П.Д.Дузь "История воздухоплавания и авиации в России"
СТРЕЛКОВЫЕ ПРИЦЕЛЫ
Слабым местом русского авиационного вооружения были прицелы. Над их созданием и совершенствованием трудились полковник С. А. Ульянин, профессор Тирас-польский, конструкторы Лебеденко, В. С. Вахмистров, А. И. Жу-равченко и другие. Вначале летчики при ведении огня пользовались примитивными механическими прицелами, которые зачастую состояли из двух гвоздей, вбитых в фюзеляж и на небольшом расстоянии друг от друга в таком положении, что линия визирования по ним была параллельна оси ствола пулемета. Позже появился кольцевой механический прицел - летчик визировал цель через кольцо и мушку. Впоследствии для турельных пулеметов стали применять кольцо с рассчитанным радиусом для взятия упреждения на цель и мушку-флюгер, которая учитывала собственную скорость самолета.
Следующим шагом было создание оптических телескопических и коллиматорных прицелов. Они имели преимущество в том отношении, что глаз видел и сетку, и изображение цели на ней в одной плоскости, тогда как в кольцевом прицеле глазу приходилось приспосабливаться к тому, чтобы одновременно отчетливо видеть находящиеся от него на различных расстояниях мушку, кольцо и цель.
Удачный коллиматор ный прицел, позволявший вести прицельную стрельбу по самолету противника, изобрел полковник С. А. Ульянин. Упреждение определялось по специальной кольцевой сетке, расположенной в фокусе объектива и подсвечиваемой специальной электролампочкой.
Конструктор Шихомский предложил коллиматор, вделанный в козырек самолета.
Поскольку большинство находившихся в строю боевых самолетов не имело хороших прицелов, УВВФ сделало соответствующие указания о приобретении и срочной доставке 600 прицелов из Франции. Своевременно и полностью этот заказ выполнен не был. Первые коллиматорные прицелы, появившиеся в России на самолетах иностранных конструкций, имели большие габариты и значительную массу. На отдельных машинах "Спад", поступивших из Франции, были установлены оптические прицелы типа "Альдис". Но таких прицелов не хватало, в них ощущалась острая нужда.
В России был создан значительно более компактный и легкий коллиматор ный прицел, чем "Альдис". Н. Е. Жуковский писал по этому поводу: "Окончивший нашу школу летчиков прапорщик Рубинский и лаборанты расчетно-испытательного бюро Ушаков и Раковский перестроили коллиматор ный прицел для стрельбы с аэропланов, преимущественно истребителей, по аэропланам.
Отдел изобретений при Московском военно-промышленном комитете, рассмотрев этот прибор, нашел его вполне удовлетворительным и выдал на него одобрительный отзыв.
Я со своей стороны считаю тоже прибор очень хорошим и думаю, что было бы весьма полезно воспользоваться им для нашего воздушного флота" 1.
Однако русская промышленность не смогла освоить этот прицел, и он не был принят на вооружение. Как видно из отношения начальника УВВФ от 25 октября 1916 г. Великому князю Александру Михаиловичу, "попытки заказать коллиматоры в России были сделаны, но ни один завод и мастерская за этот заказ не брались".
Отсутствие надежных прицелов ставило русских летчиков в неравные условия в борьбе с немецкими истребителями, имевшими хорошие цейсовские оптические приборы для ведения стрельбы из авиапулеметов.
В русской авиации не была решена задача вооружения. На 1 апреля 1917 г. в авиации числилось 1069 пулеметов, в том числе "Люис" - 479, "Кольт" - 352, "Виккерс" - 186, "Гочкис" - 52. В это число входили все запасные пулеметы, находившиеся в авиапарках, на центральном складе. Число пулеметов на самолетах было значительно меньше. Лучшими считались английские пулеметы "Виккерс". Они имели водяное охлаждение, которое, однако, при воздушной стрельбе не применялось. В кожухе были сделаны щели, через которые встречный поток воздуха охлаждал ствол пулемета. Питание осуществлялось не с помощью магазина, как у пулемета "Люис", а при помощи ленты из 1000 патронов, что повышало эффективность стрельбы. Пулемет "Виккерс" имел массу 12 кг, делал 350 выстрелов в минуту.
Результатом слабой вооруженности самолетов были большие боевые потери. К 1 июля 1916 г. в действующей армии значилось только 250 исправных самолетов, 133 находились в ремонте. Такое положение начальник УВВФ объяснял военному министру "громадной убылью аэропланов, главным образом, вследствие износа этих весьма хрупких машин, а засим авариями и потерями в боях". Но дело было не столько в "хрупкости" машин, и начальнику УВВФ правильнее было "засим" в своем докладе поставить на первое место. Громадные потери, доходившие в месяц до 50 % общего числа действующих боевых самолетов, в значительной степени были результатом их слабого вооружения. Начальник штаба 12-й армии доносил в Ставку в сентябре 1916 г.: "Моторов нет, нет аэропланов, пулеметов-полная неподготовленность... Молодежь самоотверженна, иногда приходится почти "на убой" посылать: вернутся, либо нет ... пока то, что делается, - выше всякой похвалы" 3. Бессмысленные потери летного состава - цена неподготовленности царизма в области вооружения самолетов.
Однако при всем этом немцы вынуждены были признать превосходство русских летчиков, это говорит о высоком мастерстве и исключительном мужестве русских пилотов. Доказательство этому можно найти в одном из приказов кайзера Вильгельма II, в котором он писал: "Я желаю, чтобы мои авиаторы стояли бы на такой же высоте проявления своего искусства, как это делают русские..."
HTTP://ATTEND.TO/COMMI