П.Д.Дузь "История воздухоплавания и авиации в России"

ТУРЕЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ

Пулемет Colt на самолете Лебедь-12; JPG SIZE=42543 b

Самолетам, выполнявшим бомбардировочные и разведывательные операции и залетавшим в глубокий twi противника, было крайне важно обезопасить себя от нападе-"ия истребителей. Поэтому многим русским конструкторам и Детчикам в ходе войны пришлось решать вопрос о турельных уста-човках под авиационные пулеметы. Некоторые из уже принятых к производству турелей оказались неудачными. Так, завод Лебедева работал над установкой инженера Шкульника. Она относилась к типу "круговых" и должна была обеспечить быстрое перемещение пулемета при стрельбе. Из 112 установок, заказанных военным ведомством, завод к началу 1917 г. изготовил 19. Когда дело дошло до стрельбы с самолета, конструкция оказалась слабой.
Большую ценность представляла турель инженера Л. Д. Кол-пакова, спроектированная под пулемет системы Кольта для самолета "Лебедь-12". Она крепилась к железному стержню, упиравшемуся в дно фюзеляжа и способному вращаться вокруг своей оси под углом, опираясь по окружности на борт фюзеляжа. При помощи червячной передачи установка могла подниматься вверх или опускаться вниз, одновременно вращаясь по всем направлениям. Акт испытания от 30 июля 1916 г. свидетельствует: "Стрельба возможна: вверх, вперед через крылья, назад горизонтально и вверх, вправо и влево; вниз горизонтально и вверх". Комиссия признала возможным допустить установку к применению на самолетах. 30 сентября 1916 г. УВВФ заказало 109 турельных установок Колпакова. Но их изготовление проходило медленно. В январе 1917 г. было принято лишь 23. Они с успехом применялись на самолетах "Лебедь-12", "Анаде" и "Сопвич". Ведомство признавало, что по сравнению с другими "пулеметные установки инженера Колпакова гораздо надежнее, удобнее и лучше во всех отношениях".
Не останавливаясь на достигнутом, конструктор в апреле 1917 г. предложил более совершенную турель. Она давала возможность поворачивать пулемет на 360° и вести стрельбу под большими углами возвышения. Монтировалась турель в круглой башне и опиралась на ее борт и дно с помощью штанги. Штанга имела сиденье для пулеметчика и крепилась нижним концом в центре дна башни. Была предложена также турель, которая укреплялась и двигалась на роликах по борту круглой башни независимо от пулеметчика. Однако установка со штангой являлась более прочной, удобоподвижной и благодаря хорошему упору мало утомляла стрелка. Поэтому технический комитет УВВФ в составе П. А. Ботезата, А. П. Фан дёр Флита, А. А. Лебедева и других признал 11 апреля 1917 г.: "Предложенные г-ном Колпаковым пулеметные установки его системы могут быть рекомендованы (предпочтительно тип со штангой) для оборудования на аппаратах типа "Лебедь-12", "Сопвич", "Спад" и т. д., т. е. на бимонопланах со стрелком сзади" 1.
Не ожидая заводских установок, многие мастерские авиаотрядов изготавливали самодельные шкворневые установки. Пулемет устанавливался на вертикальном стержне, который с помощью специального гнезда и шарнира обеспечивал движение оружия направо, налево, вверх и вниз. Шкворневые установки монтировались, в частности, на самолетах "Вуазен".

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz