционного взрывателя. Изобретатель С. Ф. Дашкевич 25 сентября 1915 г. писал начальнику штаба Кавказского военного округа о том, что им изобретена "модель приспособления, при помощи которого каждая бомба, метаемая с аэроплана, может быть взорвана на желаемой высоте от места назначения независимо от высоты, с которой она брошена" 3. К сожалению, чертежи этого приспособления обнаружить не удалось, но по некоторым данным можно предположить, что С. Ф. Дашкевич сконструировал прибор, действовавший по барометрическому принципу. Капсюль авиабомбы разбивался механизмом, срабатывавшим от анероидной коробки на заранее установленной высоте, независимо от высоты сбрасывания бомбы. Как утверждал изобретатель, предварительные испытания устройства дали удовлетворительные результаты. Проект "дистанционной аэрошрапнели" был разработан Н. Д. Анощенко.
Благодаря исследованиям Н. Е. Жуковского и его учеников, работам Орановского, Калиновского и других изобретателей отечественная авиация получила на вооружение эффективные и надежные бомбы. Были изобретены также и термитные авиабомбы массой 8 кг и выше.
Русское общество по изготовлению снарядов и военных припасов освоило на своих заводах изготовление крупнокалиберных авиабомб. Например, в начале 1916 г. оно сдало военному ведомству 57 аэропланных бомб, в том числе массой 160 кг - 25, 240 кг - 15, 400 кг - 15, 640 кг - 2. Военный приемщик доносил 7 апреля, что бомбы "приняты и как годные своему назначению приготовлены к отправке"1.
Но в целом производство авиабомб отставало от потребностей фронта. Военным ведомством были установлены нормы "метательных снарядов с аэропланов". На каждый военный самолет армейского и корпусного типа полагалось 3200 кг бомб на год, на самолет "Илья Муромец" - 8000 кг. Общая потребность в авиабомбах в суммарной массе исчислялась на полтора года, начиная с 1 января 1917 г., в 3300 т. Между тем на складах было только 400 т бомб. Заводы срывали их поставку в установленные сроки 2. Все это ставило русские авиационные отряды в неравное положение по сравнению с противником, который не испытывал дефицита в авиабомбах.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz